Шесть легенд Туношенской земли Ярославии

      ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ
 
   Официально утвердилась такая легенда о происхождении на гербе Ярославля  медведя с секирой.   Будто Ярослав  Мудрый зарубил медведя на том месте, где сейчас центр Ярославля. Князь после победы  решает поставить крепость, а потом и город своего имени Ярославль. А медведь с секирой становится гербом нового града на Волге. Сказывают её  уже тысячу с лишком лет. 

     ТУНОШЕНСКАЯ ВЕРСИЯ 
     ВСТРЕЧИ МЕДВЕДЯ И КНЯЗЯ
 
   А где Ярослав повстречал впервые на Ярославской земле хозяина леса? Тут мнения  в далекие  века были разные и до нас дошли в таком виде. Не отстали от других и жители  Туношенской земли. Будто самая первая встреча князи и медведя произошла  у них. Сказывают, что  шел князь берегом Волги пока не попал на устье реки Великой. На том берегу увидел грозного медведя, потом  перебрался туда  и  стал гнать зверя до самой нынешней Стрелки. Там и порешил косолапого.  Как вообще могла возникнуть легенда о сражении с медведем и почему медведь на гербе с секирой воинственный? Если же князь был “медвежатником” (то есть охочим сражаться с  самым сильным животным наших краев), то медведь-то на его пути-счету мог быть и не один.
    А потому в Ярославле  в канун 1000-летия поставили два памятника медведям, один поднялся на дыбы, а другой - поспокойнее, с добытой на речке рыбой  в парке 1000-летия. Оба не вооруженные. А вот на гербе медведь с холодным оружием. Этот зверь  был священным  у  местных язычников. Содержался в клетке, и решили они натравить медведя на пришельцев  во главе   с Ростовским князем. Ярослав не просто пришел поохотиться, а место будущего города приглядеть, веру новую внушить местному населению - мерянам.  Князь в поход отправился с мечом на поясе, потому как очень редко кто-то добровольно отказывается от веры отцов и дедов.
    Вот поэтому и возникает легенда схватки двух носителей веры - старой и новой, в нашем случае медведя и князя.  Чтобы подчеркнуть воинственность священного животного местного населения, авторы легенды вооружили того секирой. А князь все-таки одолел его. А на месте памятного события город основали ...

                *  *  * 

   Туношенская версия не противоречит основной о князе и медведе. Кульминация и развязка легенды та же. Просто туношенцы  добавили предысторию  - первую встречу. Вполне вероятно, потому что в здешних краях медведей водилось не меньше, чем в других. Так что не всё просто с легендой.

   ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ.  О РОЖДЕНИИ  НАЗВАНИЯ РЕКИ ВЕЛИКОЙ

   Не раз  доводилось слышать о том, как  малую речку, впадающую в Волгу около села Туношна,  назвали громко – Великой. Будто во времена монгольского нашествия  в XIII веке с южной стороны утром шли воины Золотой орды и набрели на реку. Был туман такой, что противоположного берега не видно. Вот и показалось пришельцам, что перед ними не просто река, и не только большая, а великая. Эта история пересказана тысячи раз, а поэтому у местного населения и не вызывает сомнения.
    Но давайте, призадумаемся, все ли так просто с этой легендой и как  могла выглядеть в действительности та ситуация с названием?  Сначала уточним, на каком языке пришлые должны быть произнести название?
    Если предположить, что на тюркском языке, чужеземцы должны были воскликнуть: «Бейик идель (великая река)» или «бик зур идель (очень большая река)». Если у них был переводчик-толмач, то мог их возглас перевести на русский и тогда действительно прозвучало слово - Великая. 
    Вероятнее всего, в то туманное утро кто-то из пришлых мог водную гладь разлившейся речушки принять за ту самую Волгу.   А  Волга тогда действительно считалась Великой всеми народами, кто жил на ней, в том числе и волжскими булгарами, которые жили в низовьях большой реки, и раньше Руси были захвачены монголами.
                *    *     *
    Версия эта довольно правдоподобна, но местным жителям, конечно, милее и роднее первая. Скорее всего именно она продолжит путь в грядущие века. А эту гипотезу просто примем к сведению.

     ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ
     СОПЕЛКИ - СЕЛО ЗАГАДОЧНОЕ НА РЕКЕ ВЕЛИКОЙ

    Село это  назвали именем народного инструмента - сопелки, относящемуся к дудкам и свирелям. Очевидно,  первопоселенцы отличались любовью к музыке, народным мелодиям. Село Сопелки на реке Волга известно не только музыкальным названием.

     ОСОБЫЙ СПОСОБ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА
 
    При въезде в село пересекаешь мост через реку Великая. Справа течёт она, извиваясь до горизонта, и действительно кажется большой. Берега низкие. Именно в такие места весной идет на нерест рыба. Этим обстоятельством веками пользовались местные жители и преуспели в особом виде рыболовства.  Река Великая разливалась и  затапливала  большие территории. Сюда устремлялась на нерест щука - промысловая для жителей рыба. Чтобы больше её заходило, они делали каналы, чем создавали рукотворные заливы. Ну а, дальше проще простого - предки закрывали рыбе выход, брали острогу и били щуку. Сами кормились - и на базар. Каждая семья завела свой “рыбный огород”. Этот промысел давал возможность заработать “деньгу” и жить лучше, чем те, кто  только сеял и пахал и сильно зависел от погоды.   Экономическая свобода, похоже, сказалась и на образе мыслей жителей Сопелок.

          СТАРООБРЯДЦЫ 

   Село Сопелки  хоть не велико по размерам, но в давние времена было известно как один из центров старообрядчества России. Здесь селились «бегуны». Гонения были и при царе, и при Советах.  - От старообрядцев осталась легенда,- рассказывает жительница села Т.В. Бондарь,- будто от каждого дома шли какие-то тоннели. Людей старой веры наше поколение не застало, последние две староверки  были ещё до войны.      Сопелки для части богомольных людей России  имели статус одной из столиц старой веры. А места-то неприметные ... В новое время церковь отремонтировали, вернули в лоно РПЦ в год 200-летия храма.
 
       ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА  О ХРАМЕ

    У берега реки Великой  стоит храм. В архивных материалах приведены исторические факты. Церковь села Сопелки воздвигнута в 1797 году. Приход расположен в 10 селениях: Сопелки при р.Волге и Великой, Воробино, Орлово и Ярцево при р. Великой, Мужево при р.Шакше, Коргиш и Поповская, Бечевино, Пашино. До войны церковь принадлежала старообрядцам.
   Ещё запись о храме. Официальное название - Церковь Святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев, в Сопелках Ярославского района Ярославской области. Кирпичная церковь  в духе классицизма. Приземистый пятиглавый четверик с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Смоленский и Богоявленский (устроен после 1861 г.). Закрыта в конце 1930-х, колокольня сломана, занята складом. Возвращена верующим в 1997 г., отремонтирована.   По праздникам здесь местный батюшка о. Владимир проводит службу. Выходит, в  2012 году  юбилей - 215 лет.
 
     СОПЕЛКИ СЕГОДНЯ
 
     В селе несколько десятков человек. Летом в разы больше. Появились новые улицы - коттеджи. На берегу реки Великой обычно - рыбаки. Вокруг села поля и луга, причем ухоженные. Нынешние жители не утратили трудолюбие.  Для историков и краеведов Сопелки остаются самыми загадочными в округе. Могут быть открытия.

     ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ
     НЕЗАМЕЧЕННЫЙ ПРИ ЖИЗНИ, НО ЛЕГЕНДА ПОСЛЕ СМЕРТИ

    Список выдающихся художников России начала ХХ века (Левитан, Поленов, Иванов, Серов, Васнецов) был бы не полным, если бы не было туношенского художника Исаака Полиевктовича Батюкова (4 февраля 1865 года – 1934 года). В любом случае ныне в Третьяковской галерее «Крестьянская  девочка» туношенца рядом с полотнами гениев русский живописи.     Обидно, что при жизни у художника не было ни одной персональной выставки. Первая состоялась только  через три года после смерти в 1937 году.
   Не сильно признавали его  при царе, и при Советах - тоже.  Но тем не менее, в Ярославском районе, пожалуй, не было  художника, равного ему  в те годы  Это  был европейски культурный человек, Батюков  вошёл в историю по тому, что имел свою тему творчества, свой взгляд, которые сложились у него с детства в окрестностях Туношны. 
   Основное же образование художник получил (1889-1894) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором за картину «У приезжей подруги» был удостоен в 1894 году большой серебряной медали от Академии художеств. После окончания училища И. Батюков съездил в Париж, где брал уроки у Ф. Кормона. А закончил образование молодой живописец в Петербурге в Академии художеств (1898-1901) у В.Е. Маковского. Выпускнику главного учебного заведения России за картину «Прием новобранцев» было присвоено звание художника.  Творческое наследие И.П. Батюкова значительно. Он работал в различных жанрах. Написал много портретов и автопортретов (в том числе портреты отца и матери); многие работы художника посвящены жизни и быту окружавших его в деревне людей («Проводы», «За работой», «Воскресный день», «Мать и сын», «Проба голоса», «Удобный случай»).       Туношенская земля и вся ярославщина - боль и радость художника. И это нашло отображение на его полотнах.
    Произведения И.П. Батюкова охотно покупались  любителями изобразительного искусства. Ныне они широко представлены в музеях Ярославля, Иванова, других собраниях страны и Ближнего Зарубежья.  Но земляки его не забыли. исследованием творчества Батюкова занималась ученица Туношенской школы М. Качина. На основе ее работы в школьном музее создан стенд, посвященный  художнику  Исааку  Батюкову.

    ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ.
    О «СПЯЩЕЙ   КРАСАВИЦЕ» ИЗ ТУНОШНЫ

    У красивых легенд есть свойство превращаться в реальность, а потом даже обретать сказочность. И опять возвращаться в жизнь новой легендой.     Еще школьницей Юлия Гильфанова слышала, что у  церкви Рождества Богородицы есть своя тайна. В годы войны в храме были мастерские, склады для вооружения местного авиаполка, потом бухгалтерия, а затем он пришел в полное запустение. Только кое-где виднелись следы фресок. Рассказывали, будто  где-то под зданием есть подземный ход и склеп, в котором на цепях подвешен гроб с окошечком. И там покоится девушка ...   
    - Эта легенда сильно напоминала сказку о  «Спящей красавице», - вспоминает Ю.Р. Гильфанова. - Поэтому в неё верилось и не верилось. Но, когда закончила институт и стала   учителем истории, занялась краеведением, не раз возникало желание докопаться до истины. Делать это одной было сложно, склеп был полуразрушен, сведений мало … И вот на уроках  как-то рассказала в 1998-99-х годах ещё раз загадочную историю. И нашлись две девочки Карина Евдокимова и Наталия Милитеева, которые вместе с учителем истории О.Б Соколовой тоже загорелись желанием разобраться, а действительно ли был склеп, и вся это история с девушкой не выдумка ли?    
     Чтобы понять,  где правда, а где вымысел, пришлось вникнуть в историю церкви  Туношны, жителей, поднять документы о захоронениях. Однажды нашли материалы, в которых сообщалось, что действительно был склеп, но вход в него утерян. И вот первое открытие в том месте захоронение  - не девочка, а взрослая женщина,  которой было лет сорок и звали ее Софья Яковлевна. Была она незамужней, а поэтому  звалась девицей. Юные исследовательницы оказались дотошными. Они решили найти склеп и заснять на видеокамеру, что там было на самом  деле. Преодолев страх, они спустились под землю и  действительно нашли помещение, в котором мог быть гроб на цепях. Следы крепления нашли – на стене были выбоины.    Судьба захоронения вероятнее всего такая: когда Колмогоровы продали свою усадьбу в Туношне, то, скорее всего, гроб вывезли и перезахоронили.    Вот так была юными краеведами раскрыта еще одна загадка  - легенда Туношенской земли.

      ЛЕГЕНДА ШЕСТАЯ.
       ЛОМОНОСОВ ХХ века.
      ТУНОШЕНСКИЕ КОРНИ
      АКАДЕМИКА А.Н. КОЛМОГОРОВА

   В Туношенской средней школе к математике отношение особое. Ещё с детства ребята наслышаны, что  их земляк ученый-математик  с мировым именем  Андрей Николаевич Колмогоров. Он из рода Колмогоровых, которые в прошлом и позапрошлом веке жили в Туношне.
   - Усадьбу   в восемь комнат Яков Степанович Колмогоров купил у помещиков Варенцовых, - рассказывает краевед Ю.Р. Гильфанова. - Семья была большая - семеро детей. Именно здесь прошло детство знаменитого ученого.
   - Как случилось, что рожденный в Тамбове оказался на Ярославской земле?
   - Мать  Андрея Колмогорова — Мария Яковлевна Колмогорова (1871—1903) умерла при родах. Отец — Николай Матвеевич Катаев, по образованию агроном (окончил Петровскую (Тимирязевскую) академию), погиб в 1919 году во время деникинского наступления. Мальчик был усыновлён и воспитывался сестрой матери Верой Яковлевной Колмогоровой. Помогала и сестра Варвара.
Туношна была провинцией в окрестностях Ярославля, но тетушки Андрея  были, как ныне говорят, «продвинутыми» и создали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нем же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. До известной  алгебраической закономерности дошел своим умом!

    ПУТЬ В НАУКУ

В 1910 году, после переезда в Москву, Колмогоров поступил в частную гимназию Е.А. Репман, организованную кружком радикально настроенной интеллигенции. В 1920 году А.Н.Колмогоров поступил на математическое отделение университета (куда в то время принимали всех желающих без экзаменов) и одновременно - на металлургический факультет Менделеевского института. Но скоро интерес к математике перевесил всё остальное.
Окончив в 1925 году университет, поступил в аспирантуру.  После аспирантуры работал в НИИ математики и механики МГУ (в 1933-1939 и 1951-1953 годах был его директором). В 1930-1931 годах в течение девяти месяцев стажировался в университетах Гёттингена, Мюнхена и Парижа, где познакомился с Р. Курантом, Г.Вейлем, Д. Гильбертом и др. С 1931 года Колмогоров - профессор МГУ. В 1954-1956 годах, а затем с 1978 года и до конца жизни - заведующий отделением математики механико-математического факультета МГУ, с 1954 по 1956 год - декан факультета.

    ЛОМОНОСОВ  ХХ ВЕКА

    Когда довелось прочитать в одной из статей о том, что «широта научных интересов   выдающегося математика Андрея Николаевича Колмогорова беспрецедентна, подумал: если так, то по своей по универсальности этот ученый и мыслитель  в познаниях и исследованиях подобен нашему гению Михайле Ломоносову. Позже узнаю, что оказывается, Андрея Николаевича сравнивали и с другим великим ученым Дмитрием Менделеевым. Его имя ставили рядом с Пуанкаре и Гильбертом и даже великим Архимедом. Вот ведь как!
    Откуда такой масштаб личности у Андрея Николаевича? Ответ мы находим в высказываниях самого Колмогорова:- Я не только математик, но и естествоиспытатель.
   У легенды советской и мировой науки диапазон научных интересов  начинается  с метеорологии (Колмогоров был почетным членом Американского метеорологического общества) до теории стиха.  В 22 года он  уже пишет статьи в научных сборниках зарубежных изданий. Доклад Андрея Николаевича “Общая теория динамических систем и классическая механика” на Международном математическом конгрессе 1954 года в Амстердаме полностью воспроизведен в монографии.
Более того, помимо классической механики, Колмогоров внес выдающийся вклад в аэродинамику (теория турбулентности).
    А.Н. Колмогоров - это гордость жителей Туношенского поселения. В школах учителя призывают брать пример с этого земляка. И как не гордиться! Колмогорову принадлежит первое место среди отечественных математиков по числу иностранных академий и научных обществ, избравших его своим членом, а также университетов, сделавших его своим почетным доктором.
     Колмогоров внес уникальный вклад в дело распространения математических знаний. Он автор школьных учебников и многочисленных научно-популярных статей, инициатор издания физико-математического журнала для юношества “Квант”. Ему же принадлежит идея создания знаменитого интерната при МГУ для одаренных в физике и математике иногородних школьников. Многие ученики Колмогорова стали крупными учеными в разных областях математики, среди них - В.И. Арнольд, И.М. Гельфанд, М.Д. Миллионщиков, Ю.В. Прохоров и др.
   Умер Андрей Николаевич Колмогоров в Москве 20 октября 1987 года.
Земляки его помнят, им гордятся. Юные дерзают быть хоть в чем-то похожими на Ломоносова ХХ века.
 
           (Продожение следует)


Рецензии