В лабиринте трагедии индивидуальности
Режиссер Денис ХУСНИЯРОВ.
Художники-постановщики: Александр МОХОВ и Мария ЛУККА.
Художник по свету: Игорь ФОМИН.
Видеохудожник: Наталья НАУМОВА.
Композитор: Виталий ИСТОМИН.
Роли и исполнители:
Иванов Николай Алексеевич: Александр ИВАНОВ.
Анна Петровна: Анна ДЮКОВА.
Шабельский Матвей Семёнович: Засл. арт. России Борис ИВУШИН.
Лебедев Павел Кириллович: Алексей ТИТКОВ.
Зинаида Савишна: Нар. арт. России Антонина ВВЕДЕНСКАЯ.
Саша: Анна СЛЫНЬКО.
Львов Евгений Константинович: Константин ФЕДИН.
Бабакина Марфа Егоровна: Анна КОЧЕТКОВА (Лебедь).
Косых Дмитрий Никитич: Иван СТРЮК.
Боркин Михаил Михайлович: Олег СЕНЧЕНКО.
Авдотья Назаровна: Нар. арт. России Ирина СОКОЛОВА.
ТЮЗ им А.А. Брянцева. Санкт-Петербург. Премьера 02.2022
В спектакле «Иванов» Денис Хуснияров обращается к началу драматургического пути А.П.Чехова, произведению в котором великий писатель и драматург сделал свои первые шаги в исследовании темы драмы человеческой жизни. Этот сложный, многокомпонентный объект Чехов исследовал в фрагменте жизни обыкновенного человека, чей образ обозначен контурно на картине жизни человеческого общества. На его безграничном холсте он практически невидим, так как в его существование полностью форматировано средой его обитания. Хуснияров в этом сценическом воплощении чеховской мысли фокусирует внимание зрителя на персонаже, пространство его жизни интересно своей особой диспозицией, в нём персонаж символически удалённый от пространства его социализации, он личность, погружённая в состояние абстрагированного размышления. Другой интересной особенностью этого состояния существует в особой точке жизненных координат, которая находится на пересечении осей времени и пространства, между прошлым и будущем. На временном отрезке его жизни запечатлённом в сюжетном пространстве чеховского произведения её можно условно обозначить точкой безвременья.
Возникновение этой символической точки обусловлено особой формой внутреннего конфликта, в котором он подвергает критическому анализу парадигму собственного существования, переживает кризис личности, потерявшей жизненные главные ориентиры и понимание собственного предназначения в том мире. Это сложное психо- эмоциональное состояние и процессы спровоцированные его главный объект чеховского внимания в его изучении драмы человеческой жизни. Это состояние создаёт особую призму взгляда, через которую тенденции управляющие человеческим обществом, предстают для изучения в рафинированном состоянии, вне условностей эпохи места действия. В спектакле «Иванов» Хуснияров направляет взор зрителя через эту особую призму психо-эмоционального состояния, через неё он рассматривает картину человеческого общества. Главным фокусом зрительского внимания и объектом познания являются взаимоотношения личности и общества, которые были многосторонне изучены и подвергались детальному анализу во всех произведениях Чехова.
В спектакле Хусниярова пространство образа персонажа проецирует его эмоциональном состоянии, через него мы проникаем и изучаем его внутренний мир, в котором чеховский персонаж пытается уединиться, абстрагироваться от реалий повседневности и дистанцироваться от ликов своего прошлого. В этом состоянии он безразличный ко всему происходящему вокруг него и безучастно наблюдает людей и события, развивающихся в плоскости его социализации. Это не состояние апатии или прокрастинации, в нём он погружён процесс философского поиска, в котором он приходит к пониманию абсолютности собственного существования. В нём развивается синдром чужака, в котором он осознаёт свою непричастность и отчуждённость ко всему происходящему и людям пространства его жизни, с ними нет более точек соприкосновения и общих интересов.
В своих попытках осмыслить кризис собственной жизни чеховский персонаж приходит к пониманию, что на этом особом рубеже его жизни он должен найти для себя ответ на комплекс мировоззренческих вопросов, которые позволят ему создать новую парадигму существования и систему жизненных ценностей, которые позволят ему жить полноценной жизнью. В спектакле наше понимание природы его внутреннего конфликта находит своё расширение в изучении взаимоотношений персонажа и общества. В ней мы получаем возможность изучения взаимоотношений общества и личности, оказывающейся подчиняться поведенческим шаблонам и паттернам. В сюжетном пространстве этой истории мы получаем возможность познания морально-этической дилеммы чеховского персонажа, в которой модель человеческого общества репрезентативна, так как она предоставляет нам возможность изучения коллекции паттернов, восприятия человеческой жизни и роли индивида в общественном пространстве.
В этом направлении познания морально-этический кризис главного героя проецируется на людей пространства его социализации, в нём его попытки переосмыслить собственную жизни и желание найти выход из сурового кризиса личности не находит понимания. На сценическом холсте, изображающем картину жизни общества образ персонажа, познавшего кризис личности, выделяется на общем фоне, его образ более не органичный фрагмент этой картины. Он разрушает однородность среды его обитания, его попытки найти ответы на мировоззренческие вопросы посылают людям импульсы сомнений, которые выступают в качестве раздражающих факторов. Они выводят их из зоны душевного и эмоционального комфорта, побуждают их задуматься, взглянуть в пространство собственной жизни и попытаться там самим найти ответы на эти вопросы.
Чехов в своём изучении человеческого общества не случайно выбрал подобного персонажа в качестве объекта для анатомии человеческой драмы, для него этот персонаж - это история маленького человека, затерянного в безграничном океане человеческого общества, который скидывает вуаль анонимности и обезличенности в своём стремлении быть автором-создателем пространства собственной жизни. В начальной точки этой истории его индивидуальность полностью нивелирована, она скрыта за поведенческими паттернами и шаблонами человеческого общества. В общественном пространстве он – Иванов то есть человек – никто, один из океана людей незаметных в толпе. В спектакле этот никому невидимый, до этого момента персонаж своими попытками переосмыслить пространство собственной жизни неожиданно для его окружения обретает индивидуальные черты. Они выделяющие его образ на холсте, изображающем картину жизни человеческого общества, он становиться фактором прямого влияния на сообщество в котором он ранее был невидим. Этот момент, выделяющий человеческую индивидуальность, его когнитивную составляющей, интересен своей проекцией на человеческое общество, которая имеет индивидуальный характер в каждом персонаже этой истории.
Наше изучение этих многообразных индивидуальных проекций влияния предоставляет возможность сопоставительного анализа тенденций и паттернов общественного восприятия человеческой индивидуальности. Анализ проекций паттернов и тенденций восприятия в галерее персонажей спектакля позволяет нам увидеть и выделить в их многообразии некоторые точки, в которых они совпадают и однонаправлены. Они подводят нас к пониманию природы конфликта индивидуальности vs общество, при котором происходит отторжение человека, чья индивидуальность не соответствует установленным обществом шаблонам.
Этот конфликт сопровождается попытками общества форматировать индивидуальность, конфликтующего по своему образу и подобию для возвращения его в исходное до-конфликтное состояние, так как это позволит обществу восстановить однородность среды и вернёт её членов в состояние бессмысленного существования зоне комфорта и эмоционального благополучия.
В спектакле «Иванов» наше изучение этих двух конфликтов определяет путь нашего познания, в финале которого мы подводим к пониманию драмы чеховского персонажа и безальтернативности её финала. На картине какофонии человеческих амбиций и мнений персонаж Чехова абсолютно одинок, его попытки переосмыслить парадигму своего существования не находят понимания, все они разбиваются о скалы человеческих амбиций, цинизма и безразличия. В этой истории он узник, закованный в кандалы общественных паттернов, норм и шаблонов человеческого существования, а в его поиске ответов на жизненноважные вопросы он подобен путнику, блуждающему в поисках выхода в лабиринте человеческого безразличия и цинизма. Невозможность найти ответ на них и осознание безвыходности этой ситуации определяет его выбор, который абсолютно безальтернативен.
В спектакле «Иванов» Денис Хуснияров предлагает нам чеховскую историю в которой инсталлировано философское зеркало в котором каждый из нас может собственную, индивидуальную проекцию драмы пространство, которой вечно как весь этот мир.
Свидетельство о публикации №222031201070