23 Онегин и Русы. Версия этимологии термина рус по

Онегин и Русы
 Версия этимологии термина «рус» по роману Евгений Он Егин

***

Глава вторая романа Е.О. имеет в его плане Пушкина 1830 года названия «Деревня». 
Для этого эпиграфом к ней Пушкин берет слова внутреннего изгнанника «бессмертного труса» Горацио =
O rus! Hor.
О Русь!
О деревня!  Гораций  (лат .)

 Под зорким пахнущим взглядом аутопсиста этот эпиграф и его явная тайнопись наводит на коматозную мысль о следующей версии происхождения термина «рус»: русами назвали ту основную часть наемников спецназа, который был предназначен для колонизации Великой восточной равнины (ставшей затем в географии ВРР) силами империи франков – Франкского государства и затем ее потомком Священной Римской Империей  (СРИ). Эту часть «рус» набирали среди населения не городских (деревенских) поселений – «русий»  и потому эти отряды назвали русами или русью. Беднота деревень-русий СРИ охотно шла в наемные военизированные отряды  и топала на восток, ибо ей обещаны в награду одежда, корм, рабы  и земли … а также вино и женщины. Природа русов та же, что и тех, кто сейчас в окопах вдоль границы ДНР и Укропии.

Рус - не этнический термин. Хотя в этническом составе спецназа Рус основу составляли славяне - население тех общностей, которые в Византийский анналах истории называли славиями, а жителей – чаще словенами (возможно от *slove;ne – «те, кто говорит на понятном языке», те, кто не использует имперскую латынь…?).

 Колонизация  силами спецназа Рус и  купцами за их щитами и рейнскими мечами Земель от Балтии до Архангельска на севере, от Ладоги  и Оки до Волги в районе Нижнего на востоке и до Черного моря на юге привела к созданию восточной провинции ФГ и СРИ – Древней Руси = Русьской Земли.

Характерно по тексту Договора вождя русов Олега с греками от 907 (протокола о намерениях): 1)  русы представляют Великую Скифию с населением из полутора десятков племен местных (вост.) славян и аборигенов финно-угров = всех тех, кто «сущее под русью»!, но русов в племенном перечне нет; rus – рус = не этноним! это правящая каста!  2) знать (управленцыи купцы) в посольстве все иностранцы, имеющие франкские и скандинавские имена… = значит русам для решения военных задач колонизации военачальниками давали опытных «варягов» - рюриков-данов, рюриков  фризов, норманнов (норд-манов) или даже викингов-норгов итп.

Но уже в следующем  договоре 911 года мы находим не Скифию, а Русьскую Землю и ее князя – Олега!  Русы пришли к власти официально.

***

Ликбез  = РУСЬ: ГЕНЕЗИС ТЕРМИНА

Из материалов  "Отечественная история IX—XIX вв."
ВВЕДЕНИЕВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Существуют «фантастические» версии:
с VI в. Русь располагалась к северу от Черного моря и само образование Руського (лишь летописного) государства началось в районе его северного побережья. Предшественниками полян, о которых говорят русские летописи, согласно версии В. Щербатова, были племена хеттов-лувийцев и косвенно их предшественники хатты.
Некоторые  исследователи выступают за автохтонную (среднеднепровскую) этимологию понятия «Русь».

Лингвисты  А.И. Попов, Г.А. Хабургаев, Г. Шрамм  считают доказанной скандинавскую этимологию этого слова:  истоки названия «Русь» восходят ко времени, предшествующему славянскому проникновению на сев.-запад Вост. Европы, населенной западно-финскими племенами. Русами  тогда финны называли скандинавов.
 
На неславянскую этническую принадлежность первоначальной руси указывает и то, что летописец не включил их в перечень славянских племен.

Для многих этимология слов «русь» и «варяг»  тесно связана с вопросом «варяжского призвания» (также лишь летописного). Даже большинство современных антинорманистов соглашаются с тем, что варяги и русы — скандинавы, но  они не принесли государственность на Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники и были впоследствии ассимилированы славянами. Надо звать  антинорманистами только тех, кто отстаивал версию, что варяги и тождественные им русы — славяне – т.е. историков С.А. Гедеонова и Д.И. Иловайского.

Лингвист П.Я. Черных еще в 1940—1950-е гг. доказал несостоятельность производства термина «варяг» из скандинавских языков и закономерность его славянского происхождения. Из значения «варяга» как наемника, выводил его из славянского «варити» — охранять.

Исследователь Г.И. Анохин считает  термин «русь» — соционимом, а не этнонимом и, отождествляя его с варягами, кладет в основу синонима названия русов — варягов корень «вар» (от глагола «варити», т.е. выпаривать соль). Дело в том, что южноприильменские славяне, центром которых был город Руса, отличались от других славянских племен специфическим хозяйственным занятием — солеварением.
Слово «русь» в индоевропейских языках переводится как «богатый» или «дородный». В летописях нередки указания о том, что русы богаче и лучше оснащены. Руса имела предпочтение перед другими городами в силу того, что знаменитые Железные ворота и железная цепь, преграждавшие путь судам до получения с них пошлины, согласно легенде, были возле Русы на реке Ловать.

Нигде в Европе, кроме Приильменья, нет такого сгустка топонимов с корнями «рус» и «варяг». Располагая хорошей дружиной для охраны своих торговых караванов, жители Русы не отказывались и от наложения дани на едино- или иноплеменников. Новгородцы призвали из-за Варяжского моря (озера Ильмень) словенина Рюрика (имя означает «сокол-ререг», т.е. сокол малой породы) с братьями Синеусом и Трувором (также славянские имена, встречающиеся в некоторых средневековых текстах).

Однако, фра:
1) в Новгородской летописи в описании похода русов на Константинополь в 1043 г. мы встречаем прямое противопоставление руси варягам.
2) В рассказе о походе в 944 г. на Царьград ПВЛ упоминает русь наряду с варягами, словенами и кривичами.
3) Исследование летописей показывает, что отождествление руси с варягами не было первоначальным: введено составителем первой редакции ПВЛ 1111 г., а согласно Начальному своду 1093 г., варяжские дружины стали называться русью после того, как пришли в Киев.
4) Ибн-Хордадбех в середине IX в. говорит о купцах — русах, ему вторит Ибн-ал-Факих. У Абдул- Касима мы находим рассказ о вторжении русов в Аравию для овладения Багдадом.
5) Русь знали  в Византии начала IX в., т.е. до призвания варягов: о походах русов на Малоазийское побережье Черного моря рассказывают жития Стефана Сурожского (начало IX в.) и Георгия Амастридского (не позднее 40-х гг. IX в.). В 855 г. русы состояли в гвардии византийского императора и  византийцы не путали варягов и «росов».
6) У  ряда арабских писателей (Ибн-Рушт, Масуди и др.) русы противопоставляются славянам, но этнографические познания ученых мусульманского мира были более чем скромными: славянами они называли вообще всех русых, в том числе и финно-угров.
7) «Русы» в арабских источниках — это господствующая верхушка, так как арабы на Русь не ездили и имели дело только с верхушкой восточнославянского общества.
М.Н. Тихомиров считал, что первоначально русью, т.е. жителями Киевской земли, назывались только поляне и древляне.
 Но А.П. Новосельцев отмечал, что термин «Русь» только для Киевской земли используется не ранее XII в., когда начался распад государства.
Иные (ЕА. Мельникова, В.Я. Петрухин) уверены в том, что в летописной традиции XII в. «русь» имеет социально-терминологическое значение «дружина», т.е. вытесняет этническое значение.  Название «Русь» в территориальном значении начинает распространяться в Под- непровье вместе с утверждением в Киеве великокняжеской дружины Олега. Выделяются два этапа взаимодействия скандинавского и восточнославянского миров:
1) до середины IX в., когда произошло заимствование названия «Русь» как этносоциального термина с доминирующим этническим значением;
2) вторая половина IX — первая половина X в., когда в процессе консолидации разноэтнических территорий под эгидой великокняжеской власти возникло расширительное географо-политическое понятие «Русь» и «Русская земля».
Действительно, в летописях наименование «Русь» встречается в двух значениях:
- в широком смысле как все земли восточных славян
-  в узком — область Среднего Приднепровья.
В Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской летописях Русь (Киев, Чернигов и Переяславль) противопоставляют другим землям.

Подобное противопоставление «ближней» и «дальней» Руси мы находим и в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Достоверно известно, что уже в середине I тыс. н.э. зафиксировано название «славяне», а в IX—X вв. широко употреблялось слово «Русь». При этом одни имели в виду варяжско-славянских воинов, приходивших к Византии с севера, другие понимали под «Русью» территории, откуда приходили эти воины.
 
Наконец, в середине X в. в обиход входит понятие «Русская земля». Практически в рамках данного объединения и формировалась общность, которую историки назовут Древнерусским государством, или Киевской Русью.


Рецензии