Случай у села Нежатово

Это случилось 23 сентября 1942 года. Трое разведчиков во главе с лейтенантом Ряженцевым получили приказ выяснить обстановку в селе, которое недавно покинули немцы, и доложить о его состоянии.
Деревню фрицы заняли ещё в далеком мае месяце. Они въехали на машинах и танках в поселок и заняли плацдарм. Долго, целых три месяца, наши войска бились за Нежатово. Немцев-то выбили, но ценою огромных потерь... Фрицы перед уходом заминировали улицы и дома, а население бесследно пропало. Командование подозревало, что немецкие офицеры забрали жителей в качестве рабов, иначе объяснить было нельзя. Деревня находилась в Московской области. От Москвы до Нежатово было всего 87 км. Погода в те времена стояла не самая лучшая: вьюги сменялись проливными дождями. От деревенских дорог оставались метровые впадины, жидкие, грязекаменные оползни. Немцы постоянно посыпали их песком и щебнем, так как иначе грузовики буксовали, как и танки. К востоку от деревни примерно в 2 км протекала река, в честь которой назвали село и по которой прибывали немецкие паромы с пехотой и техникой.
Казалось, что это была полная победа. Но не тут-то было. Не успели советские солдаты полностью занять хутор, как снова началось наступление... Когда немцы были разгромлены по обе стороны баррикад, все стихло.
Трое разведчиков шли по главной дороге в деревню. Погода в этот день, на удивление, была прекрасная: солнце стояло в зените, поливая своими горячими золотыми лучами грешную черную землю. Небо было розово-синим, а кое-где встречались маленькие облачка. Разведчики подошли к деревне. Лейтенант остановил группу, и, повернувшись к ним, сказал следующее:
- Значит так, деревня большая, придется разделиться. Если что-то найдете, издадите клич- крякните три раза, - лейтенант поднес руки ко рту, и, сложив их в замок, крякнул три раза на весь поселок.
- Разрешите обратиться? - спросил один из солдат.
- Разрешаю.
- Где будет точка сбора?
- У деревенского колодца в той стороне, - Ряженцев вытянул руку и указал на старый колодец на площади.
-Теперь к делу. Рядовой Козлов!
-Я! - громко сказал парень лет восемнадцати. Он был крепким, как орешек, но худым, как спичка. Парень был одет в камуфляж, новые кирзовые сапоги и пилотку. Вооружен Козлов был старой «трехлинейкой», а на армейском поясе нес патроны.
- Ты идешь по правой части. Смотри по окнам, винтовку всегда держи наготове и тщательно проверяй все, что видишь.
- Есть!
- Старшина, Вы идете по левой части деревни, - сказал лейтенант.
- Слушаюсь, - сказал старшина Рудников.
Этот человек пережил гражданскую и первую мировую войну. Появившись на свет в далеком 1870 году, он принял на свою долю множество потрясений и потерь. Чувство долга никогда не покидало его. Даже в самые страшные времена. Рудников был одет, как и рядовой Козлов, только у него был ППШ. А еще вместо сапог полуботинки.
Сам же лейтенант ничем не отличался от других. Но только форма ему не шла совсем, да и сам он тоже не любил ее носить. Вооружен он был револьвером системы Нагана старого образца, а на шее висел бинокль. У него были пышные усы, как у гусара, а в душе он был очень гладким, как бритва, и добрым, как родная мать. Именно за это его уважали солдаты.
-Все, двинули! - сказал Ряженцев и, подняв отряд, двинулся по центру.
В деревне не было ни одного целого дома. Кругом одни руины. Лейтенант шел по главной дороге медленно и спокойно, но внутри него кипела злоба. Повсюду вместо кипящей жизни царила тоска, гулял ветер. Фрицы перед уходом сожгли поселок дотла, а после – сравняли его с землей. Выбитые стекла, мусор и не потушенный кое-где огонь - все это наводило ужас. Как оказалось позже, это было не самое страшное, что им предстояло увидеть…
 Центральная площадь представляла собой выложенную по кругу брусчатку с громадной деревянной тумбой посередине. Дома, окружавшие площадь, были целы. За тумбой друг за другом стояли три виселицы. На них висели две женщины и мужчина. Они тихо болтались на ветру. На каждом из трупов была надпись: «Feigling, der sich weigerte, sich der deutschen Armee zu Unterwerfen» . Надпись была сделана, скорее всего, полицаями. Еще несколько человек лежали у виселиц с пулевыми ранениями.
Увидев все это, лейтенант еле сдерживал эмоции. Ему хотелось перестрелять всех фашистов на свете, лишь бы эти люди были живы. Он сжал в руках пистолет и чуть не зарыдал... До того ему было больно за свой народ. Ну разве они достойны такой судьбы?! Разве заслужили обычные советские люди быть расстрелянными или повешенными нацистами?! За что?!
Лейтенант медленно начал подходить к тумбе. И вдруг он увидел чей-то силуэт, услышал сдавливаемые рыдания. Ряженцев, вскинув пистолет, подошел вплотную. Тут он узрел настоящую картину. От увиденного лейтенант даже пистолет чуть не выронил. Перед ним стоял маленький мальчик, с виду лет пяти. Грязные, немытые много дней волосы рыжего цвета, голубые, как небо, глаза и порванная одежда делали мальчика таким жалким, что даже представить себе невозможно. Он был босым и очень сильно плакал.
- Тише, тише... Тебя никто не обидит, все хорошо, иди ко мне...- не успел он договорить.
- Нет! Не подходи! - вдруг закричал мальчишка, закрываясь руками.
- Но почему? Что случилось, и как ты здесь оказался? - спросил вояка.
- Они поставили ... меня сюда, и сказали, что... что… если я сойду с этого места, то умру... – сказал мальчик сквозь плач.
- Кто тебе такое сказал? – спросил лейтенант.
- Немцы... Они забрали моих родителей, а потом... потом они посадили их в какой-то поезд, и… и увезли…
-Ладно, пошли, – сказал разведчик, и тут он увидел мину под ногами ребенка. Она была засыпана землей, но кое-где та осыпалась и обнажила угрозу.
- Та-а-к. А давно ты тут стоишь? – нервно спросил лейтенант.
- Уже давно. Два дня.
Ряженцев встал и, сложив руки в замок, крякнул три раза. Через три минуты Козлов и Рудников были около него.
- В общем так, бойцы. Я нашел мальчика на мине...
- На мине!? – перебил лейтенанта Козлов.
- Да. Надо его снять с нее. Старшина выкрутит взрыватель, Козлов на подмоге, а я отвлеку пацана. Ясно?
- Так точно! - сказали старшина и рядовой в один голос.
- Начали! - приказал Ряженцев.
Старшина Рудников подошел к мальчонке и принялся за работу. Лейтенант разговаривал, отвлекая ребенка. В один момент старшина, счастливый как ребенок, подпрыгнул вверх, показывая взрыватель мины...
Разведчики приютили маленького героя в своем полку. Он жил там до конца войны. Почему я говорю «приютили»? Дело в том, что через девять дней найдется массовое захоронение. Это жители поселка Нежатово. Среди трупов обнаружат тела родителей мальчика...


Рецензии