Бой на улице Унтер дэн Линден

Бой на улице Унтер–дэн–Линден.
Весною 1945 года на улицах Берлина проходили ожесточенные бои. Немецкие дивизии дрались, как звери, и пускали в ход все способы, лишь бы остановить войска союзников. Положение в немецкой армии было отчаянным: с реки Рейн шли американские и английские войска, а со стороны Вильгемштрассе наступала Красная армия. И вот 27 апреля 1945 года проход к сердцу нацисткой германии - зданию Рейхстага - был открыт.
Наши войска приготовились к последнему бою, который должен был решить исход долгой и жестокой войны. Адольф Гитлер понимал, что гибель его империи нацизма была близка и неминуема. И поэтому последние дивизии СС пошли на охрану Рейхстага. Здание нацистского парламента было защищено как крепость. Буквально в каждом окне стояли пулеметные гнезда, подходы к лестницам и площади заминированы, повсюду дежурили снайперы. Терять нацистам было уже нечего, поэтому они стояли до последней капли крови, словно крысы, загнанные в угол. План штурма разработали быстро, и на утро следующего дня советская пехота под прикрытием танков и авиации пошла в наступление. Однако, несмотря на тщательную подготовку, захват здания парламента быстро провалился из-за ожесточенного сопротивления немецких дивизий. Тогда генерал Жуков Георгий Константинович, главнокомандующий советскими войсками в Берлине, предпринял попытку провести разведку боем – операцию, целью которой является выявление расположения боевых подразделений противника, а также их количество при помощи обычной пехоты, и приказал отправить четвертую роту первого Белорусского фронта. Рота выдвинулась в бой 29 апреля в 7:00 утра. Ее путь лежал через улицу Унтер-Ден-Линден.
Наутро, 29 апреля, возле отеля «Адло;н Кемпи;нски» собрался отряд из 5 человек, который должен был намечать на карте местонахождение дзотов, пушек и других объектов врага. В состав входил лейтенант Дубков – командир отряда, человек прямой, но добрый и справедливый. Он родился в 1905 году и пережил две войны, причем в первой, Гражданской войне, воевал на стороне РККА, получил звание старшины. А потом, в 1932 году, звание младшего лейтенанта. В отряде был медик, звали её рядовой Павлова. В Берлин она попала всего три недели назад. Причиной послужила гибель всей семьи в результате бомбардировки её родной деревни на окраине СССР еще в 1942 году. Младшая дочь семьи Павловых решила отомстить за родных и за 3 года принесла немало пользы нашей армии. По характеру и личным качествам это была самая правильная и добрая девушка во всем СССР. Ещё в отряде были два бойца - близнецы Лаптевы. Одного из них звали Иван, а второго - Сергей. Обычные бойцы Красной армии, попавшие на фронт в 1943 году, были исполнительными и имели прекрасное чувство юмора. А еще рядовой Раевский. Связист. Человеком он был упрямым, практически невыносимым, но все его минусы перекрывала добрая душа и отзывчивость.
Отряд стоял в ожидании приказа. Лейтенант сидел возле рации и настраивал частоту, чтобы получить указания от командования. Наконец, вместо шипения он услышал голос.
- Говорит лейтенант Дубков. Прием, – послышалось в тишине.
После недолгой паузы ему ответили:
- Лейтенант, где вы находитесь?
- Отряд находится возле отеля «Адло;н Кемпи;нски». Ждем дальнейших указаний. Прием.
- Двигайтесь прямо по улице примерно 3 км. Выйдете на площадь. Занесите все данные о противнике на карту и возвращайтесь тем же маршрутом. Если вас засекут, выход один - по соседней улице Унтер-ден-Линден. Там, около разрушенного университета, вас будет ждать 31 взвод. Вы передадите его командиру материалы и по переулкам на плацдарм. Понятно? Прием.
- Так точно! – сказал лейтенант и выключил рацию. Потом он встал, и, обернувшись к бойцам, изложил план дальнейших действий.
Через полчаса отряд двигался прямо по улице. Лейтенант и радист шли в середине. Где-то вдалеке громыхали выстрелы и взрывались снаряды, но на их пути была поразительная тишина. Раевский смотрел по окнам, и, прищурив глаза, вглядывался в темноту.
- Что-то тихо, товарищ лейтенант, - заметил рядовой.
Дубков прислушался и согласился, это его настораживало. Уж больно спокойно было на улице, что вовсе не естественно для военного времени. Так, по прошествии нескольких минут отряд подошел к перекрестку. Полностью разрушенные дома, ржавые автомобили и воронки от снарядов. Вдруг вдалеке послышался скрип гусениц и разговоры немецких солдат. Дубков махнул рукой влево, и весь отряд съехал в воронку. Вскоре на дорогу выехал немецкий патруль. Рядом осторожно шли 9 немецких солдат. Они постепенно приближались к отряду.
- Что делать будем? – спросил радист. Дубков аккуратно высунул голову и посмотрел из-за стенки на солдат. Затем лейтенант обернулся к своему отряду.
- Идем аккуратно, вдоль того дома, по моей команде... – сказал лейтенант, но в эту минуту рация внезапно запиликала, и так громко, что немцы услышали ее звук и пошли в атаку. Лейтенант Дубков высунулся из-за стенки и выпустил очередь из автомата в сторону немцев, несколько вражеских солдат забежало за броневик, а кто шел первым, быстро лег на землю. Пули прошли мимо. Дубков скомандовал: «Бежим!», и пятеро красноармейцев побежали через улицу. Немецкий патруль, в свою очередь, открыл огонь по отряду и начал преследование. Лейтенант махнул рукой вправо, и все отошли к колонне какого-то ломбарда. В центральной стене была огромная пробоина. Лейтенант обернулся к своим подчиненным.
- Давайте в ту воронку, по одному. Лаптевы, прикройте остальных. Вперед! – крикнул лейтенант и сел за один из автомобилей. Бойцы тоже приготовились к обороне.
Фашистская бронемашина выехала на перекресток, остановилась и начала стрелять в сторону советских солдат. Под прикрытием броневика немцы стали подбираться к дому, в котором сидели наши. Лейтенант Дубков заметил это, и, высунувшись из-за стенки, прицелился. Прозвучала очередь. Один немецкий автоматчик с криком упал на землю, остальные заскочили за подбитый танк. Довольный лейтенант перезарядил автомат и приготовился стрелять снова, но тут броневик немцев разбил укрепления отряда. Пули убили Ваню. Очередь прошла по его груди. Он медленно сполз по стенке, уронив автомат. Сергей кинулся к брату, и стал рыдать, умоляя его встать, не осознавая и не принимая его смерть.
- Сергей! – крикнул лейтенант.
- Вставай, Серёжа! – Дубков оттащил Лаптева от трупа брата и посадил на пол. Тем временем, немцы выскочили из-за укрытий и начали стрелять. Не успел Лейтенант оглянуться, как в живот прилетела пуля. Лейтенант упал наземь. Увидев это, Сергей бросился к командиру, и, взяв его за руки, потащил раненого в здание под свист пуль...
Некоторое время спустя, отряд уже из 4 человек сидел в доме под окружением. Медсестра ухаживала за Дубковым, Раевский помогал с охраной Лаптеву.
- С...Сергей... – прохрипел лейтенант. – Подойди ко мне.
Сергей встал и подошел к раненому. Выглядел он плохо. Превозмогая боль, Дубков продолжал руководить отрядом. Сергей подсел к нему.
- Возьмите карту и понаблюдайте за врагом. Выманите его из убежища. В сумке лежит сигнальная ракета. Когда наметите все на карту... Бегите... Я их задержу, а вы выстрелите сигнальным пистолетом в воздух. Понял? – спросил лейтенант Сергея.
- Так точно!
- Отлично! Действуй!
Серёга подошел к выходу из ломбарда, и, достав автомат, начал стрелять в воздух, попутно крича и размахивая руками. И тут послышались выстрелы из минометов и пулеметов. Немцы словно взбесились от криков и выстрелов. И сразу же снаряды упали на ломбард. Дом начал разваливаться. Когда все огневые точки врага были намечены на карту, отряд покинул здание, оставив раненого лейтенанта один на один с фашистами. Как только немцы вошли в ломбард, послышались короткие очереди из ППШ и длинные выстрелы немецких винтовок. Через пять или шесть минут выстрелы прекратились, а отряд уже Сергея Павлова был на территории советских сил...
Впоследствии наступление, прошедшее 4 мая 1945 года, открыло путь к Рейхстагу. Информация, которую донес отряд Дубкова, сыграла решающую роль в этой битве. После окончания войны Рядовой Лаптев стал обучать юных разведчиков в воинской части под Владивостоком, Рядовой Павлова стала отличным хирургом и уже сразу после войны завела семью, прожив долгую и счастливую жизнь. Что касается рядового Ряженцева, то в 1945 году, после войны, он поступил на инженера радиотехнических технологий и уже в 1949 году работал главным инженером на заводе по производству радиоприемников. А имя героя СССР Лейтенанта Дубкова неизвестно до сих пор... Похоронен он в могиле неизвестного солдата...


Рецензии