Правда, истина, истинная правда бытия

     Ранжирование наших знаний на достоверность представляется на первый взгляд излишним. Их истинность подтверждена многократными исследованиями, опытами над объектами природы. Например, ни у кого не вызывает сомнения законы Архимеда или всемирного тяготения. И всё же истинность познания природной сферы весьма важна. Не зря в философском сообществе вместо истины говорят о её имитации, симуляции, фальсификации [1]. Но даже в таких оценках присутствует ранжир достоверности знания, указание на важность поставленного вопроса.
          Безусловность всеединства, всеобщности мира, казалось бы, должна подтверждаться научными исследованиями. Однако законы естествознания делят наш мир на сферы их действия: микромир, минеральный, органический, растительный, биологический, животный, социальный миры и более мелкие. В меру своей компетенции законы довлеют, властвуют над поделённым таким образом мирами вещей и явлений. Философы пытаются  соединить эти миры с целью создания целостной картины мира, но безуспешно. Всё говорит о том, что необходим критический подход к оценке научных исследований: необходимо погружение в глубинные сферы нашей действительности, чтобы определить проявление их в наблюдаемых нами явлениях.
          Основы методологии современного естествознания заложены  мыслителями Нового времени. Видимую, опытную действительность, чувственный мир они решили считать изначальным. Отцы - основатели мировоззрения Нового и Новейшего (нашего) времени пришли к соглашению (консенсусу) в том, что первоначало мира, Реальность предшествующая видимому миру, не может существовать в его вещах и быть причиной их движения [2]. С тех пор результаты опыта, эксперимента стали основой знаний о предметах и явлениях природы. Наука фактически отказалась от признания глубинных основ видимого Мира, его прошлого, возможности прогнозировать будущее. Она удовлетворилась умозрительным творением Универсум, мыслимого образа Мира. Символично его название: картина Мира.
         Вынужденная объяснять видимый мир из него самого, наука выявляет только отношения (реляции) между вещами мира, используя в своих исследованиях "насильственную" методологию. Она включает специально подобранные воздействия на  объекты природы с одновременным или  последующим наблюдением за их результатами, сводя сложные явления к сумме простых. Эта методология целенаправленного воздействия на объекты природы с целью их изучения (детерминизм) включает три принципа причинности: реактивность, каузальность, редуктивность. С добавлением к ним диалектического принципа, при котором изменения в природе, её объектов происходят в силу воздействия их друг на друга вследствие существующих противоречий, борьбы между ними. Возникшая диалектико-картезианская методология трактовки причины явлений природы исходит из подмены реального Мира  совокупностью идей, искусственно сводя к единству сотворённые ею автономные объекты и явления природы. При этом параметры, качества объектов природы определяются составляющими его элементами, не содержащими внутренних предпосылок саморазвития. В результате представления о Мире как целостности лежит за рамками науки: исключается понимание Мира человеком, так как «понять можно только целое».
         Таким образом, признание наукой Нового и Новейшего времени непознаваемости «вещи в себе», её истоков послужило оправданием отказа от признания глубинных основ Мира, возможности познания Его природы. Научная картина Мира не отвечает на вопросы: как произошёл наш Мир? Что Им движет?  В чём состоит механизм Его развития? И всё же законы естествознания соответствуют повседневному опыту человека. Следуя им, он удовлетворяет свои материальные потребности. На этом основании следует признать их правдой нашей жизни. Однако ограничение человека познанием такой правды, следование ей не удовлетворит его глубинные, духовные потребности в познании вечных истоков, целей, ценностей бытия, смысла нашей жизни.
         Подтверждением сомнений в безусловной истинности научной картины Мира служат результаты современных исследования поведения объектов микромира, открытий, указывающих на существование тёмной материи и тёмной энергии. На присутствие метафизических механизмов в поведении  природных объектов указывают также их синергия, парадоксы квантовой механики и многое другое. Истинное познание, которое отвечало бы на глубинные запросы человека, должно опираться на исследование пред вещественной, метафизической основы нашего мира, определении её роли в видимых событиях. Опираясь на них возможно продвижение в познании Мира от первоначала до прогнозируемого его будущего - потенциала саморазвития.
          Мировоззрение, отвечающее на поставленные вопросы, предложено в духовно-эвристической концепции бытия – метафизике духа (МД) [3].  Разработанная МД, духовно-системная методология становления Мира, применима для всех его стадий [4]. Признавая духовность природного Мира как условие его саморазвития, МД видит истоки и механизмы его становления в  ценностной мотивации происходящих в нём явлений [5]. Мотивацией проявляется внутренняя активность объектов природы к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархи. Ею обеспечивается целевое, ценностное устремление бытия. Ценности, трактуемые в современном мировоззрении, как продукт  становления Мира, формируются в природе на духовном уровне, обеспечивая беспредельность её саморазвития.
          Мировоззрение МД удовлетворяет условиям истинности. Оно отвечает на поставленные выше вопросы. Наша действительность, Вселенная в целом являются духовно-вещественным этапом саморазвития Мироздания, Его Физической Реальностью [3]. Истинность утверждений МД состоит в обосновании целостности Мира, Его всеобщности. Положения МД удовлетворяют глубинные потребности человека в понимании Мира и своего места в Нём.
          Таким образом, истинность правды бытия природного мира в МД основана на признании духовности его дискретной структуры. Она подтверждена совокупностью ранее изложенных работ [6-8]. В них предложена математическая модель описания объектов и явлений действительности, указаны предпосылки создания теории абсолютности. В рамках МД доказывается объективная обусловленность возникновения человека во Вселенной. Задатки его сверх природных качеств должны обеспечивать непрерывности, беспредельности становления Мироздания. МД указывает на вселенскую значимость возникновения человека на Земле. Ею обусловлены духовные ценности, которыми должен руководствоваться человек, чтобы соответствовать своему предназначению [9]. При этом доказана взаимообусловленность природной и антропной сфер нашего мира: наука о природе должна рассматриваться как предпосылка науки о человеке, обосновывающая их духовное единство. В таком единстве истинность той правды, которую утверждает МД.

Литература:

1.Сазонов В.Н.  Трансфинитная природа истины и её интерпретация в метафизике духа. Мировоззренческая парадигма в философии: истина и её имитация. Материалы ХIV Международной научной конференции. Н-Новгород, 2019 г. с. 155
2.Декарт Р. Соч. в 2 т. М., т.1 с.417
3.Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. /Философские основания духовной природы бытия/ Saarbrucken,  2013. На сайте: философия. ру
4.Сазонов В.Н.  Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18
5.Сазонов В.Н. Ценностная всеобщность бытия и её антропный диссонанс. Сайт: проза.ру
6. Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 Российского философского конгресса. Том 1, 2015, с.49
7.Сазонов В.Н. Математическое моделирование вещей и явлений действительности. Сайт: проза.ру
8.Сазонов В.Н. К теории абсолютности в метафизике духа. Сайт: проза. Ру
9.Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, М. 2018; на сайте: проза.ру


Рецензии