Утка

«...Главная беда — не потух бы огонек, что в сердце... Ой, ой, ой! Какая беда, если потухнет!
А стоите на сильном ветру. Ну, как потухнет! Сами вы зажигали его? Нет. И снова зажечь тоже не ваше будет дело.
А Тот, Кто зажигает, не поблажлив. Проси и моли, а у Него один ответ:
«Зажигал уже. Зачем погасил?»
И или совсем не зажжет, или если и зажжет, то даст знать неблагодарному гасителю».
Духовные наставления святителя Феофана Затворника

Сколько прожито лет, а я все еще не могу научиться жить по единственно верным, но все еще не желающим укладываться в моем сознании законам. Законам, которые приходят как бы ниоткуда (но приходят же!), настойчиво стараясь добраться до сознания и вынудить поступать так, как положено, а не так, как хочется или как приходится по необходимости. Но это мне только кажется, что я вынуждена делать то, что я делаю, а параллельно с этим я постоянно получаю напоминания об одном и том же! Вот как, например, с этой Уткой!

Трудно поверить, что столько лет я не думала и даже не вспоминала о ней! Но, видно, в жизни все до поры! Когда-то я не понимала смысла поговорки: «Наступит время — придет час!». Вот и пришел он, этот час. Наступило его время...
Началось все с шутки...
— Как!!! Ты жила в одной квартире с графом?! — изумлялась она, восторженная моя Жанна, живущая так, будто она актриса, а все вокруг нее — один нескончаемый спектакль. Спектакль длиной в жизнь. Ее Жизнь. По ходу действия приходят к ней на сцену, в ее жизнь, разные люди. Одни остаются на-долго, переходя с ролей статистов на ведущие роли, другие, однодневки, появляются вдруг и так же вдруг, будто клочки разорванного письма, выброшенные в окно несущегося в ночь поезда, исчезают навсегда.
Вот и я застряла в этом странном, не моем спектакле. Что меня держит? Жанна? Нет! Смешно задаваться этим вопросом — ведь мне точно известен ответ! Если говорить о частностях, то держит меня Утка! Я обещала Жанне рассказать о ней. А если говорить о сути, то всему причина — невыполненный мной долг. Но перед кем? И почему я должна это делать? Вот на эти вопросы ответ еще только зреет. Пока он похож на призрачные огоньки на болоте, когда там властвуют туман и сумерки. А что же Жанна? Она ведь царит в своем спектакле? Видно и живет по его законам.
— Танечка, нужно всегда улыбаться!
— Танечка, никто не должен знать о моих проблемах!
— Танечка, никто не догадывается, что я тоже ношу сумки с продуктами!
Это — Жанна! Всегда блеск, всегда азарт и вечное состояние влюбленности — в поэзию, в мужчину, в жизнь!!! И эта искрометная, темпераментная комета однажды ворвалась в мою жизнь, в мой напряженный, спектакль.
Взглядом независимого свободолюбивого Стрельца она увидела, как ее собрат по знаку зодиака занимается почти умышленным ежедневным, ежечасным саморазрушением, состоящим исключительно из отдачи себя в услужение своим близким, Поняв смысл моего спектакля, ей оставалось лишь сокрушаться.
Слава Богу, этого не случилось, потому что, как всякого истинного Стрельца, ее не подвела интуиция! Жанна-Стрелец сумела разглядеть в самом потаенном уголке моей души, души уставшего, растерянного (оттого, что сам себя загнал в угол) и все-таки строптивого, не терпящего узды Стрельца, Искру Божию. Я не имела права об этом забывать. А я, легкомысленно решив, что быт важней, чем Божий Дар, запрятала Искру в самый дальний угол души.
И вот теперь в мою «неправильную», созданную мной самой жизнь, как истинный кентавр со стрелой, нацеленной в заманчивое будущее, ворвалась Жанна, чутким сердцем отыскала спрятанную искру и раздула ее в огонек своими вроде бы незамысловатыми вопросами.
— Какой он, граф?!
— Какая у него была жизнь?
— Что рассказывал? Чему тебя учил?
— Как?! Он научил тебя делать книжечки величиной с монетку?!
— А еще чему учил? Делать из бумаги объемных птиц?! Каких? Разных...
Особенно нам с Александром Николаевичем удавались утки... Мы очень лю-били укладывать размоченную бумагу в гипсовые полуформы и раскрашивать, когда они высохнут и мы соединим две половинки... Это было творчество. Каждый раз, когда я болела или наступали школьные каникулы, мы с графом занимались созданием удивительных наших птиц. Много их было...
Что с ними стало? Где они теперь? Как жаль, что не сохранилось ни одной! Осталась только память о них и о нашем творчестве.
Сначала я не придавала значения вдруг возникающим разговорам об утках. Потом мне стало не по себе когда я получила в подарок настенный календарь на новый, 1997 год. Господи! Кому это пришло в голову запечатлеть на двенадцати картинках разнообразных уток? Не фотографий живых птиц, а рисунков.
Перевернула страницу января, февраля... и вдруг застыла от неожиданности! Передо мной на мартовской странице красовалась лучшая наша с графом Утка! В апреле — тоже наша, одна из первых, более простая и менее яркая. Дальше смотрели на меня уже чужие утки. Март и апрель были похожи на зов из прошлого. Мне было и радостно и тревожно, но вскоре быт вновь поглотил меня...
Прошел месяц. Приятные заботы привели меня в удивительный магазинчик «Путь к себе». Одно название чего стоит. Там я увидела амулеты, магические шары, звенящие на ветру подвески для крыльца, статуэтки... И среди них красовалась моя Утка!
Признаюсь, я вздрогнула, увидев ее! Уж не сошла ли я с ума?! Или это мистика? Да нет же! Мне надо бы радоваться, что Бог все еще верит в меня и терпеливо ждет, что я возьмусь за ум и займусь тем делом, которое Он мне предопределил!
Слышала, будто Бог вместе с душой дарит человеку при рождении таланты, которые тот должен развить и превратить в свою судьбу, а после неотступно следит, трудится ли человек над его дарами, развивает ли их, пестует ли... Бывает, и напоминает:
— Эй, не спи! Работай. Развивайся. Реализуй то, что тебе дано...
Напоминает раз, два, три... Нерадивых же как неинтересные статуэтки, задвигает в самый дальний и темный угол на полке пылиться и забывает о них.
Должно быть, это очень страшно... Не в таких ли людях растет и распространяется по миру неприкаянность и одиночество...
Чего греха таить, меня с детства влекло литературное творчество. Знаю я это! Вот только не знаю — зачем! А Жанна, подобно посланцу оттуда, куда улетают стрелы кентавра, только напомнила мне о Богом намеченном для меня пути.
Мне не стало легче. Мне теперь тревожно и беспокойно. Я постоянно думаю о том, зачем живу на Земле и что должна делать. Пора ответить хотя бы себе самой на вечные эти вопросы. Вопросы, которые приходят к каждому из нас в свой урочный час, когда наступает их время...
Появившись однажды, они лишают нас покоя, особенно если не исполняем то, что каждому из нас предопределено свыше...


Рецензии