старинные песни

Свидетельство о публикации №222031200177
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Тиэдяй» было обнародовано на сервере Проза.ру 12 марта 2022 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://proza.ru/2022/03/12/177
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 222031200177.

Генеральный директор
ООО «Проза»

Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется

Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Тиэдяй

Olkuol’koa pois, oimun omattomat vierahat ottamat, esista occiseinilla
olijien orheijen syntyjen. (Отойдите, неродные чужие рожденные, от
славных прародителей, стоящих в переднем углу.)

Возрыдай, душа моя,
Как тебе с телом разлуцятьце,
Не в помощь тебе, душа моя,
Избавленье слов твоих,
Не в помощь тебе, душа моя,
Краснорецие тщеславное,
Не в помощь тебе, душа моя,
Любовь ко всем лицем ерная, и т. д.

.Буду я лежати,
Суда ожидати,
Век помышляти,
Грехи обличати.
<...>
Рай ты мой, раю,
Пресветлый мой раю,
Мне в тебе не бывати,
Святых не видати...

Ворон на верхушке каркал,
Клюв в крови, в крови все перья,
Шея в инее у птицы.

«Обернулась ты быстрой пта
шечкой, красной кукушечкой. Пойду я в лесочек. Садись-ка ты на
ближайшее на деревце, на дальнюю на веточку.»

Золотые с веток кольца,
А на кольцах по кукушке:
Как начнет кукушка кликать,
Выйдет золото из клюва,
А с боков все медь стекает,
Серебро сбегает книзу
На холмочки золотые,
На серебряные горки.

Я на родине был славен,
Дома был в великой славе.
И пока я жив, страдаю,
Что я родину оставил,
Из знакомых мне пределов
Прохожу в чужие двери,.
В незнакомые ворота

Не прошу чужой я пищи
На чужбине самой лучшей;
Всего лучше людям дома,
Каждому там больше чести.
Ниспошли, о Боже добрый,
Вновь домой мне возвратиться,
Вновь на Родину вернуться!
Лучше лаптем воду черпать
У себя в родной сторонке,
Чем в стране чужой, далекой
Мед сосудом драгоценным
Мифологически дом —центр мироздания, он объединяет все по
коления, он залог стабильности, нравственных отношений между по
колениями, он — олицетворение родной природы и космического
устройства. Славу дому поют рунопевцы, и вместе с ними —создатель
«Калевалы»: «Славен дом со всем народом, / С детками в избе доща
той» (Р. 25: 210—220). Человек без дома —сирота, несчастный, «для
него не светит солнце». Бездомность —синоним сиротства, лишенно
сти всего —семьи, одежды, пищи, средств к существованию. Эта идея
была актуальна и для Древней Руси [Лихачев 1984: 18].
В сакральном значении дом —это святилище. И карело-финский
эпос это особо подчеркивает. Этнографы рассматривают карельское
жилище как важнейшую часть духовной и материальной культуры на
рода [Байбурин 1983]. Магическая функция дома имела в народной
педагогике свое особое место. Она вводила ребенка в мир семиотиче
ских сущностей, через ритуалы, обряды, обычаи, праздники давала
ему жизненно важную информацию, активно участвующую в форми
ровании духовного мира человека, включала его в контекст цикличе
ского времени. Дом как микрокосм, его моделирующая сущность
связывала человека с законами космической гармонии. Все элементы
избы находили аналогии с космическим устройством: кровля, балки,
потолок, притолоки, лавки, пол, окошки, дверь, порог и т. д. —все
это было упорядоченное пространство для человека и упорядочивало
его внутренний мир. Они служили не только и даже не столько утили
тарно, сколько были носителями сакральной информации, опреде
ляющей место человека в доме и на земле, формировали этикетные
отношения, взгляды и представления об окружающем мире. Рунопев-
цы пели о событиях —радостных и печальных, бытовых и празднич
ных и им внимали печка, лавки, окошки. они оживотворялись и
включались в круг людей и событий:
Он играл в своем жилище,
В собственном сосновом доме:
И звучала кровля дома,
И дрожал весь пол жилища,
Потолок пел, пели двери,
Восклицали все окошки,
Каменная печь качалась,
Притолоки все звучали

Светлым день бывает летний,
Девушка в отцовском доме —
словно ягодка на горке,
женщина в жилище мужа —
словно на цепи собака.
Редко раб находит ласку,
никогда вовек —невеста.
доля девичья —светлее,
лютое в мороз железо,
доля женская —лютее.


Рецензии