Чувство изящного у Марии

(на основе анализа библейского сюжета встречи Иисуса, Марии и Марфы)
Конечно, нужно отдельно отметить и тот факт, что Мария, несомненно, имела вполне конкретные задатки чувства изящного. И, видимо, это были задатки интеллектуальной и психологической (а, может быть и эстетической) изящности. И тут двух мнений быть не может: это чувство или есть в человеке, или его нет. И объяснить, в частности, Марфе, лишенной этого чувства, то, что такое чувство интеллектуальной или психологической изящности принципиально невозможно. Ибо, это похоже на то, как дальтонику пытаться объяснить красоту картины в ее полутонах и оттенках. Или близорукому человеку рассказывать о красоте удаленной линии горизонта. Для африканца снег такая же абстракция, как для чукчи палящее солнце.

Мария, благодаря своему чувству интеллектуальной изящности, смогла увидеть и почувствовать изящность мысли Иисуса. Что, несомненно, кроме всего прочего, способствовало усилению ее чувства симпатии и уважения к Иисусу. Но, Мария смогла не только почувствовать сам факт присутствия изящности мысли Иисуса, но и мощность этого особенного элемента. А вот уже это привело к тому, что в ней возникло чувство поклонения и преклонения относительно этого удивительного и неповторимого человека, доходящее до откровенного и мощного благоговения. Иисус чувствовал все три этих момента в Марии. Он видел четко и конкретно состояние ее души и ума. И именно это послужило поводом для того, чтобы он пожелал сообщить ей многие свои сокровенные мысли. Совершенно игнорируя при этом присутствие Марфы.

Для которой сокровенная беседа Иисуса была лишь банальной болтовней на странные и непонятные, абстрактные и непривычные темы. Простым заполнением свободного времени. На фоне чего ее хозяйственные заботы и хлопоты выглядели в ее глазах чем-то особенно важным и ценным. О чем она и не преминула сообщить Иисусу. И не просто так, а с вполне конкретным недовольством и раздражением. Иначе говоря, с элементом деструктивности и дисгармоничности. О каком тут чувстве психологической изящности можно было вести речь? Все было предельно банально и прозаично.
Необходимо отметить, что различие в менталитете человека с чувством интеллектуальной или психологической изящности и человека, лишенного этого чувства, не просто некоторое, а принципиальное.

И то, что для первого естественно и закономерно, легко и понятно, то для второго принципиально невозможно и находится вне его поля зрения, условно говоря. Богатство палитры интеллектуальных и психологических красок всех явлений жизни остается недоступным второму типу человека, этому психотипу Марфы. То, что может привести в восхищение и восторг Марию, как определенный психотип (к сожалению, достаточно редкий вообще в настоящее время, в частности), то, как правило, оставляет совершенно равнодушной Марфу. Это, как минимум. А, как максимум, еще и вводит в дополнительное и, нередко, мощное раздражение. Вызывает всплеск многочисленных и разнообразных деструктивных и дисгармоничных эмоций и мыслей, желаний и стремлений, намерений и поступков. Ничего конструктивно не может возникнуть в принципе.


Рецензии