Скорость мышления

Собственно, понятно, что с человек с высокой скоростью мышления имеет высокую умственную производительность. А человек с низкой – низкую. Но тут есть определенный нюанс. Житейская и классическая иерархия имеют совершенно различные уровни. То, что с житейской точки зрения является максимальным, то с классической является средним. Только средним. Большинство же людей стандартного менталитета в оценке своих основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов ориентируется не на классическую иерархию (ибо, о ней ничего не знает, да и, по большому счету, не особенно желает что-либо знать, к сожалению; и это, мягко говоря), а на житейскую иерархию. Это, во-первых. А, во-вторых, большинство считает для себя достаточным иметь уровень развития, по их меркам, неплохой. Или средний. Это с житейской точки зрения. А с классической точки зрения этот средний уровень является всего лишь низким. И это весьма существенный количественный и качественный сдвиг в системе оценки самих себя (да и многих других) сохраняется у представителей стандартного менталитета, как правило, до конца их жизни.

За очень резким исключением. Человек же, относящийся к творческому менталитету (стремящийся к интеллигентности), мыслит не житейскими и распространенными категориями, а классическими. Другой вопрос, что,  к сожалению, далеко не всегда человек с конкретными задатками творческой личности изначально знает об этом моменте. Что ему, на самом деле, выпал удивительный и в определенной степени уникальный шанс стать творческой и интеллигентной личностью. Ибо, в нем уже от рождения есть задатки творческой и интеллигентной личности, которые необходимо максимально интенсивно и пожизненно развивать. С проявлением наибольшего уровня трудолюбия и добросовестности. Проблема только в том, что большинство представителей стандартного менталитета, в силу вполне определенной лени ума и души, а также в силу наличия упрощенной системы координат по оценке жизненных явлений, не умеет ни увидеть, ни понять, ни оценить даже сам факт наличия творческих и интеллигентных задатков у другого человека. В лучшем случае, они видят то, что кто-то в чем-то не похож на большинство. А вот в чем, насколько и почему – все это, как правило, остается вне их поля зрения. Чаще всего, пожизненно. И даже более того: вызывает у многих из них не симпатию и одобрение (не говоря уже о сознательной поддержке), а неприятие и отторжение, антипатию и раздражение. В некоторых случаях, откровенную злобу и агрессивность. Как минимум, агрессивность психологическую. А, как максимум, еще и физическую.

В лучшем случае, злоба переходит в непрерывные и многочисленные интриги и авантюры против обладателя интеллигентных добродетелей и творческих способностей. Целью которых является максимальная дезорганизация и дестабилизация умственных и психологических процессов такого человека, создание максимальной степени различного вида дискомфорта, наибольшей дискредитации интеллигентной личности в общественном мнении. А в идеальном случае, еще и в глазах самой интеллигентной личности. Которой приписываются (сознательно и целенаправленно) все возможные и невозможные грехи, искажения и извращения интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, иллюзии и заблуждения, ошибки и неудачи, желания и стремления, плоды фантазии и воображения. Все конкретные победы и достижения интеллигентной личности объясняются не наличием нравственных достоинств и творческих способностей, а случайным благоприятным стечением обстоятельств, субъективным и неадекватным отношением некоторых критиков и аналитиков, сильных мира сего. Так, актриса из фильма «С легким паром» Талызина до сих пор уверена в том, что она значительно талантливее, чем Барбара Брыльска.
А Барбара – это не просто посредственность во всех возможных смыслах, а еще и носитель большого числа концентрированных искажений и извращений. И вообще одна из самых деструктивных и дисгармоничных личностей в истории человечества. И то, что десятки миллионов людей, значительно более умных, более зрелых, более мудрых, более талантливых, более гармоничных имеют совершенно противоположную точку зрения, ее никак не смущает. И даже самых мимолетных и символических сомнений в ней не порождает. И вряд ли когда-либо породит. Даже, если она проживет еще пятьсот лет. Ибо, истинная деструктивность и дисгармоничность сами по себе, как правило, никуда не исчезают. В лучшем случае. А в худшем – развиваются предельно пышным цветом, создавая мощные предпосылки для процесса психологической и духовной деградации личности. Пожизненной и необратимой. Превращающей человека, ни много, ни мало, в морального и духовного урода. Своего рода кусок урана, облучающего непрерывно все вокруг себя. В прямом и переносном смысле убивая все живое, стремящееся к развитию и гармонии. Так что, все это предельно серьезно. И это проблема, по большому счету, всего человечества.

Человек с личностью стандартного типа, к сожалению, в большинстве случаев, не умеет (и не желает уметь!) строить гармоничные и полноценные отношения с людьми интеллигентного типа. Он не знает и не понимает самого факта существования в жизни такого явления, как творческая и интеллигентная личность. Не знает он и принципиального отличия обычного человека от интеллигентного. Не понимает особой и уникальной ценности творческой и интеллигентной личности как таковой. И ценности не только с точки зрения индивидуальной психологии, а с точки зрения ценности общественной, государственной и общечеловеческой. Ибо, как правило, уровень его одухотворенности имеет предельно низкие показатели. В системе классических ценностей. Он вообще в своем ракурсе не имеет аспекта оценки жизненных явлений с точки зрения классических и духовных ценностей. Не зависимо от величины продолжительности жизни.

Как правило, ни жизнь в сорок лет, ни в восемьдесят ничего не только принципиально, но даже просто существенно не меняет. К сожалению. И это хорошо бы понимать абсолютно всем. И обычным людям и людям творческого и интеллигентного склада. Это важнейший момент человеческого бытия с философской и духовной точки зрения. Это элемент философии бытия. Это реальная и мощная основа, своего рода фундамент, для бесконечного числа проблем и неприятностей, драм и трагедий. Ибо, все должны понимать свое истинное место в этой жизни. И не только понимать, но и занимать! То, что кто-то с помощью откровенной наглости и агрессивности занял лучшее место в жизни, которое не заслужил, еще не означает того, что это угодно Высшим силам. В ряде других жизненно важных моментов он обязательно потеряет во много раз больше, чем имеет. Условно говоря, то, что он сумел вырвать из рук других людей. Как минимум, не менее достойных, чем он сам. А, как максимум, значительно более достойных.

Величина скорости мышления зависит, в первую очередь, от врожденных задатков. И стать существенно выше них она не может в принципе. Как, собственно, любое личностное достоинство или классическая добродетель. То или иное конкретное качество может, в оптимальном варианте, достигнуть своего потолка в своем жестко очерченном диапазоне: 1. От нуля до минимального; 2. От минимального до среднего; 3. От среднего до максимального. К сожалению, большинство людей не знает того, что девяносто процентов людей имеют врожденный потолок лишь среднего уровня. С точки зрения классической иерархии ценностей. И именно поэтому считает возможным предъявлять большие претензии к жизни и к окружающим на особенно уникальное отношение к себе, термин «эксклюзивность» так сильно тешит их банальное самолюбие, что представляется им в числе моментов первостепенной важности по жизни вообще. Конечно, сочетание достоинств и добродетелей в их личности, с формальной точки зрения, является уникальным. Но вот, имеет ли оно большую и уникальную ценность с точки зрения иерархии вечных и универсальных классических ценностей – это еще очень большой вопрос. Ибо, так устроена диалектика человеческого бытия, что большинство имело, имеет и будет иметь только средний уровень гармонии личности. И это, в лучшем случае. А в худшем – только низкий уровень.

Это как в электрической лампочке. В каждой лампочке есть спираль, которая и дает свет. Но вот мощность одной лампочки всего сорок ватт, другой сто пятьдесят, третей – пятьсот, четвертой – три тысячи. Из чего достаточно наглядно видно то, что между ними имеется не только некоторая количественная разница, но и качественная. Причем, не только некоторая, а принципиальная. И так всегда было, и так всегда будет. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.
Свойства ума и души, как и мышцы тела, требуют постоянной и серьезной, осмысленной и целенаправленной тренировки. Думать, что ум, привыкший к низким оборотам работы своего двигателя вдруг сможет быстро и четко перейти на средние обороты (не говоря уже о высоких) – это иллюзия. Это только в автомобиле такое возможно, ибо, такая возможность в нем была заложена изначально. Да и то: автомобиль с ограничителем скорости в сто километров не сможет развить ее в сто пятьдесят. У кого ограничитель в сто пятьдесят, не сможет ехать со скоростью в двести километров. Ограничитель в двести километров не даст развить скорость в триста. И никакой самолет не сможет развить скорость космической ракеты. Ибо, это не заложено в нем конструктором. Да и у ракет могут быть совершенно различные скорости.

Пора уже всем понять, что только гении могут быстро достигать больших вершин в развитии своей личности. И это опять же с точки зрения житейской. А с точки зрения духовной, даже самый замечательный гений – это очень скромная величина. Это то, что заложено в нем конструктором. Условно говоря.
Непонимание особенности эволюции и личности, и человечества в целом, создает массу иллюзий и заблуждений. Большинству людей (особенно с ленивым умом и душой) почему-то кажется, что стоит им чуть-чуть постараться и вот уже до больших и великих достижений буквально рукой подать. Мало-мальски существенные достижения, как правило, могут возникнуть только через двадцать-тридцать лет интенсивнейшего и постоянного труда над собой. Умеренные достижения могут возникнуть только через пять-десять воплощений в человеческом образе. Большие достижения в развитии личности возникают только через пятьдесят-семьдесят воплощений. Каждое в восемьдесят-сто лет. Это, по мнению мудрецов.

Но это вовсе не значит, что можно именно в этом воплощении быть ленивым и безмятежным. При такой постановке вопроса Высшие силы решат, что в следующем воплощении вы будете камнем или растением. Не говоря уже о том, что воплощение в камне может продолжаться не одну тысячу лет. На минуточку. Уровень трудолюбия и добросовестности четко и однозначно влияет на то, когда именно вы будете готовы воплотиться в виде действительно талантливого человека. Не говоря уже о гении. И отсутствие серьезной и целенаправленной работы над собой отодвигает этот момент не просто на столетия, а на многие тысячелетия. Ни много и ни мало. И именно поэтому за две с половиной тысячи лет было всего пять тысяч истинных аристократов ума и душа. И лишь пятьсот гениев.

По меркам Вселенной даже две тысячи лет – это очень небольшой срок. А уже одна человеческая жизнь – это вообще предельно мизерная величина. И повода впадать в откровенную манию величия не было, нет и не предвидится. Вообще никогда и ни для кого. Даже применительно к ангелам эволюция может занимать интервалы времени в сотни и тысячи лет. Что же говорить о простых смертных. Даже в обычной школе обучение продолжается не менее десяти лет. А школа жизни имеет не десять, а тысячи классов. Не говоря уже о том, что и в ней можно остаться на второй год. И подкупить экзаменаторов невозможно никому и никогда. Пока вы не усвоите все истины, заложенные в программе данного класса, вас в следующий не переведут. К сожалению. В глазах Высших сил лентяй и трудяга никогда не будут пользоваться равными возможностями и правами. Другой вопрос, что у интеллигентной личности уровень обязанностей может быть существенно выше, чем у обычного человека.

А то, что тот или иной конкретный человек не знает или не понимает те или иные правила и законы жизни психологического или духовного характера еще не означает того, что Высшие силы будут к невежде и лентяю особенно лояльны. Они всегда были, есть и будут предельно объективны и бесстрастны. А то, что кто-то усиленно надувает щеки, изображая значительную личность, еще не означает того, что  Высшие силы не видят реально положения вещей и не оценивают его должным образом. Претензия первоклассника на статус пятиклассника еще не означает того, что он будет его иметь в реальности.


Рецензии