Непонимание Марфой менталитета Марии
Один из весьма проблемных моментов в жизни человеческого общества состоит в том, что подавляющее большинство представителей стандартного менталитета совершенно не представляет себе, что такое, на самом деле, творческий менталитет. И, соответственно, не понимает реальной особой ценности этого менталитета вообще, как такового, и реализованного в тех или иных, достаточно редких (а потому и особенно ценных) конкретных людях, так, Марфа не имела ни малейшего представления о том, что такое Мария. И даже более того: Марфа была жестко убеждена в том, что «отдельные особенности личности» Марии являются не особыми ее достоинствами и добродетелями, а, как минимум, большими странностями. А, как максимум, большими недостатками. Настолько большими, что, по мнению Марфы, они почти граничили с фундаментальными пороками человечества. Вот так вот. Ни много, ни мало. А уж о какой-то практической или теоретической полезности, по мнению Марфы, таких «странностей» и речи не могло быть. Что ее качества могут помочь сготовить суп или принести воды, соткать ткань или накормить домашних животных? Конечно же, нет. А потому и грош цена им в базарный день. И, соответственно, они заслуживают не дополнительного уважения и симпатии, а, в лучше случае, некоторого снисходительного отношения. В худшем случае, явного пренебрежения.
Какой, собственно, навар от гармонии личности Марии? Да и где она, эта гармония? Все это лишь пустая болтовня лентяев, которые не хотят трудиться должным образом. Никакой такой особой гармонии в Марии не может быть даже чисто теоретически. Ибо, знаю я ее всю жизнь. И лично мне она никакой особой и дополнительной, существенной и практически ощутимой радости не доставила. Может быть кому-то другому. Но я об этом ничего не знаю. Да и, по большому счету, и знать не желаю. Да и вообще, что мне всякой ерундой голову забивать? Раз лично для меня в этом нет реальной пользы, то зачем тратить время и силы на размышление об этом? Логика, что называется, железная.
Марфа была четко убеждена в том, что Мария не только не лучше нее. В чем-то существенном. Но существенно хуже нее. И это не только позиция Марфы, как отдельного и конкретного человека. Это позиция ее, как представителя стандартного менталитета по отношению к творческому менталитету. Почти всегда, почти везде, почти во всем. Это не просто сиюминутный каприз или прихоть, а четкий и конкретный момент мировоззрения. Достаточно распространенный, влиятельный и устойчивый. Это то, с чем не считаться нельзя. Другой вопрос, что помочь человеку, относящемуся к стандартному менталитету бесстрастно взглянуть на самого себя и на весь свой менталитет почти невозможно. Ибо, это предполагает определённую мощь интеллекта, творческое мышление, мужество, высокий уровень самокритичности, присутствие качественного самоанализа и еще, как минимум, целого десятка не менее редких достоинств и добродетелей.
Это все равно, что призывать близорукого человека: «постарайся, посмотри вдаль и расскажи о том, что там вдали находится. Если ты сильно постараешься, то обязательно все увидишь». Человек в этом случае может хорошо видеть только вблизи. И как бы сильно он не старался, он не сможет отчетливо видеть удаленные предметы. И в этом не его вина, а его беда. Другой вопрос, что когда близорукому человеку (и в прямом, и в переносном смысле) предлагают, одеть очки, чтобы лучше видеть, а он категорически отказывается, то такое его поведение одобрить, мягко говоря, очень трудно. Более того, оно заслуживает самой жесткой и принципиальной критики даже со стороны человека, предельно хорошо к нему относящегося.
Но большая лень ума и присутствие банального рационализма принципиально препятствует возникновению даже весьма кратковременного просветления разума такого человека. Как представителя стандартного менталитета. Впору вспомнить народную мудрость: «рожденный ползать, летать не может».
И, на самом деле, очень трудно объяснить человеку, например, лишенному музыкального слуха, тонкости и нюансы гармонии звука вообще и той или иной конкретной мелодии, в частности. И это трудно ставить ему в вину. Но и одобрить его категоричное нежелание сделать свое восприятие окружающего мира более тонким и более изящным тоже нельзя. Ибо, это противоречит даже самым элементарным законам логики бытия. Не говоря уже о более значительных и более важных.
Собственно, проблематичность человека стандартного менталитета заключается в том, что он уже считает себя достаточно совершенным. И поэтому не видит особой необходимости что-то в себе существенно менять. «Зачем? Мне и так хорошо! Да и все остальные живут так же, так к чему городить огород?» То, что не все, а лишь подавляющее большинство, его особо не волнует. Это для него всего лишь «второстепенные» детали ситуации.
«Конструктивность и созидательность? А что это такое и с чем это едят? От этого польза другим? Это, конечно, быть может, и хорошо. Чисто теоретически. Но, если от этого нет пользы именно мне, то зачем это мне? Гармония мира? А зачем она мне? Что от нее мне будет легче жить? Я буду больше есть или вкуснее? Конечно, нет. А тогда зачем вы морочите мне голову всякой ерундой?»
Это чуть упрощенный вариант внутреннего диалога многих представителей стандартного менталитета. Но, верно отражающий суть их мировоззрения.
«Мудрость? Это когда нужно думать сильнее и дольше, старательнее и трудолюбивее? А смысл? Очень символический. Так зачем же я буду столько сил и времени тратить на ее обретение? Ведь заранее понятно, что ее на хлеб не намажешь. На уровень зарплаты она тоже особого влияния не имеет. Не говоря уже о том, что она может лишить многих радостей жизни. Таких удивительно приятных и привычных. А зачем, собственно? Получается, что от нее только одни проблемы и неприятности. Если вам это нужно, то занимайтесь этим сколько угодно. А меня никаким калачом не заманишь. И вообще, зачем вы все время пытаетесь какую-то страшную философию мне в голову втиснуть? Жил я прекрасно прежде и без нее. И дальше буду не менее успешно и приятно жить. Так какой смысл основательно заморачиваться? Это только какие-то явные придурки придумывают себе дополнительные проблемы себе на голову. А подражать им у меня нет абсолютно никакого желания».
Свидетельство о публикации №222031200330