Актер Юрий Назаров
Слава к Юрию Назарову пришла после съемок в картине «Андрей Рублев», режиссером которой был Андрей Тарковский. Потом было «Зеркало» и «Маленькая Вера», только закрепившие успех актера.
Родом Юрий Назаров из Новосибирска, где и родился 5 мая 1937 года. Именно в Новосибирск, к будущей бабушке мальчика приехала мать Юрия, потому что подошло время родов. Бабушка работала врачом, и после рождения внука вместе с мужем занималась его воспитанием. Мама и папа Юрия в то время были студентами, и учились в Томске. Юра жил с бабушкой, пока ему не исполнился год. В 1942-м у Юрия родился брат, которого назвали Борисом.
Во время войны мама очень много работала, смены были продолжительностью по двенадцать часов. Дети часто оставались дома одни, голодные. Но семья сумела выстоять и преодолеть все трудности, дети подрастали. Сразу они жили в коммуналке, а после войны им выделили отдельную квартиру.
Папа Юрия был работником электростанции, а когда узнал, что в их городе возобновил работу Театр оперы и балета, то записался на прослушивание. Пробы были удачными, и вскоре мужчина был принят в труппу солистом. Юра и Борис очень гордились тем, что у них такой папа, и важничали перед своими друзьями. К сожалению, жизнь их отца оборвалась очень рано. Его не стало в 1949 году, причиной смерти стал рак головного мозга. Мама замуж больше не вышла, и самостоятельно растила сыновей.
После войны школы были раздельными, Юрий посещал школу для мальчиков и одновременно музыкальную школу. В старших классах его мечта о будущем была уже четко сформирована – парень решил поступать в театральный вуз, потому что видел себя только на сцене.
После получения аттестата в 1954-м, он отправляется в столицу, и с первой попытки становится студентом Щукинского училища. Его хватило всего на один семестр. В стране началась кампания по подъему целинных земель, и увлекшись общей идеей, Юрий бросает вуз, и едет вместе со всеми на целинные земли Казахстана. В его трудовой биографии есть отметка, что в эти годы он перепробовал очень многие профессии. Проходчик, бетонщик, стропальщик – вот только несколько профессий, которые Назаров освоил на целине. Увлеченный новым делом, он решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, и даже отнес документы в приемную комиссию сельскохозяйственного института. Но юношу ждал полный провал на экзаменах. После этого он попытался стать курсантом Одесского мореходного училища, но и тут его ждала неудача. После всех своих походов, Юрий решил восстановиться в театральном институте.
На протяжении пяти лет Юрий Назаров прилежно изучает азы актерского мастерства, своевременно сдает все экзамены и зачеты, не прогуливает занятия. К тому же он стал самым активным участником художественной самодеятельности вуза. После выпуска такой примерный студент не мог остаться без работы, его буквально сразу пригласили в Ленком.
Ленкому он отдал три года своей творческой биографии, но за это время никакого продвижения в его карьере не произошло. Когда в театре объявили о необходимости сократить штат актеров, и в числе первых кандидатов «на вылет» назвали Назарова, он был этому даже рад. Прошло немного времени, и Юрия приняли в труппу Театра-студии киноактера. Его партнерами по театру были Людмила Зайцева и Валентина Теличкина.
Его лучшей работой в театре стала постановка «Ветер на дне», в которой он перевоплотился в Луку. Он был так похож на своего героя, что обошлось без грима, нужно было только обрасти бородой. Этот спектакль стал лучшим в театральном мире столицы.
Назаров всегда отличался упрямством и своенравностью своего характера, поэтому в 90-е годы остался практически без работы. Он так и не смог принять наступившие перемены, и его перестали задействовать в репертуаре. Он не попал под сокращение, как в прошлый раз, но его хотели перевести билетером или уборщиком. Для Назарова это было совершенно не приемлемо. Он отказывается, и увольняется из театра, благо, он уже имел имя в кинематографе, куда его звали давно.
Дебют в кинематографе состоялся в 1957-м, когда Назарова позвали в эпизод картины «Рассказы о Ленине». Он сыграл простого работягу, такого же, как потом в картинах «Ветер» и «Поэма о море». А когда вышла лента «Последние залпы», то Юрий сыграл более заметную роль, и попал в поле зрения режиссеров.
В 1961-м на экраны вышел фильм «В трудный час»,в котором ему довелось перевоплотиться в красноармейца Котельникова. Актер очень органично вписывался в такие роли, поэтому его последующие работы были в том же амплуа. В 1964-м Назаров стал комиссаром в фильме «Непрошенная любовь». После этого были ленты «Они шли на Восток», «Нет неизвестных солдат», «Да здравствует Республика!», где ему доверяли роли настоящих офицеров, честных и бескомпромиссных. Самым ярким персонажем из этого амплуа был красноармеец Фадейцев из фильма «Баллада о комиссаре», которому пришлось самому бороться с врагами советского строя. Кроме Назарова на съемочной площадке этой картины можно было увидеть Галину Польских, Виктора Шульгина, Талгата Нигматулина.
Настоящую славу и любовь зрителей актер почувствовал в 1966-м, после проката картины «Андрей Рублев», в которой ему достались сразу два центральных образа. После съемок этого фильма актер признался, что наконец-то понял, настолько дорога ему Россия, и что эту любовь он сохранит до конца своих дней.
В 1968-м в актерской биографии Назарова появилась первая отрицательная роль. Это была картина «Освобождение», в которой Юрию пришлось стать «власовцем». В 1970-м отрицательных персонажей прибавилось – он сыграл браконьера в ленте «Когда расходится туман».
В 1972-м Юрию Назарову предложили работу в картине «Бой с тенью», где он стал тренером по боксу. В том же 1972-м Юрию Назарову снова пришлось примерить образ солдата в фильме «Горячий снег». Сюжет о защитниках Сталинграда, которые не дали вражеским танкам прорваться в город. Кроме Назарова в фильме снялся Николай Еременко-младший, с которым Юрия связывала многолетняя дружба.
В 1973-м фильмография актера пополнилась картиной «Земля Санникова», где режиссер задействовал также Олега Даля, Владислава Дворжецкого, Георгия Вицина.
В 1974-м вышла еще одна картина известного режиссера Андрея Тарковского – «Зеркало». В ней Юрию Назарову довелось сыграть центрального персонажа.
В конце 70-х актер еще раз доказал всю разноплановость своего таланта. Он играл самых разных персонажей, и перевоплощался в них очень легко и органично. Он стал русским казаком, милиционером, офицером русской армии, паромщиком, летчиком-испытателем и даже экс-бургомистром.
Юрий Назаров с удовольствием принял предложение режиссера фильма «За облаками – небо» сыграть Степана Жерехова. Речь в картине идет о летчиках-испытателях реактивных самолетов послевоенного поколения.
Одной из самых успешных и заметных работ в 80-е годы стала картина «Маленькая Вера», в которой Назарову досталась роль отца главной героини. Он предстал перед зрителями человеком со своими правилами, строгим и непоколебимым.
С 80-го по 90-й год в фильмографии актера Юрия Назарова появляются комедии, мелодрамы, детективы. Он играет характерных героев, и продолжает радовать зрителей в уже привычном для себя амплуа – военного, в картинах «Ворота в небо», «Война на западном направлении».
В кризисные 90-е работы стало немного меньше, но Назарова все равно не забыли, и позвали на съемки четырех проектов – «Три дня вне закона», «Кодекс бесчестия», «Самозванцы», «Простые истины».
В новом веке кинематограф снова ожил, и у Назарова появляются интересные предложения. В 2003-м его позвали сниматься в фильмах «Под полярной звездой» и «Баязет».
Потом в карьере актера Юрия Назарова настала эпоха сериалов. Он снимается много и часто, с его участием вышли такие рейтинговые проекты, как «На углу у Патриарших-3», «Сыщики-2», «Москва. Центральный округ-2», «Всегда говори «Всегда», «Две судьбы». Роли были разными – и второго плана, и главными. Одну из таких центральных ролей он сыграл в детективе «Сыщики районного масштаба».
У Юрия Назарова было две официальные жены. Первый брак он заключил еще в 1960-м, но не прошло и двух недель, как актеру стало понятно, что это роковая ошибка.
Второй законной женой актера стала Татьяна Кудрявцева, знакомство с которой состоялось в Ленкоме, где девушка работала концертмейстером. Так как у Юрия не было своего жилья, то они сразу жили у родителей девушки, а расписаться смогли только в 1961-м, когда он развелся со своей первой супругой. Личная жизнь актера наладилась. Вскоре в семье стали появляться дети. У них родилась дочка Таня, потом Василиса и сын Володя. Татьяна продолжила дело отца, закончила ВГИК на курсе Сергея Бондарчука и Сергея Герасимова, получила роль в картине «Однажды двадцать лет спустя». Владимир стал медиком, Василиса искусствовед.
В 60-х Юрий Назаров сильно травмировался в результате автокатастрофы, и получил серьезные повреждения позвонков. В течение полутора лет актер не вставал с постели, доктора даже говорили, что он так и останется инвалидом. Но сильный и напористый характер Юрия не дал ему сдаться. Он пытался делать упражнения, качал мышцы, и спустя некоторое время встал на ноги. Прошло три года, и о былой травме напоминали разве что больничные фото актера. Доктора не верили, что такое вообще возможно, настолько они были шокированы результатом.
Назаров и Кудрявцева состоят в официальном браке уже более полувека, но это не помешало актеру завести еще одну семью. В 1979-м он влюбился в Татьяну Разумовскую, которая работала на киностудии «Мосфильм». У них родились две дочки – Варя и Марфа. Первую девочку женщина родила в 39лет, вторую в 43 года. Варвара тоже творческий человек, она уехала в Голландию, и устроилась на телевидение в качестве режиссера. Марфа стала театральным режиссером, живет под Москвой. Назаров любит всех детей одинаково, а внебрачным продолжает платить алименты до сих пор, хотя они уже давно взрослые.
Последние двадцать лет у Назарова отношения с женщиной по имени Людмила Мальцева. Официально его женой по-прежнему является Татьяна Кудрявцева. Знакомство Назарова и Мальцевой состоялось в 1994-м, и сразу переросло в роман. С помощью Юрия Людмила стала известной актрисой. Когда дети впервые узнали о том, что у отца есть другая семья, они долго пребывали в состоянии шока, но смирились с таким его поступком.
Юрия Назарова по-прежнему зовут на съемочную площадку. В 2016-м вышли четыре картины, в которых он принимал участие. В настоящее время артиста пригласили в молодежный проект под названием «Хор», в котором у него роль второго плана.
Далее будут фрагменты из ряда интервью, данных в разное время Юрием Владимировичем Назаровым. Актёр неоднократно заявлял, что он - типичный "совок" и никогда этого не стеснялся. Для многих "светлоликих" его откровенные "мужицкие" заявления и категоричные "совковые" и даже "пещерные" суждения неприемлемы и вызывают полное отторжение. Возможно, для многих из тех, кто разделяет систему ценностей Юрия Назарова, некоторые из его высказываний могут вызвать споры... Но вот что всегда отличало советского актёра - его непоколебимая верность идеалам коммунистического учения и убеждённость в высокое предназначение человека-творца... Коммунист без партбилета, выходец из народных глубин, Юрий Владимирович Назаров с высоты своих прожитых лет без политеса размышляет о прошлом и настоящем, о добре и зле, о человеческой природе, о России и её судьбе...
О коммунизме и капитализме
"Меня многие сейчас «обзывают» коммунистом. Книжки никогда не имел, но что плохого в коммунизме? Вся идея в трёх словах: ребята, давайте жить дружно. И почему это плохо? А что хорошо? Служить толстому карману, частному капиталу? Каждый за себя? Это чуждо нам – мы общинный народ, и выживали всегда сообща".
«В партии никогда в жизни не состоял, но — коммунист. В душе, в мозгах… От души-то от своей куда денешься? Не вынешь же её за хвостик, как красную книжечку, и не сожжёшь принародно… Душа только с жизнью из тела вынимается».
"Меня абсолютно не устраивает столь быстрая смена общественного строя, а сказать по-русски — предательство советской идеологии. Как быстро мы разуверились! Меня полностью устраивал марксизм-ленинизм, особенно в том, что касается просвещения народа".
"...Я верю, что спасение — в коммунизме. Против коммунизма были Черчилль, Трумэн, Рейган... И сегодня мы в один этот ряд встали вместе с Обамой, Клинтонами, даже милицию... в полицию переименовали. А это — путь к гибели. Потому что Запад со своими денежными мешками обращает человека в животное: я самый главный, мне нужны удовольствия, а вы хоть сдохните все, или, как у Алексея Максимовича Горького сказано, "всех грызи или лежи в грязи". Только коммунизм, обгаженный всеми сегодня, спасёт не только нашу страну, но и всё человечество — только коммунизм, только человечность, гуманизм, уважение друг к другу, милосердие.."
"Коммунизм, социализм объединяют людей труда, а капитализм всех чудовищно разобщает…"
"Человек рождается животным с возможностями стать человеком. Иначе страшно. Ни одно животное ради развлечения не убивает, а человек этим занимается. Ни у одной твари нет чувства превосходства, элитарности, избранности… Все эти пакости придумали мы! Так что будь человеком! Просветись, пойми, что ты не пуп земли, а часть восхитительного сказочного мира, который надо изучать и беречь. Этому учили меня коммунисты, и я с ними абсолютно согласен".
"...Коммунистическая идея — это идея справедливости, идея соборности, коллективизма, которая особенно близка нашему народу, и её убить невозможно, кто бы и как бы ни старался..."
"...Я чувствовал себя нужным и праведным. Вслед за поэтом могу от себя повторить: «Я помню гордость, а не страх». Гордость за страну нашу, за народ. То, что называется святым и высоким словом — патриотизм…"
О Сталине
"...Кем был Сталин? Каменной стеной! Вот как он сказал 3 июля 1941 года, что "наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами", — он сказал, Молотов Вячеслав Михайлович повторил, так ведь оно и было. И победа была за нами, и Русь себя спасла, и весь мир спасла. Понимаете, ведь все наши, включая и вроде как обиженных — и Мандельштама, и Вертинского, и Ахматову — все славословили Сталина… уже я не говорю об Исаковском, о Твардовском и прочих. Ведь было это! А у нас сейчас врут как хотят: и Ленин придурок, и Маркс идиот, и Сталин людоед, а уж Берия — я не знаю… А Сталин и Берия по сей день защищают нас, атомный щит — это их рук дело...."
"Сталин был умница, про него тот же Черчилль говорил: «Я встаю и ручки по швам держу, что он принял Россию с сохой, а оставил с атомной энергией".
О перерождении власти
"...Знаете ли, "оттепель" — она же вся на вранье произошла. На предательстве коммунистических идеалов: вчера кричали "да здравствует коммунизм, ура-ура-ура!", сегодня кричать стали "будь проклят коммунизм, ура-ура-ура!". Потому что Никита Сергеевич Хрущёв никаким коммунистом не был. Кричать "Наша цель — коммунизм!" — это ещё не значит быть коммунистом. И я не помню, кто сказал: грядёт великий хам, но знаю точно, что в лице Хрущёва такой хам и пришёл. О Хрущёве лучше всего сказал Черчилль, когда его поздравляли с 90-летием. Кто-то предложил тост за Черчилля как за самого ярого врага России, и тот ответил: "К сожалению, имеется человек, который нанёс вреда Стране Советов в тысячу раз больше, чем я. Это Никита Хрущёв. Давайте похлопаем ему!".
"...Всю историю нашу вывернули наизнанку. И утверждают, что во всех бедах страны в ХХ веке виноваты Ленин, Сталин, коммунисты, социализм. Но ведь в реальности Ленин спас нашу страну, вытащив из пропасти, в которую она была ввергнута предшествующими правителями!.."
" Понимаете, какая штука… я же — дитё войны, и в наше время самым гнусным, омерзительным грехом считалось предательство. Я служил советской власти, советской идее, коммунистической идее, служил со всей душой, и вот я думаю: как же можно было её предать? Никогда в жизни я не пойму Бориса Николаевича Ельцина. Хотя, с другой стороны, там всё понятно. Одно дело, когда вступаешь в партию в 18 лет на фронте, и жизнью отвечаешь за поступок, с другой — как Ельцин, в 31 год, с целью получения определённых преференций, которые он и получил, и, получивши, хотел партию закрыть. Но на него-то наплевать, а вот то, что вся страна его терпела и не сказала: ты что? ты кто такой? ты охренел, что ли? ты зачем в партию шёл, ты кто: враг, предатель, шпион?..."
"...Последовало полное перерождение, а затем и предательство. Горбачёв никаким коммунистом уже не был, как и многие другие, иногда цинично называвшие партийный билет «хлебной карточкой». Предали величайшую идеологию..."
"Почему я никогда не был членом КПСС с моей-то коммунистической душой? А коммунист и член партии - это разные вещи. Главное, чтобы партия была в душе, а не в партбилете. А то вчера вы с партбилетом наперевес, сегодня - с подсвечником. Вы тогда врали и сейчас врёте..."
"..Сегодня правят нами предатели. Они же все: правительство,, оппозиция православные патриоты - они же все бывшие коммунисты! Сукины дети.."
О новой жизни и её хозяевах
"...Да кто они такие, чтобы нашей нефтью и алюминием владеть? Разве они их открыли, добыли, создали, изобрели? Нет, украли.."
"...У нас восторжествовал закон воровской, грабительский, резко противостоящий правде и справедливости, и пока он в нашей стране правит, добра нам не ждать.."
"Работяг в нынешней России к «элите» не относят! Притом премьер правительства Медведев, побывавший и президентом страны, настойчиво внушает, что необходимо приглашать на уроки в школы… олигархов. Чтобы они, как «наиболее успешные», с малых лет учили будущие поколения на своём «опыте» и «примере».
"Какую цель предлагало человеку прежнее жизнеустройство, к которому теперь мы фактически вернулись? Хапужничество, личное материальное обогащение за счёт других и любой ценой. Но разве в этом действительно высшая человеческая радость? Нет, извините, это радость животная. Вот свинья растолкала всех у кормушки, нажралась — и нет для неё большего удовольствия…"
О человеческой природе
"Когда ныне обрушиваются на коммунистический, социалистический проект в нашей стране и твердят про его утопичность, то нажимают больше всего именно на низменную природу человека. То есть по сути получается, что при его врождённом индивидуализме он недалеко от той свиньи ушёл. И главные удовольствия у них одинаковые. Ничего, дескать, с этим не поделаешь, потому и не следует природе мешать".
"Свинское от рождения внутри человека может, конечно, быть. Однако есть и другое. Так вопрос в том, ЧТО развивает общество в человеке — худшее или лучшее, на что его настраивает и ориентирует, для чего условия создаёт и что поощряет".
Об искусстве советском и нынешнем
"Сами знаете, до Великой Отечественной советские фильмы, вдохновлённые идеями Великого Октября, воспитали убеждённых патриотов — защитников социалистической Родины. После войны кинематографисты помогали восстанавливать страну и поднимать её до космических высот. Все названия даже самых выдающихся картин перечислить невозможно. И они воспитывали, духовно возвышали людей, а вот нынешние фильмы и сериалы, увы…"
"Разлагают и развращают! Удивительно, как на государственные, то есть народные, деньги столько лет снимаются антинародные, антирусские поделки. Антисоветизм и русофобия рука об руку идут! Словно по заказу наших «заклятых друзей» — так называемого цивилизованного мира. А если вдруг случится что-то стоящее, то на экранах стараются это широко не показывать."
"Если у советского кино были герои — строители, учёные, солдаты, защитники, то сейчас в кино одно кишковыпускательство. Стреляют друг в дружку, пиф-паф... И что дальше? Животный мир!"
В животный мир нас опустили,
Теперь живём в животном мире:
Права, свободы — как в сортире,
Живём — пока не замочили.
Об Америке
"Я вот не пойму, почему мы не пошлём сегодня всем миром Америку, что разбомбила Ирак, Югославию, которой, ай-яй-яй, теперь Северная Корея угрожает! А ведь Америка, это на моей памяти было, в Корею пришла и часть её уничтожила. Чем тогда Корея угрожала Америке? На чём она собиралась переплыть через Тихий океан? на щепках? на шлюпках? Сколько лет уже Америка гадит и паскудит. Почему-то весь этот цивилизованный мир забывает: лезли — по зубам получали!"
"Мы всё равно для Запада - нелюди. Афрославяне, понимаете? Они крутили, вертели чужими руками всяко-разно. А мы - по чести, по совести. Кого мы обидели?"
"Идёт чистейшая политика, растление, развращение, разложение по "плану Даллеса", "чтобы произошла трагедия сильнейшего на земле народа". Аллен Даллес был откровенной сволочью. Это руководитель политической разведки США в Европе, первый директор ЦРУ и при этом лютый русофоб. Вот вам Америка! А Запад – это бешеная собака. Я ещё помню старую карту мира, где самое большое государство не СССР, а Великая Британская империя… А мы им всегда мешали".
"...Сколько их, настоящих героев, истинных святых! Зина Портнова, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей — совсем ещё дети; Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы — всех не перечислить… Но на них лили и продолжают лить грязную ложь, выискивая и придумывая что-то, дабы скомпрометировать...."
"Ведь такие подвиги совершила Россия праведные, милосердные! И попроситься в колонию, как мы в 90-е добровольно попросились, спасши весь мир! «Бессмертной музыки хвала — Россия русскими руками себя спасла и мир спасла» — написал в стихотворении «На взятие Берлина русскими» эмигрант, дворянин Георгий Иванов".
"Мы сами предали свой кинематограф, как предали и свою страну. И всё это засилье голливудских фильмов на российских экранах сегодня есть результат нашего предательства, с которым, кстати говоря, мы и наше образование угробили…"
"И наши Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Толстой... Сколько их пыталось нас людьми сделать, но мы пошли своим путём. Как Горький писал: «Или всех грызи, иль лежи в грязи». Так у нас и получается. Но я считаю, что надо оставаться людьми".
О дне сегодняшнем
"..Убежден, что сейчас человечество заехало сильно не туда, а дура Россия уж тем более. Сегодня в тренде два непримиримых направления. Это слепое преклонение перед Западом и русский квасной православный патриотизм. Которые не услышат друг дружку никогда. Вот в чем беда".
"То, что произошло, – естественный процесс, а всё, что сейчас преподносит цивилизованный Запад, – это ложь и грязные инсинуации. В рожу наплевать им за такую цивилизацию, врут всё нагло!"
Вот такой он, актер, гражданин и патриот своей Родины. За это его и уважаю. Долгих лет жизни вам, дорогой Юрий Владимирович!
Свидетельство о публикации №222031200581