Цикл учителя Джон Гарригес
Фаза Теософского движения 1875-1891 годов раскрывает цикл адепта
Следующая статья была впервые опубликована в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, в мае 1944 г., стр. 281-284. Имя автора не было указано.
«О миссии Е.П.Б. можно сказать просто –
она пришла пробудить горстку людей…»
(Джон Гарригес)
Когда в 1875 году Е. П. Блаватская взялась за общественную деятельность посредника теософского движения девятнадцатого века, «материалы», если прибегнуть к масонской формулировке, были далеко не «готовы», но архитектор не мог больше ждать. Это было необходимо, так как если вековые истины о психической и духовной природе человека не стали бы известны в западном мире, духовное смятение того времени достигло бы точки буквального разрушения эволюционных надежд человечества. Поэтому Учитель должен был появиться.
Открыто продолжать работу оккультиста в девятнадцатом столетии — веке интеллектуального высокомерия и неверия — означало, как Е.П.Б. позже писала в «Тайной доктрине», «духовную смерть разоблачителя», и, тем не менее, она ни в малейшей степени не отступила от своей задачи, предвидя наказание от тех, кому она пришла помогать. Это было её «заместительное искупление», жертва Прометея, добровольно приносимая каждым учителем, который приходит к людям в тёмные века кали-юги. Духовный зародыш такого самопожертвования скрыт в сердце каждого из манасапутр, которые ныне носят одежды воплощенного существования и которые однажды пробудятся для осознания высшего смысла своей жизни на земле и начнут жить ради других.
О миссии Е.П.Б. можно сказать просто – она пришла, чтобы пробудить горстку людей к внутреннему восприятию их собственной божественности. «Ищите прежде царства небесного, и всё это приложится вам». Деятельность Теософского движения должна потерпеть неудачу без эго, пробуждённых к познанию Бога внутри, без душ, в которых магия духовной воли начала устанавливать непоколебимую веру, знания и убеждения, которые (когда они признаются в этом мире), несомненно, породят социальную энергию, необходимую для спасения западного мира от гибели.
Будучи Великой душой, Е. П. Блаватская смогла сокрушить твёрдую скорлупу материализма, проникнуть в туманную атмосферу спиритуализма, разоблачить лицемерие богословов. Поскольку люди видели её учения практически воплощенными в её жизни, она нашла исследователей и приверженцев доктрин религии Мудрости. Наставляя начинающих оккультистов, она однажды написала: «Направь свои мысли на свои творческие потенциальные силы». Её собственные творческие потенциальные силы были равны великим мыслям, которые она передавала на Запад. Вот почему её слова исполнены живой силой; вот почему, каким бы сложным для понимания и туманным ни был ход исследования, записанный в её великих сочинениях, изучающий всегда чувствует присутствие в них знания из первых рук. Теософы, удивляющиеся, откуда взялась их «вера» и «удостоверились» ли они в Учении, могут задуматься над этим прямым доказательством знания в трудах Учителя. Такое доказательство нелегко отбросить.
Курс Теософского движения с 1875 по 1891 годы представляет собой постепенное раскрытие цикла Адепта-Учителя — цикла, который также раскрывает в большом масштабе задачу ученичества, поскольку с течением времени Движение требует развития других таких учителей.
Е.П.Б. начала с «Разоблаченной Изиды». В ней, как и во всём остальном, она учитель, но не открытый. Сочинение написано в стиле критики и анализа; это иконоборчество с всепроникающими предрассудками, искажающими сознание расы, оно разоблачает и высмеивает самонадеянность эпохи, которая не признавала наставников, кроме своих собственных оракулов. Тем не менее, в двух томах этого великого труда прослеживается как скрытое течение, так и обертон позитивной философии. «Изида» содержит оккультное представление о реальной великой совокупности духовных знаний и великой совокупности знающих и учителей. Такое открытое заявление является душой этой книги, её собственноручной подписью и призывом к дремлющей интуиции человечества.
Все знания Запада собраны воедино на страницах «Изиды» в сущности, если не в деталях, выстроены, оценены и собраны как носитель архаической истины. Медленно встаёт величественный храм посвящения, представляя идеальную форму; его благородные мысленные своды открывают внутренний путь адептства.
Работа, начатая с «Изиды», продолжилась в Индии. Там сокровища Востока были заново представлены и переосмыслены Е.П.Б. в качестве редактора журнала «Теософ». В Америке она напомнила в учебнике оккультного учения о незрелых материалах спиритуализма. В Индии великие философские сооружения древности были созданы для того, чтобы ещё раз продемонстрировать ту жизнь, которая первоначально вдохновила их. То, что для востоковедов было только размышлениями и схоластическими уточнениями, стало под её рукой точными формулировками оккультной метафизики, доказуемыми законами внутреннего бытия человека и космическими принципами природного мира. Когда предварительная работа в Индии была завершена, когда материалы, унаследованные от прошлого, были обработаны и стали послушными воле Учителя, Е.П.Б. переехала в Англию, где основала журнал «Люцифер». Так начался цикл обучения, который должен был обеспечить Запад «Тайной доктриной», «Ключом к теософии», «Голосом Безмолвия» и «Теософским глоссарием». Эти сочинения объявляли Е.П.Б. учителем. Теперь вершина цикла была достигнута. Статьи Е.П.Б. в «Люцифере» являются прямыми практическими наставлениями оккультиста. Теперь она может говорить с властью, данной с самого начала, благодаря последовательным демонстрациям и свидетельствам прошлого.
Правда, она не заявляла о каких-то «правах», но интуитивно место Е.П.Б. в великой исторической драме достаточно ясно определено. Она указала, насколько критическим был характер того периода, в котором находилось человечество, и что было поставлено на карту в будущем. Её предупреждения и пророчества дают некоторое представление о степени ответственности, которую она добровольно взяла на себя, о силах, которые она сознательно использовала, и о доверии, которое она сознательно оправдала.
8 мая 1891 года, убитая предательством и безрассудством тех, кто называл себя теософами, она сошла со сцены. Её работа была сделана — сделана настолько хорошо, насколько это возможно в данных обстоятельствах и с имеющимися материалами. Учение было записано. Было найдено и взращено несколько искренних учеников. Ей было видение будущего, в котором её труды должны были быть продолжены другими в двадцатом веке — в 1975 году. Сформировалось ядро, чтобы жить и расти, следуя частичному видению того, что она видела в целом, и, следуя дорогой, которую она прорубила сквозь заросли человеческих предрассудков, обмана и невежества. Но каким бы ни было достижение этого ядра, сила её души сделала его возможным. Сила её эго заставляла братьев этого ядра искать в себе такое же вдохновение и находить что-то от непоколебимой храбрости, которая была у неё. Ведь гений великих Учителей есть гений каждого человеческого существа, и только в Них возрождается для деятельности пробужденных душ.
Это есть непреходящее знание божественности человека и непоколебимая решимость жить и действовать как боги на земле, боги, которыми мы все были и можем снова стать. Это знание, эта решимость делает из учеников чела, из чела учителей и превращает страдания ученичества в радость альтруизма. Из великого утверждения жизни человека как души, из растущего осознания укоренённого духовного существования душ в Одном Я рождается непоколебимое убеждение, решимость, которая растёт и крепнет при преодолении слабостей.
Ничто иное кроме пробужденной божественности немногих, не может пробудить спящую человечность во многих. Только сильный крик душ, которые видят и начинают познавать, может разжечь надежды отчаявшегося множества, и побудить их приложить усилия ещё и ещё раз. Но по мере того, как растёт голос убеждения и по мере того, как ясная и правильная симметрия учений открывается взору, при полной поддержке такого убеждения, будут затрагиваться сердца и умы людей, и их воля будет вновь склоняться к поиску истины. Вот для чего существует Теософское движение. Это было целью прихода Е.П.Б. и будет целью Учителя, когда он придёт снова. И это жизнь, надежда, царство и победа учеников Е.П.Б.
000
См. на наших сайтах статью «Жизнь и сочинения Джона Гарригеса».
Свидетельство о публикации №222031200675