Инициатива

      Говорят инициатива наказуема и Алексею Михайловичу в какой-то степени пришлось столкнуться с этим. Работая в заводском КБ и занимаясь сопровождением производства аппаратуры разработки отраслевого института, находящегося в столице страны, он периодически ездил туда в командировки для решения вопросов, возникавших при изготовлении аппаратуры.
           Однажды, на пути в столицу после Чернобыльской трагедии, его попутчиком оказался ведущий специалист Физико-технического института ядерных исследований, в котором в 30-х годах двадцатого века впервые был расщеплен атом.   В беседе с ним коснулись аварии на Чернобыльской станции и проблемами с которыми столкнулся он, как специалист-ядерщик.
          Как известно, Чернобыльская трагедия изменила отношение людей к мирному атому, считавшегося безопасным. И хотя трагедия была обусловлена беспечностью в сознании специалистов и эксплуатационщиков, проводивших эксперимент по  оценке эксплуатационных возможностей энергоблока, благодаря продуманной системе средств безопасной эксплуатации, не допускавшей до этого критических ситуаций в работе энергоблоков, в сознании людей появилось недоверие к атомной технике. Произошедшее в результате аварии заражение атмосферы и местности потребовало наличия приборов контроля радиации.
         Со слов попутчика следовало, если с обеспечением приборами контроля полученной дозы радиации, предназначенных для персонала станции и ликвидаторов, проблемы на тот момент не было, то приборы регистрации уровня радиации, для оценки заражения местности, были в дефиците. Он продемонстрировал Алексею Михайловичу популярное приложение к радиотехническому журналу с опубликованной любительской конструкцией такого устройства с использованием датчика СБМ20 для самостоятельного изготовления. Он сообщил, что институт не имеет соответствующей базы для разработки и изготовления промышленного образца и в поиске предприятия соответствующего профиля для его изготовления.
           Данное предложение заинтересовало Алексея Михайловича, тем более руководство на его предприятии обратилось к работникам с просьбой в поиске работ, соответствующих его профилю. Поэтому Алексей Михайлович пообещал попутчику, что по возвращении он непременно доведёт эту информацию руководству своего предприятия.
            По возвращении, Алексей Михайлович, отчитываясь по результатам командировки, сообщил руководству о поступившем предложении. Вопреки ожиданиям Алексея Михайловича, оно восприняло предложение достаточно сдержанно и настороженно. Их смущало, что изготовление такого устройства возможно потребует соответствующего разрешения, а также наличие радиоактивного источника для калибровки дозиметров при изготовлении, которого на предприятии не было, и не проявило в предложении заинтересованности.
            Алексею Михайловичу пришлось сообщить своему попутчику о "прохладном" отношении его руководства к поступившему предложению.
         Буквально через пару месяцев Алексей Михайлович в одной из центральных газет увидел заметку об промышленном изготовлении дозиметров одним из предприятий страны, с помещением снимка с изображением их. Он,  немедля продемонстрировал заметку своему руководству, но без положительного отклика, после чего потерял к этому вопросу интерес, погрузившись в непосредственную повседневную работу.
             Через три месяца ему неожиданно сообщили, что его вызывает начальник со всеми материалами по дозиметру, что крайне удивило Алексея Михайловича, так как никаких работ по этой теме не проводилось. Прихватив имеющиеся материалы, он подошёл к начальнику, сообщив что по данному вопросу, как говорится: "Конь не валялся!"
              Его командировали в Физико-технический институт, расположенный неподалеку от их предприятия, для обсуждения технических и организационных вопросов, в частности конструкции и комплектации устройства, наличие радиоактивного источника для калибровки. На все вопросы были получены положительные ответы. Так оказалось, что вместо высоковольтного датчика типа СБМ на основе счётчика Гейгера, можно использовать полупроводниковые, более компактные и менее энергоёмкие. Положительно решался вопрос с калибровкой. Однако, не имея полномочий,  Алексей Михайлович не мог утвердительно отвечать на многие вопросы возможного сотрудничества, ограничиваясь общим рассмотрением вопросов, связанных с ним. Предполагалась  разработка документации и изготовление устройства предприятием Алексея Михайловича, а калибровка и метрология Физико-техническим институтом. 
        В связи с непосредственной близостью Физтеха от предприятия Алексея Михайловича, последнего интервал вопрос, беспокоивший жителей прилежащего района, о наличии в Физтехе ядерного реактора. На соответствующий вопрос Алексея Михайловича, ведущий специалист ответил:
      - ядерного реактора у нас нет, есть только ускорители частиц.
         После чего провёл Алексея Михайловича в корпус ускорителей, где в ряд стояли ускорители, цилиндрические конструкции, длиной до 10 метров, предназначенные для исследований и испытаний аппаратуры для работы в условиях повышенной радиации, в частности космического назначения. Это успокоило Алексея Михайловича и развеяло "ходившие" слухи.
           Докладывая руководству о результатах командировки услышал от него фразу:
       - так это делиться с ними потребуется.
       А, как иначе? - отреагировал Алексей Михайлович
        На этом закончилась перспектива разработки и изготовления дозиметра.
         Через некоторое время на собрании коллектива руководитель призывал работников коллектива проявлять инициативу и предприимчивость. Алексей Михайлович молча слушал руководителя и думал, что как часто слова расходятся с делом.


Рецензии
Увы, не зря в советское время ходила фраза "инициатива наказуема". Я не в коем случае не ругаю то время, в котором я родился, учился, служил в армии. Но когда с этим сталкивался, когда на собраниях говорили одно, а выйди из зала-другое, когда горбачев вещал про "свою" перестройку так, что было непонятно, есть ли у него среднее образование, когда замполит полка в десять часов уже был "принявши", а после обеда "клеймил позором" "пьяницу прапорщика...А, все таки, большинство людей работало на благо страны, и это не высокие слова, а так было. От того и пошло, что наверное толковый инженер "Алексей Михайлович" потом просто сидел в своей лаборатории и перекладывал бумажки, не потому, что, извините, бестолковый или бездельник. "Крылья обрезали", сказали "тебе что, больше всех надо?" а ещё хуже и зарплату понизили или что-то в этом роде. Много написал, извините, А с первых строк, которые читаются очень легко и просто. я думал:"неужели сделают?". Спасибо за хороший и правильный рассказ, ещё раз извините за "словоблудие" надо было короче, не получилось. Ещё раз спасибо.

Владимир Терехов 2   16.03.2022 17:59     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир, за обширный и информативный оклик!

Роман Заблудший   16.03.2022 18:24   Заявить о нарушении