Владимир Богомолов и Юлиан Семенов. Западный Крым
Очередная литературная радиопередача.
«Юлиан Семенов прорубил, пробил кувалдой окно в художественно-документальный жанр».
Мне захотелось возразить.
Я создал маленькую концепцию: Владимир Богомолов пишет «В августе сорок четвертного», это произведение приобретает популярность, влиятельные люди решают создать квази-двойника, чтобы «присвоить» новое поле, и появляется Юлиан Семенов с произведениями о деятелях спецслужб.
Но доказательств этой концепции я не нашел.
Посмотрел материалы в энциклопедии. Вроде бы, и «В августе…», и «Семнадцать…» были написаны почти одновременно.
Следовательно, никакого квази-двойника не было… Оба писателя творили самостоятельно… Каждый - сам по себе…
Жаль, что не получилось создать новое представление о литературном процессе…
Пока я размышлял над своей повисшей в воздухе концепцией, и пока я читал материалы в энциклопедии, открылась книга Ольги Семеновой «Юлиан Семенов». Книга написана дочерью об отце, так что критике она не подлежит. Кроме того, эта биография написана отлично.
Читаю я эту биографию, и нарастает во мне какое-то раздражение.
«А может быть, моё раздражение – просто зависть к удачливому человеку?»
Все эти бесконечные родственники, знакомые, дачи, заграничные автомобили, поездки, встречи, мелкие и крупные люди и людишки, проекты, публикации…
Откуда раздражение? Ведь это всё так здорово!
«Ты хочешь представить это как попытку раздуть самоё себя, как беспокойство, как суету… А на самом деле ты бессознательно завидуешь удачливому человеку…», - внушаю я себе.
«Ты сам смотрел по ТВ «Семнадцать…»?
Все эти «Белые солнца». Все эти нахальные люди в больших шляпах, разгуливающие по экрану. Все эти Герои, командующие «огонь!» в Новочеркасске. Все эти «Семнадцать…» (с песнями Таривердиева). Все эти вялые разведчики, которые по полчаса смотрели на свою жену… Все это, в конце концов, вопрос субъективного восприятия.
А в чем сюжет «Семнадцати…»? В том, что советский разведчик Штирлиц воспрепятствовал заключению сепаратного мира между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией…
Стоп! Начинаю вспоминать. Так ведь еще 14 августа 1941 года в Атлантической Хартии Рузвельт и Черчилль выразили свою волю в пользу недопустимости сепаратного мира с гитлеровской Германией и в пользу победы через безоговорочную капитуляцию Германии.
Это волеизъявление было закреплено в последующих международных документах и поддержано СССР.
А зачем потребовались соответствующие гарантии в международных документах?
Где-то в историческом тумане, на исторической периферии бродит документально неподтвержденная версия – что примерно в первой половине 1942 года (после изматывающего года военных действий) некое государство направило гитлеровской Германии предложение о сепаратном мире. Но Гитлер, якобы, не согласился.
Правда это или нет? Я верю, что это – не правда.
Личности с повышенным уровнем скептичности могут предположить: а не предвидели ли Рузвельт и Черчилль какую-то такую попытку (чисто гипотетически – ведь был же пример Брестского мира).
В общем, все это домыслы и гипотезы.
Но Атлантическая Хартия и последующие международные документы, требующие безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, – это факт.
И как тогда относится к усилиям разведчика Штирлица предотвратить сепаратный мир между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией? Как тогда смотреть на любимый фильм «Семнадцать…»? Как тогда относиться к (возможно) главному произведению Юлиана Семенова?
Литературное наследие Юлиана Семенова – огромно.
Но лично у меня нет настроения читать что-либо… Вот биографию его я читал – это интересно.
«Неужели ж мне и дальше придется думать за кое-кого про то, что после ванн и грязей надо быть тепло одетым? Что западный Крым — холодный Крым? Что Саки — это не Коктебель.»
А вот рассказ Владимира Богомолова «Кругом люди» иногда вспоминается… Такой рассказ Юлиан Семенов вряд ли бы написал – я не встретил упоминаний о том, что Семенов ездил в плацкартных вагонах.
А, скорее всего, все это подсознательная зависть человека, которого не печатают, у которого в зловещей тишине пытаются отнять недвижимость (без какой либо компенсации), к успешному во всех отношениях писателю.
Но мастер детективного жанра все же повлиял на меня…
Где-то я встретил упоминание, что Владимира Богомолова после написания романа «В августе…» побили. Его поколотили. И даже кастеты упоминались.
Посмотрел я какие-то материалы, встретил упоминание: «В середине 1970-х Богомолов обратился к югославскому лидеру Броз Тито, когда заподозрил, что перевод его романа «Момент истины» на сербо-хорватский язык достаточно сильно отходит от оригинала. Издание было остановлено.»
Затем заглянул в биографию Броз Тито. «Охраняли президента Югославии более пятидесяти сотрудников службы безопасности. Каждый из них был вооружен двумя пистолетами — советским «ТТ» и немецким «вальтером», а также специальным приспособлением «бокс». Оно было похоже на кастет с острыми выступами».
Знакомство с биографией мастера детективного жанра кого угодно сделает сторонником детективных версий в стиле «Совершенно секретно»…
Автор романа «В августе…» о сотрудниках контрразведки «СМЕРШ» жил гораздо скромнее и спокойнее, чем создатель романтичного Штирлица, боровшегося против заключения сепаратного мира между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией…
«Семнадцать…» смотрел не только я. Смотрели десятки миллионов. И не один раз. Так что – поздравляю…
12 марта 2022 г. 11:32
{ 2852. Владимир Богомолов и Юлиан Семенов. Западный Крым - это не Коктебель. Литературный очерк.
MMDCCCXXII. Vladimir Bogomolov and Yulian Semyonov. Western Crimea is not Koktebel. A literary essay. }
Свидетельство о публикации №222031200736