Владимир Богомолов и Юлиан Семенов. Западный Крым

Владимир Богомолов и Юлиан Семенов. Западный Крым - это не Коктебель. Литературный очерк.


Очередная литературная радиопередача.

«Юлиан Семенов прорубил, пробил кувалдой окно в художественно-документальный жанр».

Мне захотелось возразить.

Я создал маленькую концепцию: Владимир Богомолов пишет «В августе сорок четвертного», это произведение приобретает популярность, влиятельные люди решают создать квази-двойника, чтобы «присвоить» новое поле, и появляется Юлиан Семенов с произведениями о деятелях спецслужб.

Но доказательств этой концепции я не нашел.

Посмотрел материалы в энциклопедии. Вроде бы, и «В августе…», и «Семнадцать…» были написаны почти одновременно.

Следовательно, никакого квази-двойника не было… Оба писателя творили самостоятельно… Каждый - сам по себе…

Жаль, что не получилось создать новое представление о литературном процессе…

Пока я размышлял над своей повисшей в воздухе концепцией, и пока я читал материалы в энциклопедии, открылась книга Ольги Семеновой «Юлиан Семенов». Книга написана дочерью об отце, так что критике она не подлежит. Кроме того, эта биография написана отлично.

Читаю я эту биографию, и нарастает во мне какое-то раздражение.

«А может быть, моё раздражение – просто зависть к удачливому человеку?»

Все эти бесконечные родственники, знакомые, дачи, заграничные автомобили, поездки, встречи, мелкие и крупные люди и людишки, проекты, публикации…

Откуда раздражение? Ведь это всё так здорово!

«Ты хочешь представить это как попытку раздуть самоё себя, как беспокойство, как суету… А на самом деле ты бессознательно завидуешь удачливому человеку…», - внушаю я себе.

«Ты сам смотрел по ТВ «Семнадцать…»?

Все эти «Белые солнца». Все эти нахальные люди в больших шляпах, разгуливающие по экрану. Все эти Герои, командующие «огонь!» в Новочеркасске. Все эти «Семнадцать…» (с песнями Таривердиева). Все эти вялые разведчики, которые по полчаса смотрели на свою жену… Все это, в конце концов, вопрос субъективного восприятия.

А в чем сюжет «Семнадцати…»? В том, что советский разведчик Штирлиц воспрепятствовал заключению сепаратного мира между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией…

Стоп! Начинаю вспоминать. Так ведь еще 14 августа 1941 года в Атлантической Хартии Рузвельт и Черчилль выразили свою волю в пользу недопустимости сепаратного мира с гитлеровской Германией и в пользу победы через безоговорочную капитуляцию Германии.

Это волеизъявление было закреплено в последующих международных документах и поддержано СССР.

А зачем потребовались соответствующие гарантии в международных документах?

Где-то в историческом тумане, на исторической периферии бродит документально неподтвержденная версия – что примерно в первой половине 1942 года (после изматывающего года военных действий) некое государство направило гитлеровской Германии предложение о сепаратном мире.  Но Гитлер, якобы, не согласился.

Правда это или нет? Я верю, что это – не правда.

Личности с повышенным уровнем скептичности могут предположить: а не предвидели ли  Рузвельт и Черчилль какую-то такую попытку (чисто гипотетически – ведь был же пример Брестского мира).

В общем, все это домыслы и гипотезы.

Но Атлантическая Хартия и последующие международные документы, требующие безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, – это факт.

И как тогда относится к усилиям разведчика Штирлица предотвратить сепаратный мир между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией? Как тогда смотреть на любимый фильм «Семнадцать…»? Как тогда относиться к (возможно) главному произведению Юлиана Семенова?

Литературное наследие Юлиана Семенова – огромно.

Но лично у меня нет настроения читать что-либо… Вот биографию его я читал – это интересно.

«Неужели ж мне и дальше придется думать за кое-кого про то, что после ванн и грязей надо быть тепло одетым? Что западный Крым — холодный Крым? Что Саки — это не Коктебель.»

А вот рассказ Владимира Богомолова «Кругом люди» иногда вспоминается… Такой рассказ Юлиан Семенов вряд ли бы написал – я не встретил упоминаний о том, что Семенов ездил в плацкартных вагонах.

А, скорее всего, все это подсознательная зависть человека, которого не печатают, у которого в зловещей тишине пытаются отнять недвижимость (без какой либо компенсации), к успешному во всех отношениях писателю.

Но мастер детективного жанра все же повлиял на меня…

Где-то я встретил упоминание, что Владимира Богомолова после написания романа «В августе…» побили. Его поколотили. И даже кастеты упоминались.

Посмотрел я какие-то материалы, встретил упоминание: «В середине 1970-х Богомолов обратился к югославскому лидеру Броз Тито, когда заподозрил, что перевод его романа «Момент истины» на сербо-хорватский язык достаточно сильно отходит от оригинала. Издание было остановлено.»

Затем заглянул в биографию Броз Тито. «Охраняли президента Югославии более пятидесяти сотрудников службы безопасности. Каждый из них был вооружен двумя пистолетами — советским «ТТ» и немецким «вальтером», а также специальным приспособлением «бокс». Оно было похоже на кастет с острыми выступами».

Знакомство с биографией мастера детективного жанра кого угодно сделает сторонником детективных версий в стиле «Совершенно секретно»…

Автор романа «В августе…» о сотрудниках контрразведки «СМЕРШ» жил гораздо скромнее и спокойнее, чем создатель романтичного Штирлица, боровшегося против заключения сепаратного мира между англо-американскими союзниками и гитлеровской Германией…

«Семнадцать…» смотрел не только я. Смотрели десятки миллионов. И не один раз. Так что – поздравляю…


12 марта 2022 г.  11:32

{ 2852. Владимир Богомолов и Юлиан Семенов. Западный Крым - это не Коктебель. Литературный очерк.
MMDCCCXXII. Vladimir Bogomolov and Yulian Semyonov. Western Crimea is not Koktebel. A literary essay. }


Рецензии