Е62 Пушкин Онегин Роман - жанр фруктовой смеси
= ассорти
1.
Пушкин о романе ЕО - это мое лучшее произведение
По традиционной пушкинистике сатирический роман "ЕО" — реализм (притом наилучший и наипервейший), хотя это:
а) желчная сатира и энциклопедия пародий на жанры
б) карикатура на мнимых «героев времени» в лице Раевского (он по одной из версий - автор Пасквиля): письме к брату Льву (январь-февраль 1824)
Пушкин, посмеиваясь над своими ошарашенными друзьями-романтиками, пи-сал о "Евгении Онегине":
"Это мое лучшее произведение. Не верь Н. Раевскому, который бранит его - он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядком не расчухал".
2.
Жанр
Онегин– Друзьям Руслана и Людмилы = любителям жанровых интерпретаций и диалога жанровых традиций и схем Свободный роман … в стихах … От чего или кого? От дьявольской разницы
3.
метасюжет романа
ЕО – роман в стихах о том, что счастье это бред и о … привычке, что сверху нам дана – замена счастию она… Тут и до дуэли недалеко. Личной и реальной. Концовка романа с опустошенным Ев-гением всегда казалась мне исповедью о готовности к суициду как естественному концу надоевшей неудачной жизни
Путь АСП к дуэли в саду Строгановых на Черной совсем речке начат … ах, в романе в стихах
4.
Метафабула романа = трагедия
Фабула (генеральный материал, тема) романа = трагедия личной жизни человека ... Трагична судьба Пашет Лариной, вышедшей без любви за Дм. Ларина и заменившая счастье привычкой, личная жизнь которого трагична, ибо его не любят, не уважают им управляют как частью небогатого хозяйства и наставляют рога с "сержантом Ри-чардсоном" (а вероятнее всего с его другом - Ленским!), трагична жизнь Ольги, ибо она глупа как круглая луна..., трагична жизнь Татьяны, ибо любимый ей отказал, а по-том пришел и сам напросился на отказ, посыпав обильную соль на незаживающую ра-ну сердца девы вечно юной, трагична судьба поэта Ленского - его просто убил напо-вал приятель Онегин ... трагична жизнь Онегина, ибо он ничто ... и никто ... трагична судьба автора, который написал текст с январской дуэлью и убийством поэта... тексты сбываются и Пушкин "накаркал" ... трагична судьба романа = он не был окончен, а идеологи научного патриотизма обозвали его вначале "энциклопедией русской жизни", а потом и вовсе оскорбительно = роддомом русского соц.реализма
5.
роман о творчестве
Е.О. и даль свободного романа сквозь магический кристалл = АСП предупреж-дает - не надо фантазировать и с каноническими мерками суетиться = это свободное искусство ради искусства = роман о творчестве! т. е. автор и чита-тель свободны! От всего : сюжета, догматов, канонов поэтики, итд итп.
6.
дьявольская разница
Никишов "Творческая история Е.О." Это абс. литературоведческая возня ... а просто сказать отчего жанр его подан пиитом как дьявольская разница и почему сам АСП зовет жанр ЕО то поэмой, то романом... так и не смог Никишов, а только признался: нет в нашей пушкинистике монографии - полного литерату-ровед. исследования ЕО … нет. Причину не назвал - стыдно за весь ПД и его окрестности. Назовем мы: причина, фра, проста = монографию о работе гения может написать равносильный ранговый гений… или его гейша…а где его взять в этой трясине. Почему АСП сказал ДЬЯВОЛЬСКАЯ РАЗНИЦА …ответ: понять сие может только равновеликий ему : в чем разница? да еще диавольская: роман в стихах и поэма? alex: это просто фигура речи. Например, темно, как у негра в попе. Как будто у меня светлее: так и здесь разница и всё. просто дьявольская, что б мы лучше поняли, обратив внимание
serjeo: АСП дал это определение жанру ЕО в письме Вяземскому - хотя всем иным написал, что это романтическая поэма. Что "лучше поняли" что? АСП верил в приметы - а Чижику-Пыжику не кинул монеты. Взял только пыж взаймы и пыжик унес чижик... Вжик…
7.
Минкин и ЕО
Александр Минкин "Яйца "Чайки". О Чехове. Пушкине и Грибоедов = они вместе в Питере по бабам шастали... так вот своим Горе от Ума Грибоедов обошел АСП на вираже! АСП злился… бросил своего Е.О. и занялся Борисом Го-дуНовым... АСП завидовал до злости - А.Г. обошел его на вираже везде: в службе (договор с Персией действует до сих пор!), женился по страстной вза-имной любви на грузинской княжне (а не покупал московщину за дармовщину), написал пиесу – супер, погиб за честь без водевиля как простофиля… АСП все опошлил… нет, брат, от генов ни вперед, ни взад ...: Минкин своим немым Онегиным поднял бучу в стакане с горькой. над коим склонилась приунывшая было пушкинистика.. : Крестьянин Олонецкой губ. Певец былин. Други Ушкина по долгам ...
Минкин обнаружил, что Таня Ларина (от Лары - домашней богини), увидев ЕО в окно драпанула чрез гумно и совершила кросс по пересеченной местности ... км эдак 3 с полной выкладкой любовных романов в рюкзаке.
На слете пушкинистов у И. Волгина - встал вопрос (были- Листов, Михайлова, Минкин, Амелин, сам г. Волгин по кличке "Никому ничего не дам сказать") = от-куда у героя имя Евгений: молотили дежавюшное все, кроме А.М.= он им сказал = есть прямое указание автора (АСП) = см. у Уильяма-нашего-Шекспира и у Стерна! Молодец... И вот открывает он повесть Стерна Лоренса с длинным названием и там… Евгений! АСП сам сказал у кого взял (в аренду): СТЕРН Лоренс - Laurence Sterne «Путешествие Йорика по Франции, или Забавные и остроумные замечания1806 -1-4».
Вот браво Минкину за Евгения! Браво за то, что уверяет верно: в самом начале ЕО становится ясно копающим - АСП вводит нас в цех и цеховых мастеров дела = ЕО - это ироничное произведение редкого жанра"роман в стихах" со сложной сонетической строфикой и далью свободного (от шаблонов канонов !) романа без конца ...
Грибо-едов, ответил Горем от ума, Катенин, Вяземский, Жук - все отвечали... вот и писал роман АСП 13 лет (а не 7) и печатал главами, ибо не знал куда его эта болталка вырулит и что ему в голову взбредет в споре с цеховыми масте-рами ...
ЕО – это мысли АСП о жанре, об их диалоге, о мастерстве, границах и свободе дали... Но пришел Даль и все исковырял. Пример: АСП взял за основу сложнейшую строфу - сонетическую. И такое отмочил, что всем остальным оставалось только ржать, и все это - в обертку романа, но в стихах… без сюжета и ... слов Героя ... Минкин собрал все его фразы: Евгений он не сказал в романе и 10 фраз... причем все они абс. без смысла = АСП издевался над зашоренностью мастеров цеховиков у подножья русского Парнаса... он просто пародировал и еще просто ИЗДЕВАЛСЯ... смеясь над любовью к украшениям, вместо любви к красоте, ножкам и …
Вот Минкин спрашивает - несла ли чайка яйца? Сильно мощно
8.
Из пушкинистов Гершезона – Чумакова
Гершензон: Роман «ЕО» в своей внутренней форме отражает множествен-ность жанров, модусов и модальностей литературного высказывания / moi: и что сие значит… умно да и только… да Богу известно/
Роман фрагментарен как дом из раздельных комнат и санузлов.
Чумаков, соглашаясь с Мих. Осиповичем: роман ЕО – жанровый синтезатор, в который вовлечены различные жанры и АСП иронически скользит среди них, пародируя, полупревращая, препарируя, пальпируя, мастурбируя, развращая и имитируя. Сон Тани – жанр в жанре: новелла с концовкой-катастрофой, ибо Таня узрела-провидела во сне эротическом разминование с Женей избранным по тайной причине, им скрываемой, о коей Таня в мути сна стала догадываться…и за полным вскрытием которой она и пошла потом в кабинет Жени и нашла инструментальный ящик вампира для Пира во время чумы Конца Времен. Сон Тани – темный чулан-тайнохранилище внутри этого дома.
9.
ЕО – роман об экзерсисах стихосложения
Всеми своими ляпами антифактов, несуразицами и парадоксами смыслов АСП буквально вопил: да не относитесь вы с таким наукообразием серьезности к этому тексту – он лишь дневник упражнений по стихосложению и стишистой торговле. Ан нет, методисты упорно ставили АСП перед своей шеренгой как награждаемую главу соцреалистов и отцов основателей их патристики.
10.
ЕО – роман об авторе и романе (жанре)
Шкловский В. – роман иллюстрируется отступлениями автора от
… сюжета = это его конструкция
П. А. Вяземский А. И. Тургеневу в 1828: Онегин хорош Пушкиным, но, как соз-дание, оно слабо (Архив братьев Тургеневых. Вып.VI. 1921 c/65).
Бочаров: ЕО – роман об «опыте я» и о романе в романе. ЕО – сюрреализм = постоянная смена действительности – мнимой для героев, реальной с автором о нем самом
11.
ЕО – роман ЕО = мемуары его
В посвящении («Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя [...]») и затем в первой фразе («Мой дядя самых честных правил») автор недвусмысленно уведомляет читателя = перед ним … мемуары некоего Онегина! Причем автор в двусмысленной казалось бы оговорке сразу предупреждает = мемуары не ахти какого качества – но ведь пишет их … повеса праздный, а вовсе и не Пушкин. Потом также всё свалится на голову пересказчиков вестей от Белкина… Как говаривали в Тамбове – хитер монтер, да я хитрее.
12.
ЕО и сатира
ЕО исходно был задуман как классическая сатирическая поэма с порой шутливым описанием нравов
Современного автору в основном провинциального дворянского общества и быта.
В процессе работы появились потом фабула, сюжет, жанр и стиль и новатор-ская поэтика.
В русской лит-ре той классической поры Золотого ее века были созданы три великих сатирических творения – Горе от ума + Евгений Онегин + Ревизор. Но ни одна из них не была политической сатирой! А пушкинский роман в стихах был наименее сатирическим и никак не политическим вовсе. АСП в предисловии к первому изданию Главы первой и в ответе Бестужеву показал, что он просто боялся, что уличат в политике.
Вот доказательство тезиса: Евгений Онегин. ИЗ РАННИХ РЕДАКЦИЙ. ГЛАВА ПЕРВАЯ. Предисловие к первому изданию (1825) главы первой:
Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено.
Несколько песен, или глав, «Евгения Онегина» уже готовы. Писанные под влиянием благоприятных обстоятельств, они носят на себе отпечаток веселости, ознаменовавшей первые произведения автора «Руслана и Люд-милы».
Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года и на-поминает «Беппо», шуточное произведение мрачного Байрона.
Дальновидные критики заметят, конечно, недостаток плана. Всякий волен судить о плане целого романа, прочитав первую главу оного. Станут осуждать и антипоэтический характер главного лица, сбивающегося на Кавказского пленника, также некоторые строфы, писанные в утомительном роде новейших элегий, в коих чувство уныния поглотило все прочие. Но да будет нам позволено обратить внимание читателей на достоинства, редкие в сатирическом писателе: отсутствие оскорбительной личности и наблюдение строгой благопристойности в шуточном описании нравов.
В рукописи — вместо последней фразы предисловия:
Звание издателя не позволяет нам хвалить, ни осуждать сего нового про-изведения. Мнения наши могут показаться пристрастными.
Но да будет нам позволено обратить внимание почтеннейшей публики и гг. журналистов на достоинство, еще новое и сатирическом писателе: наблюдение строгой благопристойности в шуточном описании нравов. Ювенал, Катулл, Петрон, Вольтер и Байрон — далеко не редко не сохранили должного уважения к читателям и к прекрасному полу. Говорят, что наши дамы начинают читать по-русски. Смело предлагаем им произведение, где найдут они под легким покрывалом сатирической веселости наблюдения верные и занимательные.
Другое достоинство, почти столь же важное, приносящее не малую честь сердечному незлобию нашего автора, есть совершенное отсутствие оскорбительной личности. Ибо не должно сие приписать единственно отеческой бдительности нашей цензуры, блюстительницы нравов, государственного спокойствия, сколь и заботливо охраняющей граждан от на-падения простодушной клеветы, насмешливого легкомыслия.
13.
Мениппея
Альфред Барков доказывает, что "Евгений Онегин" — это мениппея, т.е. Пушкин пародировал некоего рассказчика, от лица которого якобы ведётся повест-вование, и тем мистифицировал читателя.
Мениппе;я — вид серьёзно-смехового жанра. Термин использовался М. М. Бахтиным в «Проблемах поэтики Достоевского» для обобщения античного жанра «мениппова сатира» Мени;ппова сатира, мениппова сатура, Варроновская сатира — жанр античной литературы, вид диатрибы. Характеризуется соединением философских рассуждений с пародийной сатирой. По форме отличается свободным соединением прозы и поэзии, отсюда и само название «сатура» (satura в римской кухне — фруктовая смесь, ассорти).
Барков Альфред. Предисловие Пушкина к изданию первой главы романа «Ев-гений Онегин» (1825 г.)
***
Лит. факты из Предисловия
1) = автор назвал себя сатирическим писателем =
значит первая публикуемая им в 1825 году глава …является целостной частью некоего сатирического по сути «большого стихотворения» без плана с шуточным незлобивым и не оскорбляющим личности описанием нравов от автора, отличающегося к тому же сердечным незлобием…
2) жанр произведения еще не ясен – это «большое стихотворение»
Жанр – роман в стихах и стиль – почти оригинальная строфика с ее знаменитой «онегинской строфой» и сам план произведения пришли не сразу – они родились в ходе трудного кропотливого труда
Андерсен России
Первый поэт РФ = Пушкин – это Андерсен нашего всего навсегда. Роман в стихах — лучшая из сказок о нереальной жизни в романе о романе романизи-рованных персонажей
Свидетельство о публикации №222031200746