Глава 3. О том, что прошлое всегда с нами

Когда я была маленькой, я целый год жила с родителями в Египте. Мой отец свободно говорил на арабском. И когда я подросла, учил меня этому языку. 

Впервые о том, что на свете существуют нищие я узнала не из одноименной сказки Марка Твена «Принц и Нищий», а с черно-белых фотографий, заботливо вклеенных в семейный альбом. Были бы и цветные, если бы я из любопытства не засветила все фотопленки.

Перелистывая старый фотоальбом, я часто залипала на странице с фотографией, откуда на меня смотрит маленькая пухленькая девочка в красивом платьице и ярко-красных (со слов родителей) босоножках.
А на заднем плане улыбающаяся девочка постарше в лохмотьях и с осликом. Да, нищие такие же люди, как и мы, и они тоже умеют улыбаться. Я много размышляла об этой девочке, что она ест, где спит, есть ли у неё игрушки и чем она кормит ослика…

Каир, в котором жили мои родители, в то время был бедным и грязным, люди выбрасывали мусор из окон прямо на улицу, на головы прохожим, но даже это обстоятельство никак их не смущало, они были молодые, весёлые и счастливые, ещё бы – в те времена не так просто было попасть на работу за границу, да еще и в арабскую страну! В конце 70-х до прихода к власти Хосни Мубарака Египет не был таким религиозным, многие девушки одевались как европейки, следовали тенденциям моды. Мама привезла в Советский Союз красивую одежду и массивные украшения, которые были популярными в то время, а на заработанные деньги родители по возвращении купили свой первый автомобиль «Москвич»!

Жизнь была сказочной, и мы были сказочно богаты (как, впрочем, многие семьи военнослужащих). Но главное богатство заключалось не в деньгах, а в связях. Когда в эпоху дефицита у нас в холодильнике было большое разнообразие шоколадных конфет, а книжные полки ломились от огромной библиотеки классиков, современников и энциклопедий. Когда в 1989 году увидела свет книга Марины Влади «Владимир или прерванный полёт», ее днём с огнём было не сыскать, а у нас она была. А мои игрушки? Да, родители не баловали меня одеждой, но в моем арсенале игрушек было много кукол и музыкальных инструментов, естественно популярная игра «За рулем» и даже автомат, который по-настоящему заваривал какао!

Дефицита уже давно нет. Наши дети получают информацию из интернета, а не из книг, маленькая девочка уже давно повзрослела, но она снова летит в Египет.


Рецензии