Не бойся смерти. Люби людей

«Счастье гораздо больше зависит от внутреннего настроя человека, чем от внешних обстоятельств», — считает Далай-лама. Тревога и страх — наши частые спутники. Чтобы успокоить ум и обрести равновесие, нам следует обратиться к принципам буддийской философии.


 Из лекций Далай-ламы.

Необходимо всегда сохранять памятование о смерти, размышляя о том, что жизнь наша не продлится вечно. Если мы не будем помнить о смерти, то не сможем в полной мере воспользоваться преимуществами достигнутой нами человеческой жизни. В жизни этой заложен великий смысл, ибо, взяв ее за основу, мы сможем многого добиться.

Когда теряете близких, знайте: вы не одиноки в своих страданиях
Далай-лама вспомнил знаменитую буддистскую притчу о женщине, у которой умер ребенок. Безутешная в своем горе, она носила его по миру, умоляя людей вылечить его. Так пришла и к Будде и стала умолять его помочь. Будда же ответил, что поможет, если женщина принесет горчичные зерна, чтобы приготовить снадобье. Женщина обрадовалась, но тут Будда добавил, что зерна нужно взять из дома, где ни разу никто не умирал. Женщина обошла все дома в поисках горчичных зерен, которые помогли бы ее сыну, но обнаружила, что обитатели каждого пережили смерть родителя, супруга или ребенка. Увидев, что она не одинока в своих страданиях, она нашла в себе силы похоронить малыша в лесу и облегчить свое горе.


Все люди обладают потенциалом творить добро. Но для полного раскрытия этого потенциала необходимы свобода и право выбора. Тоталитаризм душит ростки добра. В известном смысле индивидуализм означает, что мы проявляем инициативу, а не ждем подсказок и указаний извне. Именно поэтому Будда часто призывал к «индивидуальному освобождению», подразумевая самостоятельное освобождение, без помощи каких бы то ни было организаций. Каждый человек должен самостоятельно создавать свое будущее. Свобода и индивидуализм требуют самодисциплины. Если использовать их в угоду омрачающим эмоциям, то это приведет к негативным последствиям. Свобода и самодисциплина должны идти рука об руку.
Деструктивные эффекты ненависти очень заметны, очевидны и проявляются немедленно. Так, например, когда в вашем уме возникает очень сильная мысль о ненависти, в тот же момент она полностью овладевает вами и разрушает ваше душевное спокойствие. Злость и ненависть захватывают лучшую часть вашего мозга, отвечающую за объективность суждений и анализ последствий ваших действий. Вы утрачиваете способность судить здраво и словно сходите с ума. Таким образом, злость и ненависть порождают внутри вас полную сумятицу, которая усугубляет ваши проблемы и затруднения. Ненависть вызывает заметные и неприятные изменения даже на физическом уровне. В момент, когда возникают сильные чувства злости или ненависти, как бы человек ни пытался это скрыть, его лицо неузнаваемо искажается. Это очень неприятное зрелище, кроме того, этот человек начинает излучать чрезвычайно враждебную вибрацию, что ощущают все окружающие. У них возникает такое чувство, что из тела этого человека исходит осязаемая злость. Ненависть и злость способны чувствовать не только люди, но и животные, которые начинают избегать человека, испытывающего это отрицательное чувство. Когда человек копит в себе ненависть, он может потерять аппетит и сон, его снедает беспокойство и напряженность.

Все это позволяет сравнивать ненависть с врагом. Этот внутренний враг делает все, чтобы повредить нам. Это — наш настоящий враг. У него нет иных стремлений, как только вредить нам. Тем не менее он отличается от обычного врага. Обычный враг, человек, которого мы считаем врагом, предпринимает некоторые действия, направленные нам во вред, но помимо этого, у него есть и другие функции; ему нужно спать, ему нужно есть. Таким образом, он не может вредить нам 24 часа в сутки. У ненависти же нет других функций и другой цели, она только вредит нам. Осознав этот факт, мы должны сказать себе, что никогда не дадим этому врагу — ненависти — возможности появиться внутри нас.


Рецензии