Наши корни. Глава 4. Отец - переводчик у землемера
Тургайской области) со сказочной быстротой увеличивалось. Так, например, летом 1879 г. к месту застройки будущего г. Кустаная прибыла первая партия переселенцев в количестве немногим больше 1000 человек. А спустя десять лет его население превысило 18 тысяч человек. Газета "Оренбургский листок" назвала Кустанай "русским Чикаго". В сборнике "узаконений о киргизах степных областей" приводятся следующие сведения о состоянии промышленности в Кустанае за 1898 год: 2 пивоваренных завода, 5 кожевенных, II овчинных, 6 салотопенных заводов, 43 ветряные мельницы, 8 маслобоен, 15 кирпичных сараев и I гончарный завод.
В "Обзоре Тургайской области за 1904 год" приведены уже следующие данные о наличии промышленных предприятий в Кустанае: 4 кожевенных завода с числом рабочих 20, 16 овчинных завода с числом рабочих 80, 2 салотопленных завода с числом рабочих 4, 39 ветряных мельниц с 75 рабочими, I водяная мельница с 10 и I паровая с 45 рабочими (Кустанай: Историко-информационный путеводитель – Алма-Ата, Казахстан, 1979 г., стр.80)
Наряду с промышленностью в Кустанае и в селах начинает играть торговля. Особенно ярмарочная. Ярмарки проводились в установленные уездной администрацией сроки. Начиная с конца 90 гг. XIX века в Кустанае проводились две ярмарки - Петровская и Покровская. Первая - с 29 июня по 5 июля, вторая с I по 10 октября. В эти дни город наполнялся массой продавцов и покупателей из Кустанайского, Тургайского уездов. Главными товарами были скот, зерно, шерсть, кожи, мануфактура, чай, сахар, посуда, стекло, меха, металлические изделия и, так называемые, азиатские товары: бухарские и ташкентские ковры, шелковые халаты, сушеные фрукты, рис и т.д. Кроме ярмарочной в городе процветала базарная и лавочная торговля. Больших размеров достигла торговля хлебом. Используя сравнительно низкие цены на зерно, местные купцы Стахеевы, Яушевы, Шахрины, Степановы и др. скупали его у крестьян и перепродавали на Урале, в Сибири, в других областях. На разнице в ценах купцы получали большие барыши.
Кустанай рос быстро. Через десять лет после основания его население превысило 18 тысяч человек. По инициативе духовенства города и администрации в 1895-1896 гг. в самом оживленном месте на Базарной площади был построен большой православный собор. Всего в городе в это время насчитывалось 5 церквей и две мусульманские мечети, которые по красоте и богатству не уступали православному собору. В городе было свыше 40 трактиров и пивных. Быт многих горожан отличался дикостью и бескультурьем. Обычными явлениями в городе были пьянство и драки.
Более быстрыми темпами росло сельское население уезда. Росло и крепло сельское хозяйство, укреплялись сельские общины. В уезде выросли такие села, как Александровка, Борисо-Романовка, Долбушенка, Боровое, Михайловка, Степановка, и два немецких поселка: Надеждинка и Воскресеновка
С каждым годом увеличивалось в каждом селе число крестьянских хозяйств. С ростом населения росла необходимость проведения землеустроительных работ. Надо, чтобы каждая община пользовалась определенным земельным участком с очерченными границами, отделяющими его от участков других сел и казахских земель. (После отмены крепостного права крестьяне не получили землю в личную собственность. Земля была общинная, которая делилась между крестьянами по мужским душам. Этот принцип землепользования был сохранен и в Кустанайском уезде).
Эти работы проводили специальные землеустроительные партии во главе с техником землеустроителем - землемером. Одна из таких партий дислоцировалась в Александровке. Она проводила землеустроительные работы в Александровке, Жуковке, Давыденовке и Борисо-Романовке. При проведении землеустроительных работ часто возникали споры с коренным казахским населением по поводу того или иного земельного участка. Надо было разъяснять казахам, почему землеустроители проводят межи, могут ли они (казахи) перегонять свой скот через земли крестьян во время весенних откочевок на левую сторону долины р. Тобол, в район озер и обратно и др. По всем возникавшим недоразумениям и спорам между землеустроительной партией и казахским населением и отдельными казахами землемер мог вести разговор только на казахском языке. А он его не знал. Поэтому в штате землеустроительной партии была предусмотрена должность переводчика.
На эту должность землемер пригласил нашего отца Василия Максимовича Вострикова, как в совершенстве владеющего казахским языком.
Отец был у землемера не только переводчиком, но и кучером, и поваром, и домашней работницей. Он выполнял все домашние работы. На эту службу отец поступил в том самом году, когда Андрюша искупал щенка в кадке с молоком. В обслуживании семьи землемера помогала отцу мать. Родители уважали своих хозяев.
Землемер ( у нас его называли «межевым») и его жена, как рассказывали родители, были хорошими людьми. Они умели ценить труд родителей, щедро им платили и дружили с ними. Землемеру нравилось, что отец совершенно не пил водку, тянулся к книгам, читал книжки, которые он ему давал. До знакомства с землемером отец читал Библию и Евангелие. Землемер приохотил его к чтению сказок, политических книжек и газет. Землемер (к сожалению, я не запомнил его фамилию и имя отчество), по словам отца, был недоволен самодержавными порядками, критиковал попов за их жадность и блудливость.
При встречах родителей с семьей землемера в праздничные дни центром внимания был Андрюша. Он был необыкновенно красив, мил и смышленый мальчик. Своей детской непосредственностью он смешил хозяев. Они с ним охотно играли, тискали и забавлялись его смехом. У землемера отец прослужил 3 или 4 лета. Землеустроительная партия работала только летом. На зиму землемер уезжал куда-то на отдых и обработку материалов. За эти 4 года семья родителей увеличилась. У Андрюши появились две сестренки. Ему стало жить веселее.
Андрюше исполнилось 6 лет. Родители отметили его день рождения. Мать испекла пирог, а отец дал Андрюше 3 копейки, сказав: "Это, сынок, тебе на конфеты. Пойди на базар и купи себе конфет". Андрюша, конечно, был безгранично рад и стремглав помчался на знакомый ему базар. На базаре, как рассказывали родители, ему нравилось бывать, а теперь вдвойне. Он ведь получил такие "огромные" деньги. Добежав до ряда, где торговали всякими сладостями и конфетами, стал внимательно рассматривать заветные товары, разложенные на разостланном на земле брезенте. Он внимательно следил за подходившими мальчишками, которые подавали монету или два яйца, получали положенное количество конфет и тут же их поедали. В какое-то мгновение у ребят не стадо ни монет и ни конфет. Андрюше стало жаль тратить такую большую сумму денег на такое пустяковое лакомство, конфеты. Он отошел от конфетного ряда с монетой, крепко зажатой в кулачке.
Андрюша прошелся по другим торговым рядам и подошел к
палатке, где продавали глиняную посуду, Тут он вдруг вспомнил, как мать сокрушалась по поводу того, что она разбила горшочек, в котором готовила сестренкам кашу. Андрюша протянул ручонку продавщице и передал ей с глубоким вздохом свои заветные три копейки. Продавщица взяла монету и с изумлением посмотрела на мальчонку: "Милый мой красавчик, у меня конфет нема. Ты пойди вон туда, там продають конфеты, милок..." "Мне конфеты не нужны", - с явным сожалением сказал Андрюша. "Як не нужны... Воны ж сладки. Так чего же тоби треба?" "Горшочек! - выпалил малыш. "Який же горшочек тоби треба? И чего ж ты с ним будешь робеть?" "Нет, не работать, а кашу варить Машеньке". " Ой, золотце мое, який же ты разумный". Продавщица взяла горшочек и подала Андрюше... Андрюша готов был немедленно побежать, но продавщица его остановила, сказав: "Пидожды, пидожды, тоби треба даты сдачу. Горшочек стоит две копейки, а ты дав тры” и вручила ему копейку. Андрюша был безгранично счастлив. Он быстро побежал в торговый ряд, где продавали сладости и на оставшуюся копейку купил три конфеты, которые положил в горшочек. Андрюша быстро добежал до дома, изо всех сил толкнул входную дверь и, как на крыльях, влетел в избу. Очутившись перед столом, за которым сидели родители, он торжественно поставил перед ними горшочек с конфетами. Родители с удивлением спросили: "Андрюша, что это?" "Это горшочек для Машеньки. В нем ты будешь варить ей кашу...
Свидетельство о публикации №222031200989