Экспедиция по Военно - Сухумской дороге

      Военно - Сухумская дорога - древний путь, ведущий из причерноморья на Северный Кавказ. По узким тропам пробирались караваны через перевалы Главного кавказского хребта с грузом товаров из Византии в страны Азии и Европы. Здесь же проходил и великий шелковый путь в Китай. Это был самый короткий маршрут.

      ЦНИЛТЭ (Центральной нучно - исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям) при ВЦСПС, базирующейся в г. Сухуми, столице Абхазии в 1971 году было поручено провести экспедицию по всей зоне Военно- Сухумской дороги (ВСД).
               
      Целью экспедиции было изучить все аспекты организации туризма вокруг ВСД. Это и проект туристской трассы в двух   уровнях, ведущей на Северный приют и далее в Домбай и Ставрополь, с экономическим и техническим обоснованием, это маршруты вблизи дороги, организация турбаз, кемпингов, конных и автомобильных маршрутов, организация мест досуга туристов и местных жителей.

      ВСД – Военно Сухумская дорога, это название возникло еще в 80х годах 19 века во времена русско - турецкой войны для прохода караванов с оружием и войск на черноморское побережье. С тех пор дорога поддерживалась, улучшалась.
   
      В 1949-53 годах, когда часть Территории Карачаево - Черкессии была передана Грузии, была попытка построить дорогу через перевал к городу Клухори (теперь Карачаевск). 
 
      В районе Цебельды - Латы, даже положили асфальт и пробили 2 туннеля под Багадскими скалами над Кодором. Раньше дорога шла по карнизу, на высоте около 300 метров над рекой. Дорога была узкой, могла проехать только одна машина. Часты были аварии. Туннели пробили в толще известковых пород. Один 800 метров, другой – 300. Далее дорога проходила через села Лата, Чхалта, Генцвиши и Омаришара. Кстати до этого села в 1941 году дошли немцы из дивизии Эдельвейс.
   

      Брошенные им навстречу курсанты Сухумского пехотного училища не дали врагу спуститься в долину. Осенью 1941 года солдаты, плохо экипированные, с одними винтовками, плохо одетые, закрыли собой    перевалы Клухор, Санчар, Наур и Нахар. Начались холода, не было продуктов, тепла.  Множество солдат погибли в снегах на перевалах.
      В 1972 году, проходя через перевал Санчар, мы с Ю.Н.Вороновым нашли в подтаявшей и отколовшейся глыбе льда под скалой останки наших солдат. Они погибли под ледовым завалом в октябре 1941 года. Мы сообщили в наш военкомат, была организована экспедиция   из Сухуми и Карачаевска и захоронение павших воинов у памятника Победы в городе Карачаевск.
 
      После села Омаришара дорога раздваивается, одна идет на восток к селу Сакен, воспетому Фазилем Искандером в повести Сандро из Чегема, и был снят фильм Весна в Сакене по одноименной повести Георгия Гулия с Лейлой Абашидзе в главной роли на студии Грузия фильм в 1950 году. Другая дорога уходит прямо на север, к Южному Приюту.

      Нашей экспедиции поручалось обосновать, где строить турбазы, кемпинги, какие природные и исторические достопримечательности к ним привязаны, какие радиальные (маршруты одного дня, в разные стороны от турбазы) одно- и многодневные маршруты можно из них совершать, где можно строить конные фермы и содержать лошадей для туриндустрии, и многое другое.
 
      К нам в помощь приехал Сергей Анатольевич Трескинский, специалист по строительству горных дорог, автор учебника "Горные дороги." В 1942 – 43 годах он строил дорогу из СССР в Иран, за что получил грамоту и именные часы от Сталина. Нам Сергей Анатольевич рассказал такой факт.
 
    Дорогу принимал английский полковник. На своем  "ПЕЖО"  С.А. подъехал к штабу. Вышел полковник в белоснежном мундире, сел рядом. Тут же ему принесли чашку кофе, которую он поставил на торпедо (полочку) перед собой.  Проехали несколько десятков километров, в одном месте я чуть чуть притормозил, рассказывал Трескинский, стык моста с дорогой был на пол сантиметра ниже.

      Кофе не пролился, но полковник сказал, надеюсь Сэр, двух недель вам хватит для устранения неполадок, и продолжил беседу на другую тему. С помощью С.А. Трескинского мы составили проект туристской дороги с двумя туннелями под Клухорским перевалом.

      Общая протяженность дороги от Тбилисского шоссе у реки Мачара близ Сухуми до перекрестка шоссе Теберда – Домбай составляла 132 км. Тогда как через Тбилиси или Краснодар путь сотавлял бы более 1000 км. Все строительство по тем временам обошлось бы, по нашим расчетам всего 62 миллиона рублей. Дорога планировалась платной и окупилась бы за 3 – 4 года.  Составили докладную записку. Необходима была подпись нач. отдела землепользования Грузинской Советской энциклопедии.
 
      Так как этот отдел возглавлял Котэ Джавришвили (мой знакомый по альпинизму), меня и командировали в Тбилиси с проектом ВСД.  Котэ (Константин Васильевич) встретил меня приветливо, предложил коньяк, кофе. Вспомнили альплагеря, друзей, горы.  Когда же я выложил перед ним проект, он набычился и зло сказал облокотившись обеими руками о стол: Никогда из этой помойной ямы (обвел рукой карту Абхазии) выхода не будет ни на Северный Кавказ и вообще никуда.

      От такого я было оторопел, но быстро взял себя в руки, собрал со стола все свои бумаги и пожелав лично, другу Котэ, благополучия, даже не пожав ему руки, вышел из кабинета. Все во мне клокотало от возмущения. Приехав на Тбилисский вокзал, с переговорного пункта, я позвонил шефу Вианору Пачулия, возглавлявшему ЦНИЛТЭ. А я и не ожидал ничего другого, сказал он, возвращайся и не нервничай, придумаем что-нибудь.
 
      Решили обойти Грузию. Владлен Кривошеев, наш куратор из ВЦСПС, с помощью друзей из Совмина СССР передал наш проект сначала в ГОСПЛАН, а оттуда он лег на стол А.Н.Косыгину - председателю Совета Министров СССР. Проект пролежал у Косыгина около месяца и вернулся с отказом. Тогда очень сильны были взаимосвязи чиновников Тбилиси и Москвы и все прогрессивное, что шло из Абхазии перекрывалось. Но исследования мы не прекращали, продолжали изучать районы прилежащие к ВСД.
   
      В июле 1974 года нам надо было изучить район озера Амткел и верховья реки Амткел, впадающей в озеро на предмет организации туристских маршрутов. Наняли трех лошадей в селе Цебельда   и в сопровождении местного жителя и нашего друга Сергея Минасяна, мы с Юрой Вороновым верхом отправились в путь. В начале тропа вела по долине, затем начался крутой подъем, мы слезли с лошадей и повели их за собой. Навстречу попались местные пастухи на конях и посмеялись над нами. Садитесь в седла и прутом погоняйте лошадей, а то будете несколько часов плестись.
 
      Так мы и сделали, вырезали из орешника прутья, сели на наших коней и погоняя прутьями, через 50 минут были на плато у озера Гуараб. Когда остановились, конь под Юрой вдруг упал набок, придавив Юре ногу. Мы с Сергеем еле приподняли его, чтобы высвободить прижатую ногу. Мой и Сергея кони спокойно паслись рядом на альпийском лугу, а Юрин - продолжал лежать с закрытыми глазами. Мы стоим, переживаем, как будем рассчитываться за погибшего коня, оборачиваемся, а он как ни в чем не бывало стоит и щиплет траву.
 
      Три дня мы исследовали этот прекрасный уголок горной Абхазии. Наметили ряд маршрутов, как пеших, так и конных. Это было незабываемое путешествие… В сентябре 1974 года на институтской Волге мы с Вианором Пачулия поехали в Ереван выяснить кое какие вопросы, связанные с туризмом на Кавказе. К вечеру остановились на турбазе в Ленинакане.
 
      Директор - немолодой уже человек, бывший летчик - герой Советского Союза, устроил нам небольшой ужин. Провозглашая тост, он произнес: грузинский народ - богатый народ, армянский народ - умный народ, азербайджанский народ - тоже народ. На другой день мы были в Ереване.  Зашли в Матенадаран - государственную библиотеку Армении, высеченную и построенную в скалах. Пока Вианор беседовал с директором библиотеки, меня отозвал его зам. по науке и предложил спуститься в нижний зал.
 
      По широкой каменной лестнице спустились в огромный зал, где стояли стеклянные тумбы, а в них старинные фолианты на пергаменте. Читай, говорит, остановившись у одной из тумб. Читаю подстрочник на английском и русском. Почти дословно передаю текст: Когда в войнах с персами был выбит почти весь мужской армянский род, католикос Армении Фавстос Бузанд поехал в Палестину и привез оттуда   несколько тысяч молодых евреев, дабы продлить армянский род. И об этом современные армяне помнят…

      Сопровождал нас по Армении   очень симпатичный сотрудник облсовета по туризму по фамилии Туманян, Тигран Туманян- высокий, стройный мужчина лет пятидесяти.  Осмотрев достопримечательности Армении и сделав свои дела, мы распрощались с гостеприимными хозяевами и поехали в Абхазию.  По дороге, уже в Кутаиси, Вианор пожелал заехать в небольшой храм, в котором недавно установили орган.
 
      Каково же было наше удивление, когда нам навстречу вышел …Тигран Туманян, наш вчерашний гид и сопровождающий по Армении. Увидев наше замешательство, он все понял и с улыбкой сказал: Вижу, вы едете из Еревана и там вы встречались с моим братом - близнецом.
 
      Меня зовут Иване Туманишвили, а когда то звали Ованес Туманян. Когда в Грузии в 30-40 годах стали проводить грузинизацию населения, нам пришлось взять грузинские фамилии. Иначе пришлось бы покинуть свои дома, работу и все нажитое за многие годы.

      Послушав органную музыку в его исполнении, мы долго молча ехали домой, переживая все услышанное. В начале 1975 года нашему шефу Вианору Пачулия, совместно с московским экономистом  Геннадием Хохловым, удалось опубликовать в Комсомольской правде большую статью о концепции развитии туризма в стране, которая в корне отличалась от линии партии.

     Вскоре начались гонения на Вианора, а заодно и на сотрудников лаборатории. И в мае 1975 года, не найдя ничего лучшего, ЦНИЛТЭ расформировали, (ликвидировали). Сотрудники оказались на улице. Юра Воронов ушел в АБНИИ (Абхазский научно- исследовательский институт языка, литературы и истории им. Д. Гулия)

     Директором там был Георгий Алексеевич Дзидзария – ученый, доктор наук, историк. Он и пригласил Воронова после развала ЦНИЛТЭ.  АБНИИ был в эти годы центром научной мысли абхазов. Там Юра и продолжил заниматься своей любимой археологией, ведя раскопки древней апсилийской крепости Цабал на окраине села Цебельда, лежащей как раз на том самом шелковом пути по трассе ВСД - Военно Сухумской дороги.


Рецензии