Александр Третий. Глава 46

В 1884 году были утверждены Университетский устав и Правила о церковно-приходских школах. Университетским уставом повышалась плата за обучение, вводилась обязательная форма и отменялась автономия университетов.

Константин Петрович Победоносцев высказался в Государственном Совете против этого устава, но Александр на этот раз встал на сторону министра внутренних дел Толстого, который объявил, что официального запрета к доступу в университеты для лиц податного сословия нет — есть только «политика» министерства народного просвещения. В чем заключалась эта политика, было понятно –– не допустить большого числа разночинцев, которые легко поддавались на революционную агитацию, и упразднить университетскую полицию, передав ее полномочия Третьему отделению. 

Это была очень непопулярная мера, и все же необходимая. Толстой привел университеты в то состоянии, в котором они находятся и поныне, то есть, на равных с другими вузами, без привилегий.

Революционеры назвали Университетский устав мерами против «кухаркиных детей».
Однако Александр не только не помешал, а помог Каткову основать в Москве известный Катковский лицей, одобрил проект Витте к основанию в Петербурге знаменитого политехнического института, и всячески поощрял московское купечество к созданию образовательных медицинских центров. Все они, как известно, принимали в свои стены любые сословия.

(Несмотря на ограничительные меры, в 1888 году был открыт новый университет в Томске, в 1889 году вновь начались занятия на высших Бестужевских курсах –– первом  русском университете для женщин. К 1894 году в России насчитывалось 52 высших учебных заведения, где обучалось свыше двадцати пяти тысяч человек. В период с 1880 по 1898 год доля учащихся из представителей низших сословий в высших учебных заведениях выросла с 25 до 48%).

По второму указу, начальные школы передавались в руки духовенства. Причиной было то, что учителя, в основном не окончившие курс гимназисты либо  студенты, отчисленные из вузов, считали своим долгом настраивать детей и взрослых против правительства: о том, как это происходило, можно узнать из романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Одноклассная (двухгодичная) церковно-приходская  школа должна была приучать к осмысленному чтению, письму без грубых ошибок, правильной разговорной речи. На преподавание русского языка отводилось 7 уроков в неделю. Кроме того, 6 уроков арифметики: устные и письменные упражнения, простейшие дроби, знание мер длины и веса; владение торговыми счетами, узнавание времени по часам.
Из других предметов –– Закон Божий, церковно-славянское пение, русская история, краткая церковная история, чистописание, география, природоведение, рисование. 
Представить, чтобы сельское духовенство знало все эти предметы, мог только тот, кто никогда не жил в сельской местности. В реальности ученики могли получить лишь долю того, что было заложено в программе.

В двухклассных (четырехгодичных) школах предусматривалось преподавание практической грамматики, этимологии и синтаксиса, писание сочинений. Программа по арифметике требовала решения задач с квадратными и кубическими мерами, нахождению части по данному целому и целого по одной его части. Остальные предметы были те же, что в одноклассных школах, но  углубленного изучения. Добавлялось черчение.
Но где было взять настоящих преподавателей? В массе священников лишь единицы могли разобраться  в кубических мерах, этимологии, черчении и писании сочинений. Кроме священников, предполагались учителя, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища, но это когда еще будет!

А между тем планировалось открыть 1500 новых школ, поставлять для внеклассного чтения литературу религиозно-нравственного содержания, художественную, антиалкогольную, по медицине и гигиене, по истории церковной и гражданской, по сельскому хозяйству и ремеслам.

Выходило, что народное образование пока что только на бумаге, –– но даже и это было серьезным сдвигом. Витте писал: «Главный недостаток России, по моему глубокому убеждению, заключается в отсутствии народного образования, –– в таком отсутствии, какое не существует ни в одной стране, имеющей хоть какое-нибудь притязание быть цивилизованным государством. Нигде в цивилизованных странах нет такого количества безграмотных, как у нас в России. Можно сказать, что русский народ, если бы только он не был народом христианским и православным, –– был бы совершенно зверем; единственно, что отличает его от зверя –– это те основы религии, которые переданы ему механически или внедрены в него посредством крови. Если бы этого не было, то русский народ при своей безграмотности и отсутствии всякого самого элементарного образования был бы совершенно диким». И пояснял, что  не имеет значения, как называется школа –– земская или церковно-приходская, только бы это была настоящая школа, имела нормальное помещение и подготовленных учителей.

Немудрено, что после громадного количества государственных дел, спорных вопросов и умственного переутомления, отрадой Александра было время, проведенное с детьми. Зимой устраивались прогулки в санях, террасы гатчинского парка приспосабливались для снежных гор, перед дворцом лепили огромных снежных баб; жгли костер, запекали яблоки и картошку; на озере заливали каток. Самой большой любительницей коньков была императрица.

Мария Федоровна, как и муж, занималась решением множества сложных вопросов. Ее деятельность главы Института императрицы Марии играла важную роль в жизни страны. В ведении Института были воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения, созданные императрицей, действовали во всех крупных городах. В Москве и Московской губернии их насчитывалось не менее десяти, в Петербурге и его окрестностях — более семнадцати. Среди них были: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных;  Александро-Мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице;  Мариинский институт для слепых девочек и Институт для взрослых слепых девиц;  Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; многочисленные общины сестер милосердия, попечительства нуждающимся семействам воинов, приюты для сирот, оставшихся после павших воинов, и т.д.
Она уставала, хотелось отвлечься от дел –– встать на коньки или сесть за рояль, или просто уйти вместе с мужем на пруд удить рыбу.


Рецензии