Жизнь, отданная флоту

Вся жизнь доктора технических наук, профессора,  капитана 1 ранга  Николая Петровича Муру (1921—2004)  является примером беззаветного служения Отчизне и интересам Военно - морского флота.
Родился в Орле
Николай Петрович Муру родился 18 декабря 1921 года в городе Орёл  в семье рабочего. В 1939 году молодой человек окончил с «золотым» аттестатом среднюю школу и в июле того же года поступил на кораблестроительный факультет Санкт- Петербургского Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.
Начало профессионального пути
Свой профессиональный путь Николай Петрович начал в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году ещё курсантом 2 курса морского инженерного училища он участвовал в достройке и испытаниях подводных лодок XII серии в г. Молотовске (ныне Северодвинск).
В 1943 году Муру принимал участие в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в городе Поти.
За успешный ремонт повреждённого авиабомбой лидера «Харьков» был награждён Почётной грамотой Народного комиссара Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова.
Инженер – лейтенант
В 1944 году Муру первым по выпуску окончил училище, был произведён в инженеры-лейтенанты, а его имя было занесено на мраморную доску почёта. Николая Петровича направили для прохождения службы инженером кораблестроителем 2 отделения 89 аварийно-спасательного отряда Балтийского флота.
Муру пять с лишним лет занимался преимущественно судоподъёмом, расчищая порты и фарватеры от затонувших кораблей и судов. В частности, он участвовал в подъёме турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», парохода «Эстиранд», землечерпалки «Норд» и других судов. Наиболее значительной работой в этот период стало его участие в подъёме германских пассажирских лайнеров  «Ганза» и Гамбург», каждый из которых имел водоизмещение 31 тыс. тонн, в СССР  они стали потом называться «Россия» и «Нахимов».
В 1945 году Николай Петрович руководил операцией по судоподъёму 5000 тонного плавучего дока, который производился по его проекту, за что в сентябре 1945 года был награждён орденом Отечественной войны 2 степени.
Муру участвовал в подъёме ледокола «Алёша Попович» (ледокол затонул в марте 1947 в Рижском заливе, где пробивал трассу во льдах для судов, следующих в Рижский морской порт).
В 1950 году Н. П. Муру стал адъюнктом кафедры теории корабля родного училища, и с этого момента основным делом его жизни стала подготовка курсантов по теории корабля и развитие этой науки.
Николай Петрович защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук, вёл курсы статики подводных лодок и надводных кораблей.
Подъём «Новороссийска»
Однако когда 29 октября 1955 года в Севастополе взорвался, опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск», то для его подъёма потребовались опыт и знания Николая Петровича. В связи с этим он временно оставил училище и приступил к выполнению обязанностей заместителя начальника — главного инженера Экспедиции особого назначения (ЭОН-35), возглавляемой капитаном 1 ранга Н. П. Чикером.
По прибытии в Севастополь в начале лета 1956 года Н. П. Муру сразу приступил к изучению технического проекта подъёма линкора, разработанного проектно-судоподъёмным бюро АСС ВМФ.
Как специалист по статике корабля, он обнаружил ошибку проектантов
в определении остойчивости корабля при всплытии.
Эта ошибка могла привести к тому, что из-за недостаточной остойчивости всплывающий корабль мог накрениться, выпустить воздух и лечь на грунт бортом, что значительно осложнило бы его подъём.
4 мая 1957 года линкор подняли кверху днищем, и 28 мая он был отбуксирован в бухту «Казачья» Севастополя для выгрузки оставшегося боезапаса и сдачи корабля в металлолом. Позднее события, связанные с гибелью и подъёмом линкора «Новороссийск», Н. П. Муру прекрасно осветил в своих монографиях «Гибель и подъём линкора «Новороссийск» и «Катастрофа на внутреннем рейде».
18 января 1980 года произошла авария большой дизельной подводной лодки Б-82. При всплытии лодки в доке её заклинило между килевой дорожкой и стенкой дока с креном 32°. Командир Ленинградской военно-морской базы вице-адмирал В. И. Касьянов обратился с просьбой к Николаю Петровичу Муру возглавить группу специалистов для анализа аварийной ситуации и выработки решения по её ликвидации. К 6 часам 19 января были выполнены расчётыи выработано решение, а в 13 часов того же дня спрямление Б-82 было завершено.
На  счету Николая Петровича Муру десятки самых сложных судоподъемных операций, успешно выполненных под его руководством или по его проектам.
Научные труды
В 1971 году Муру защитил докторскую диссертацию, в 1973 году стал профессором. В 1994 году ему было присвоено звание Заслуженный деятель науки и техники РФ.
Доктор технических наук, видный специалист аварийно-спасательной службы АСС ВМФ,Н. П. Муру внёс значительный вклад в развитие методов аварийно-спасательных и судоподъёмных работ, о чём свидетельствуют его фундаментальные труды.  Среди работ - монографии и учебники, такие как «Обеспечение непотопляемости корабля», «Статика корабля», «Прикладные задачи статики корабля», «Теория подводной лодки», «Непотопляемость надводного корабля», «Статика судоподъёма», «Основы непотопляемости корабля», «Незабываемые годы». Им лично и в соавторстве написано, два тома справочника специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ и пять учебников.
За учебник «Статика корабля» Николай Петрович был удостоен 1-й премии Научно-технического общества  имени академика А. Н. Крылова.
Он также являлся соавтором переработанной в 1980 году документации по непотопляемости надводного корабля, действующей и в настоящее время.
Николай Петрович Муру являлся автором около 200 научных трудов. Несколько десятилетий Н. П. Муру был членом бюро научно-техническое общества судостроителей имени академика А. Н. Крылова, президиума научно-технического совета Морского регистра СССР, трёх специализированных советов по присуждению учёных степеней. Был награждён четырьмя орденами СССР (в 1985 году награжден вторым орденом Отечественной войны 2 степени) и 17 медалями. Николай Петрович Муру был и остается Почетным членом «Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ» с даты его вступления (1996 год).
Умер Николай Петрович Муру 27 марта 2004 года, похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.
Семейная династия
Николай Петрович Муру был женат на Лауре Миграновне Петросян (1936—2007) - дочери контр-адмирала М.К. Петросяна. Все три сына супругов Муру Рубен, Андрей и Георгий окончили Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
По стопам отца пошли Рубен и Георгий. Рубен продолжил образование в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского, которое окончил в 1982 году, служил в научно-исследовательских институтах ВМФ, окончил Военно-морскую академию  и адъюнктуру по кафедре морского права академии, преподавал в академии, капитан 1 ранга,  кандидат юридических наук, профессор.
Георгий,  окончив  в 1988 году Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, служил на судоремонтном заводе СРЗ-10 в городе Полярный Мурманской области капитан 1 ранга, кандидат технических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, в настоящее время — генеральный директор 51 центрального конструкторско-технического института судоремонта, имеет сына Николая.
Память
Именем Н. П. Муру названо спасательное буксирное судно  «Профессор Николай Муру», которое 10 июня 2015 года вошло в состав Черноморского флота ВМФ РФ.
В здании Главного Адмиралтейства, в военном городке  Военно-Морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-Морская академия», в 2018 году открыта именная аудитория учёного-кораблестроителя Николая Муру. В церемонии приняли участие  потомственные флотские инженеры – кораблестроители, сыновья Николая Муру – Георгий и Рубен, и   внук Николай Муру.

Источники:

1. Муру Н. П. К 85- летию Н. П. Муру // Незабываемые годы. — СПб.: Гангут, 2006. — 384 с.
2. Николай Петрович Муру. // Гангут : Сборник статей. — 2003. — № Выпуск 35. — С. 67.
3. Гавриленко А. Жизнь, отданная флоту // «Красная звезда» : Газета. — 17 декабря 2011.
4. .Кузнецов В. Выдающийся учёный и военный педагог // Морской сборник : Журнал. — 2022. — № 1. — С. 38—42.


Рецензии