Какова взаимосвязь веры в Бога и воли русского

    Какова взаимосвязь веры в Бога и воли русского человека к достойной жизни
    
   Хочется поделиться  размышлениями о первой неделе  Великого поста, проведённой мною в старообрядческом Храме во имя Святителя Стефана Пермского. Удивительный мир староверчества постепенно раскрывается перед нашими согражданами во всей его красоте, глубине и духовной высоте, но порой всё ещё можно услышать вопросы от тех, кто не знает нашей истории: «А есть ли у вас церкви? Священники? Иконы? Богослужебные книги?».  И я терпеливо отвечаю, что всё это у нас было, есть и будет, да приглашаю посетить хотя бы одну из старообрядческих церквей. Очень полезно сопоставить службы в РПЦ и у нас: верится, что тогда уничижительный ярлык «раскольники», придуманный инициаторами церковного Раскола середины 17-го века, раз и навсегда канет в струи Леты. Никому из здравых людей не придёт в голову называть раскольниками Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, патриарха Гермогена и других наших героев и святых. Они творили крестное знамение двумя перстами, неукоснительно соблюдая при этом все обряды и каноны, и их твёрдая вера в Бога и сильная воля была залогом побед на Руси.
 
   «Стоит ли придавать такое значение крестному знамению и обрядам? Не всё ли равно, как креститься, двумя или тремя перстами?» – задаются вопросами невоцерковлённые люди.  Дело в том, что подлинное богослужение  имеет сакральный смысл,  оно влияет на  концепцию человека и мира, определяет взгляд  на русскую историю. Для староверов на первом месте был, есть и остаётся Бог, а не земные правители, не цари и президенты. Все свои помыслы и дела мы сверяем только с Богом, как это делали наши великие предшественники, и Господь помогает нам.
   
    Пример тому – отнюдь не простое строительство пермского Храма. Это, по существу, храмовый комплекс, состоящий из церкви, двухэтажного здания епархии и дома для священства, рассчитанного  на две большие семьи. На территории Храма есть баня и теплицы, швейная и столярная мастерские, слева у входа – небольшое помещение для шиномонтажа, справа – торговый павильон с окнами и дверями на улицу. Здесь все желающие могут выпить ароматный кофе или чай с мёдом и травами, приобрести продукты по приемлемым ценам, купить свежую выпечку – вкуснейший хлеб, шанежки и пирожки. Разумеется, в Великий пост вся выпечка постная, в выходные дни – на подсолнечном масле.  В здании епархии есть комнаты для студентов и прихожан, для тех, кто приезжают из других городов и посёлков. Мне доводилось побывать и помолиться в Храмах Казани, Оренбурга, Томска и Екатеринбурга, и после посещения их хочется с гордостью сказать, что наш пермский Храм – один из лучших а провинциальной России.
   
    И  вот наступил Чистый понедельник Великого поста. Прихожанки в тёмных одеждах и платках, мужчины, как обычно, в строгих чёрных кафтанах. Настоятель прихода, протоиерей о.Никола Татауров начинает читать молитву Святаго Ефрема Сирина: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной поклон). Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон). Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки аминь (земной поклон). И ещё двенадцать земных поклонов с обращениями к Исусу Христу. Молитва повторяется несколько раз в течение дня: мужчины исправно творят земные поклоны, пожилые женщины, низко  наклоняясь, прикасаются руками к лежащим на полу подручникам. Сия молитва содержит в себе глубочайший духовный смысл, не случайно Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей одно из лучших своих стихотворений:
  Отцы пустынники и жены непорочны,
  Чтоб сердцем возлетать  во области заочны,
  Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
  Сложили множество божественных молитв;
  Но ни одна из них меня не умиляет,
  Как та, которую священник повторяет
  Во дни печальные Великого поста…
   
    Утреннее богослужение завершается поминовением усопших и полуторачасовым чтением Акафиста – правильными канонами. Далее следует  перерыв – чуть больше часа, – и в два часа дня вечерняя служба начинается чтением Великого покаянного канона святаго Андрея Критского, жившего в конце седьмого – начале восьмого века от Рождества Христова.
   
   По своему  содержанию  канон –  сокровенная беседа с собственной душой. По форме  –  античная ритмическая проза, изобилующая примерами из Ветхого и Нового Заветов. Канон был написан преподобным Андреем уже в старости, и одним из мотивов, как полагают ученые, мог стать эпизод из биографии святого. История гласит, что византийский император Филиппик Вардан  (711–713) был убеждённым монофелитом и в 712 году заставил нескольких епископов, в том числе  преподобного Андрея, подписать осуждение шестого Вселенского Собора. Монофелиты  утверждали,  что во Христе  была одна воля и одно действие  – божеское, а человеческой воли и деятельности в Богочеловеке они не признавали. Вскоре это учение было признано еретическим,  нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и своё раскаяние выразил в тексте Великого канона. В нём постоянны повторы: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе!», суть которых – бесконечное милосердие Божие к падшему, но раскаявшемуся человеку.
 
    Молитвами и многочисленными земными поклонами завершился первый лень Великого поста. Пища в этот не  поставлялась, исключение делалось лишь для больных и слабых людей. На второй день – снова земные поклоны,  чтение Акафиста и Великого канона святаго Андрея Критского,  а пища – хлеб с водой. Небольшое послабление на третий день – первого и второго обретения главы святаго Иоанна Предтечи, горячая  похлёбка, разумеется, без подсолнечного масла. Горячее можно было поесть в последующие дни недели. Только после исповеди и причастия благословлялась трапеза с подсолнечным маслом. Нелёгкой была для нас, прихожан, первая неделя Великого поста с ежедневными двумя богослужениями – утренним и вечерним, – зато велика была радость после причастия.
 
   Впереди  у меня – ещё шесть недель строгого поста с  каждодневными молитвами уже в домашних условиях, с поездками в церковь в выходные и праздничные дни. Но всё это переносится легко и радостно: на мясо и мясные продукты в магазинах смотришь, как на нечто несъедобное, приходится забыть и о яйцах, молоке, сметане, твороге, сливках. Хорошей заменой скоромным продуктам становится мёд, овощи, фрукты и орехи. Пища с рыбой разрешается лишь  в два  праздничных дня – Благовещение Пресвятыя Богородицы и Вербное Воскресение.  Пост – не диета, а время для покаяния и добрых дел.
 
    Многие ли из наших сограждан строго соблюдают Великий пост? Увы, большинство из них давно  отпали от веры в Бога, и Господь не оградил их от всяких скорбей, зол и болезней. От грехов табакокурения, пьянства и блуда и от прочих более тяжких грехов. Вера в Бога, воцерковление и соблюдение постов на протяжении ряда веков формировали волю у русских людей, их стремление к лучшей, достойной жизни. Нашим согражданам давно пора приглядеться к многолетнему духовному опыту староверов и взять его на вооружение. В этом залог спасения в земной и вечной жизни.
                1


Рецензии
мы слишком много значения придаем обрядам и слишком мало вере. Это заметили еще наши мыслители 19 века.

Гелена Труфанова 2   15.03.2022 04:55     Заявить о нарушении
Ага. При условии. что человек в состоянии отличить обряд от ТАинства, Апостольские правила от традиции , канон от догмы и проч.

Мария Березина   14.04.2024 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.