Привкус горечи и счастья...

            
      *******
        ***

                Был поздний вечер. Стрелки часов перевалили далеко за полночь. В комнате, при ночнике за столом перед открытой тетрадью с авторучкой в руке сидит женщина почтённого возраста. Сегодня она на заслуженном отдыхе. В семье вроде всё нормально: хороший супруг, двое сыновей – старшему 42, младшему – 39. С ними на одной волне. У  каждого своя семья.

                Прошло полвека, а боль души не унять, чувство вины за не рождённую дочь, усиливается с каждым годом. Людмила пытается вести личный дневник, потому что об этом непросто с кем-либо поделиться, и стыдно, и не поймут, осудить могут –  скорее всего, а бумага стерпит. Писать, собрать свои мысли воедино в тот вечер не получится. Вместо строк простых на бумагу ложатся стихи. Она, как из пулемёта, строчит, строчит, строчит, рождается стих за стихом. Она - в другом мире. Наконец-то «приходит в себя», медленно встает из-за стола и подходит к окну.

                Людмила, тихо «напевая себе под нос» что-то из строк новых своих стихов,  будет  стоять  у окна, и смотреть, как отступает ночь. Небо на востоке светлеет. Вокруг царит сонная тишина. Вот около самого горизонта вспыхивает ослепительная каёмка солнечного круга. Она ещё совсем маленькая, но уже поразительно яркая. В тот момент, когда она зажигается на востоке, просыпаются птицы, слышится шорох в кустах и ветвях деревьев, первое несмелое чириканье. А солнце всё больше выглядывает из-за горизонта. Вот уже половина диска видна над землей. А ещё через несколько мгновений покажется полный диск и будто солнце оторвётся от земли и поплывёт в голубом небе, наполнив всё живое силой и энергией. Наступит новый день. Для Людмилы пройдёт ещё одна бессонная ночь, а новый день принесёт новую боль.

                Время лечит, нет, притупляет боль, но не вычёркивает из сердца первую любовь. Пришла весна, пришла любовь. Ей было шестнадцать, ему семнадцать. Помнит каждое слово, каждый жест, прикосновение, нежные слова, поцелуи, близость, и страх в душе: «А что мама скажет?».

                Их у матери было трое, она – старшая. С отцом поженились, когда им было по восемнадцать лет. Отца призвали на срочную службу. Служил на море. После его приезда в отпуск родится сестрёнка. Окончательно вернётся домой через пять лет. Что-то у них не сладится, либо мама изменила ему, либо наговор соседей был. «Не хочется ворошить  старую солому», тем более чужую. Да и имеем ли право судить мать? Пройдёт восемь лет, и появится отчим, родится сестрёнка Ольга. Люсю превратят в няньку. Отчим по характеру будет жестоким человеком (за плечами судимость), обижал падчериц, доставалось и матери. Прожив года три, мама, прихватив девочек, бежит «куда глаза глядят» от этого изверга. 

                Чтобы выжить, поднять девочек, мама работала на трёх работах. Большая часть тяжести по хозяйству падала на Людмилу. Она и кухарка, и уборщица, и прачка, и нянька, и «на дуде игрец». Семья нуждалась в деньгах, поэтому мама устроит её к себе на завод: сама работала диспетчером в транспортном отделе, дочь – кладовщиком. Хотя Людмила мечтала стать врачом. Тяжело было, приходилось поднимать тяжести. Ещё совмещать работу с учёбой на вечернем отделении  медицинского училища. Молодость и любовь вдохновляли её.

                Любовь! Любовь! Любовь! Юная Людмила, не видевшая в своей короткой жизни ничего кроме работы, заботы за младшими сёстрами, влюбилась, так искренне, так нежно. Любовь оказалась красивой, нежной, взаимной. Он относился к ней трепетно, чего не видела в своей семье. В минуты их встреч ей хотелось стать птицей и парить. Жизнь казалась разноцветной радугой, весь мир был в розовых красках. Их любовь, как опьяняющая , и счастье, находящееся на грани с безумием, не знала границ. Первая близость. Первый рассвет. Пройдет некоторое время и Людмила поймёт, что под её сердцем зародилась новая жизнь.

                Сначала поделилась со своей сестрёнкой. Что могла посоветовать четырнадцатилетний подросток? Она была в шоке. Пошла в медпункт. Доктор подтвердит беременность. Срок большой. Сообщит матери. Крик, писк, мама топала ногами. Она не могла допустить, чтобы окружающие узнали о беременности её несовершеннолетней дочери. В то время это сильно осуждалась. Мать настояла на искусственном прерывании беременности. Людмила сдалась. Её насильно отвезли в больницу.

                Семнадцатилетний возлюбленный растерялся, не смог уберечь её хрупкое, хрустальное сердце, которое умело любить чисто и искренне, по-другому оно, к сожалению, ещё не научилось. Ведь ей казалось, что иначе любить просто невозможно. Он не смог удержать в своих руках искорку её любви, не удержал её крохотное сердце. Разбитое сердце. Оставленная боль. Была раздавлена, унижена, в депрессии находилось длительное время.

                Слабая, в тоже время сильная, сильная и в тоже время слабая, Людмила  не пропала, жадно впилась за жизнь. Работа и учёба, учёба и работа. С «красным дипломом» окончит медицинское училище, потом и медицинский институт, позже обучится на гомеопата. Будет работать сначала врачом на «скорой», затем терапевтом в поликлинике. Будет лечить людей. Кто бы полечил её душу…

                Спасёт  замужество в 21 год. С ним была знакома с детства. Так они «бок о бок, рука в руку» пройдут путь длиною в жизнь…


*******
  ***

                Вот прошла ещё одна бессонная ночь в непростой жизни Людмилы. Настало утро. Утро субботнего дня. Родительская, поминальная суббота. Накануне испекла пироги, набрала гостинцев, не стала накрывать поминальный стол дома, а решила всё отнести в Храм. Именно в Храм, в тот самый  Храм, где мама работала последние двадцать лет.

                Так она после смерти своего третьего последнего мужа, чтобы легче пережить боль потери, с группой православных отчистили заброшенное помещение, помыли, привели в порядок, добились, чтобы прислали священника. Так всем миром и открыли Храм. Народ потянулся к Богу.

                С третьим мужем ей несказанно повезло, поженились, когда дочери были взрослыми. С ним она была по-настоящему счастлива. Но, хорошее почему-то имеет свойство быстро заканчиваться – инфаркт, и его не станет. Посильная работа в Храме, придавала ей силы.

                Шло время. А время не всегда играет в пользу человека. Прибавлялись  годы, прибавлялись и болячки, ухудшение зрения и слуха, уходили силы. Когда  мама стала совсем беспомощной, и потребовался постоянный уход за ней, младшие сёстры Людмилы категорически откажутся смотреть за ней. Могли часами высказывать свои обиды на мать за некоторые события  из своего далёкого детства. Если мама позвонит, им ничего не стоило и оскорбить её.

                Однажды дочь застанет маму, лежащую на полу. Последует госпитализация. Но начался карантин - COVID-19. Запретили посещение. Людмиле, как врачу, удавалось созваниваться с врачами, медицинскими сестрами. Дело пошло на улучшение, готовились к выписке и вдруг звонок. Страшный приговор – смерть! На 91 году жизни, за день до своего дня рождения мамы не станет.

                Похороны полностью легли на плечи Людмилы, её мужа и сыновей. Младшая не соизволила  приехать и проводить маму в последний путь; средняя же приехала на кладбище, но отказалась подойти к гробу. Жаль их. Очень жаль. Людмила за пять лет ухода за мамой, смогла столько рассказать о себе, о таких сокровенных вещах, о своей первой любви, о своих переживаниях, успели попросить друг у друга прощения. Мама просила дочь почитать свои стихи, просила спеть любимые песни, почитать молитвы. Людмила и читала, и пела. Воспоминания сегодня согревают ей душу.



 *******
   ***

                «Не вини свою мать, не суди, камнем ляжет на сердце, не сбросишь. Если в чём виновата она, прости, перед собой мы грешны и перед Богом. Не вини свою мать, не суди. Прожила, как умела. И не нам рассуждать, что могла, что хотела.

Она мать! Ваша мать! Мы же дети, не судьи!»

                Время вспять не вернуть, но пока, ещё можно, забежать, позвонить и простить. Всё возможно!

Она же мать! Ваша мать!


Рецензии