И все будет по-другому...

- Эля, нам нужно поговорить.
- Сейчас, Андрюша, погоди минутку, я закончу, ладно?
Эля быстро дорезала зелень для салата, накрыла крышкой кастрюльку с почти готовым супом и повернулась к мужу.
- Готово. Андрюша, что? – внимательнее глянув на мужа, она поняла, что что-то случилось. Андрей стоял, прислонившись к стене в тесной кухоньке, опустив глаза в пол, и молчал. – Говори, а то я уже нервничать начинаю.
Андрей вздохнул. Сказать, конечно, придется, только вот новость эта вовсе невеселая и весь тот уютный мирок, который создала Эля за последние два года и в котором он жил, каждый день боясь проснуться и понять, что это вовсе не реальность, а какой-то очень хороший сон, рухнет. А что придет на смену этому миру – большой вопрос.
- Ты же знаешь, что у меня сын есть?
Эля опустилась на стул и сжала в руках полотенце.
- Знаю.
- Мне сегодня позвонила бывшая жена и сказала, что, либо я его заберу, либо она его отдает в интернат.
- Погоди, Андрюша, я ничего не понимаю. Почему в интернат? Сколько ему сейчас? Шесть?
- Почти семь. А в интернат, потому, что она собралась ехать работать куда-то за границу, а оставить мальчика не с кем. Матери Лиза недавно лишилась, а больше у нее никого из родственников нет.
- Ничего не понимаю. А какая необходимость ехать куда-то далеко, бросая ребенка? Ближе работы нет?
- Не знаю. Она мне толком ничего не рассказывала. Просто поставила перед фактом.
Эля задумалась. Странно все это, конечно, но ведь ребенок же… Она, конечно, знала, что у Андрея есть сын, муж от нее никогда ничего не скрывал.
С Андреем она познакомилась на работе. Высокий, худой как жердь, парень, вошел в кабинет, слегка пригнув голову, чтобы не удариться о притолоку. Точнее будет сказать, не вошел, а допрыгал до стола, опираясь на смешную палочку, которая явно не подходила ему по росту, но без которой передвигаться он не смог бы вовсе. Правая нога в лодыжке опухла настолько, что обуться он не смог и пришел на прием в смешной тапочке с мордой бульдога.
- Что случилось?
- Гололед. Грохнулся прямо возле подъезда.
- Когда?
- Вчера.
- А почему пришли только сегодня?
- Вчера дел много было, как-то перебился, а сегодня нога опухла и наступать слишком больно. Даже прикасаться больно.
Так они и познакомились. Эля, которая работала хирургом в поликлинике, и Андрей, который преподавал физику в школе.
- Врач и учительница, - хохотала потом Эля. – Просто образцовая ячейка общества.
На тот момент Андрей уже несколько лет был в разводе, который перенес очень тяжело, напрочь потеряв доверие к женскому полу. Эля никогда его не расспрашивала о том, что случилось и почему он развелся с первой женой. Рассказала ей обо всем бабушка Андрея, которая воспитала его и старалась, как могла, поддерживать, ненавязчиво оберегая единственного любимого внука.
- Ты, Элечка, с ним поласковее, если сможешь. Очень уж он натерпелся с Лизой. Она хорошая женщина была, хозяйственная, спокойная, но очень уж грубая и неласковая. Все с тычка, да с щелчка. Сплошной ультиматум. А Андрюшка и в детстве ласковым был очень, и как вырос, таким же остался. Маленький был, придет, прижмется и стоит. Спрошу, что хотел, а он мне: «Ничего, бабуль, просто люблю тебя». Лиза ему все время говорила, что он ей надоел своими нежностями, не по-мужски это, все время обниматься. И сына не давала баловать, мужчина, мол, растет. Максим маленький был - кричит, а она не дает его на руки взять. Чтобы не привыкал. Ну, она-то мать, ей виднее, да только, Андрей с ней ругался из-за этого. Не мог слышать, как сынишка плачет долго. Потом Максимка подрос, поспокойнее стало, но Лиза все рвалась куда-то. Саморазвитие… Слово какое-то странное. Развиваться хочешь – никто не мешает, читай книжки, учись. Но, там что-то другое было, я не совсем понимала. Какие-то встречи, тренинги, как она их называла. Постоянно куда-то ездила. Я поначалу спрашивала, но ее это раздражало, и я перестала. Мое дело было с Максимом сидеть. Там Лиза и познакомилась с тем мужчиной, к которому ушла. Сказала Андрею, что он для ее развития не лучший вариант, а размениваться на пустяки она не хочет, забрала сына и уехала.
- А Андрей с сыном виделся после этого?
- Да. Она поначалу против была, но потом согласилась. Он и ездил к Максиму, и на море его пару раз возил, когда Лиза разрешала.
- А сейчас?
- А сейчас у нее опять что-то поменялось. Андрей алименты платит, а встречи уже через суд определять пришлось. Лиза говорила, что он на мальчика плохо влияет.
- Это как?
- Максим ее слушаться перестает, когда от отца приезжает. Просится обратно. Кое-как нашли компромисс, а потом Лиза в Москву перебралась. Видеться стало еще труднее. Сама понимаешь, от нас почти через всю страну. Не очень-то налетаешься. Но, Андрей в отпуск только туда. Ни разу сам не ездил куда-то, чтобы отдохнуть. Старается с сыном повидаться лишний раз. Хорошо еще, что репетиторством занялся, а то вряд ли смог бы позволить себе на свою зарплату такие путешествия.
- Грустная история… - Эля собирала чашки со стола и внезапно остановилась. – А они любили друг друга, когда поженились?
- Любили, наверное. Молодые были совсем, он только с армии пришел, а она еще в колледже училась. Максим получился у них нежданно-негаданно, хотели повременить с детьми.
- Спасибо, что рассказали мне. А то я у Андрюши спрашивать не хотела, а так хоть что-то понятно стало.
Эля действительно многое поняла тогда про Андрея. Поняла, почему он иногда тянулся к ней, чтобы обнять, но ту же опускал руки, делая вид, что вовсе не этого хотел. Поняла, почему задумавшись, часто берет ее за руку, а потом, как будто очнувшись, отдергивает свою. Ей понадобилось все ее терпение и почти год, чтобы завоевать его доверие. И, спустя какое-то время, Андрей поймал себя на том, что идет по улице за руку с Элей, обнимает ее и она откликается на его прикосновения, открываясь в ответ. Он боялся спугнуть все это, боялся до дрожи, что со временем Эля станет похожа на Лизу, хотя умом понимал, насколько они разные. И, когда бабушка, которая уже сильно болела, спросила его, почему он тянет с оформлением отношений, Андрей честно сказал ей:
- Боюсь. Если она меня бросит, я больше никогда с ни с кем ничего не захочу. Она моя, понимаешь, бабуль?
- А раз твоя – то и не тяни. Уведут, ведь, родной. Такие женщины – редкая удача. А ты ушами хлопаешь! – бабушка сердито потрепала Андрея по макушке. – Вон какой вымахал, я до тебя дотянуться-то могу, только, когда на стуле сидишь. Пора уже, милый, решения принимать, не боясь и не стесняясь. Любишь ее – женись. Нечего девочке голову морочить. И перестань сравнивать Элю с кем бы то ни было. Все люди разные.
Андрей прислушался тогда и спустя пару месяцев они расписались и перебрались на время в квартиру бабушки, так как та без помощи уже не справлялась. А еще полгода спустя, когда ее не стало, Андрей с женой переехали в квартиру Эли, которая хоть и была маленькой, но вполне их устраивала.
И сейчас Эля обвела глазами кухню, где они так уютно размещались вдвоем и представила, что их уже здесь трое… Придется многое менять.
- Билеты взял? – она встала и начала накрывать на стол.
- Нет пока. Постой, так ты не против?
- Андрюша, а почему я должна быть против? Это твой ребенок.
Эля видела, как перевел дыхание муж, но сделала вид, что ничего не заметила.
- Поужинаем и я тебе чемодан соберу. А работа как же?
- На три дня меня отпустили, нашли замену. С учениками я тоже договорился. Только Наташиной матери не дозвонился, ты, пожалуйста, завтра набери ей, объясни в чем дело.
Они ужинали, обсуждая, как и что еще нужно сделать и Эля видела, как успокаивается Андрей, как расправляются плечи, как он снова начинает улыбаться.
Два дня, пока Андрей ездил в Москву, Эля провела в лихорадочном беге по кругу. Убрать, привести в порядок дом, освободить комнату, в которой будет жить теперь Максим, приготовить все к его приезду. Наконец, все было готово.
Эля поставила пирог в духовку и выглянула в окно. Слякотная, поздняя весна в этом году. Даже нос из дома высовывать не хочется. Скорее бы уже тепло пришло. Ведь за ним следом придет отпуск. И в этом году Андрей не уедет, как обычно, а это значит, что можно будет съездить в деревню не на пару дней, как всегда, а провести там побольше времени. Родители будут только рады.
Звонок прервал ее размышления. Она распахнула дверь и на минуту замерла, разглядывая насупившегося мальчишку, который стоял на пороге, чуть отступив от отца и прямо глядя ей в глаза.
- Привет, Максим! Рада тебя видеть!
- Здравствуйте… - Максим явно был не робкого десятка, но сейчас неуверенно смотрел на эту незнакомую женщину.
Он вспомнил, что говорила ему мама, перед тем, как отец забрал его.
- Ты поживешь там какое-то время. Не нужно себя накручивать или пытаться выстраивать там свои отношения. Это ненадолго. Не надо никого там пытаться любить, понятно? Эти люди тебе обязаны. Отец тебя не воспитывает, бывает лишь наездами. Пришло его время дать тебе немного родительской заботы. Ведь не только я обязана о тебе заботиться. Его слушайся, насколько сочтешь нужным, на нее можешь не обращать особого внимания. Она тебе никто. Так, женщина, которая будет какое-то время стирать твои вещи и готовить тебе еду. Твоя мать – это я, вот и помни об этом. Ясно?
Максим тогда кивнул, стараясь не показывать эмоций, ведь мама этого не любила. Мужчины не плачут и не канючат. Это он усвоил очень хорошо. Какой смысл тогда пытаться уговорить маму остаться с ним? Все равно не выйдет. Значит, придется пока привыкать. Он попробовал было узнать у мамы, а сколько продлиться это «недолго», но она рассердилась и принялась объяснять ему, как много денег нужно, чтобы дать ему достойную жизнь. Когда Максим слышал это словосочетание, он сразу понимал, что дальше можно уже ни о чем не спрашивать. Значит теперь все изменится, это уже точно. И все будет по-другому.
Эля показала Максиму комнату и, спихнув с дивана устроившегося там кота, рассмеялась:
- Будет надоедать – гони его. А то замучаешься ему уши чесать.
- А как его зовут? – Максим попытался взять на руки огромного черного кота, который безвольно обвис, громко мурлыча и жмуря свои желтые, цвета меда, глаза. – Ого, какой тяжелый!
- Бегемот он. Но, чаще, просто Мотя. На руках он сидеть любит, но очень уж тяжелый. Если хочешь, чтобы он рядом посидел, просто позови его. Он сам придет.
Эля улыбнулась, глядя как наглаживает кота Максим и как тот растекся темной лужицей, тая от счастья и мурлыча так, что слышно было через всю комнату.
- Любишь кошек?
- И собак. Но мама не разрешала животных в доме. – Максим осекся.
- А пироги любишь? – Эля сделала вид, что не заметила его смущения.
- Смотря с чем. – Максим опустил голову, делая вид, что полностью занят котом.
- Разные. С мясом и с яблоками. Сойдет?
Мальчик кивнул.
- Тогда я угадала.
Они привыкали друг другу медленно, осторожно прощупывая границы и стараясь не показывать свои страхи. С отцом Максим был более открыт, быстро поняв, что для него значит. А с Элей мальчик осторожничал, постоянно вспоминая слова матери.
Прошло лето, наступила осень и Максим пошел в первый класс. Эля помогала ему с уроками, старалась сделать так, чтобы он привык побыстрее к новому распорядку.
Однажды, забирая его после школы, так как у Андрея были уроки во второй смене, Эля увидела, что воротник рубашки у ребенка порван и Максим сердито пинает сменку, стоя на крыльце.
- Эльвира Владимировна? – учительница Максима кивнула другим родителям и отозвала ее в сторонку.
- Что случилось?
- С Андреем Викторовичем я потом поговорю, но сейчас хотела спросить кое-что у вас. Максим не жаловался на проблемы в школе? – Светлана Игоревна спокойно и внимательно смотрела на Элю.
- Нет. Ничего не говорил. Если спрашиваю – всегда отвечает, что хорошо все.
- Не совсем так. Он тяжело сходится с ребятами. Сегодня и вовсе подрался с двумя одноклассниками.
- А причина?
- Мне кажется дело в семейных делах. Что-то там про маму было. Я не успела толком с ними поговорить, нужно было выводить класс. А еще, Максим все время твердит, что он здесь ненадолго и это очень мешает ему завести друзей и хоть как-то наладить здесь контакт с ребятами. Это правда? Он скоро уедет?
- Не знаю. Не думаю. Вам лучше поговорить на эту тему с его отцом.
Светлана Игоревна кивнула.
- Понимаю. Хорошо, я поговорю с ним.
- Чем нам помочь Максиму?
- Пока не знаю. Но, он мальчик очень подвижный и общения ему явно не хватает. Может быть вам подумать о том, чтобы отдать его в какую-то спортивную секцию? Только тренера выбирайте повнимательнее.
- Спасибо! Отличная идея! Как мы сами не додумались? - Эля просияла.
По дороге домой она поглядывала на сердитого Максима и молчала. А дома, покормив его, присела к столу с чашкой чая и завела разговор, внимательно глядя на мальчика, стараясь понять, чего же хочет он.
- Скажи мне, а какой спорт тебе нравится?
Максим удивленно посмотрел на нее.
- Я думал, вы ругаться будете.
- За то, что подрался?
- Ну, да.
- Думаю, ты и сам все понимаешь. Понимаешь, что это не совсем правильно, так?
- Так… - Максим опустил голову.
- Но, есть же разные причины для драки. И иногда, наверное, надо драться, когда выхода другого нет. Я могу спросить, почему ты подрался с мальчиками?
Максим помолчал, а потом поднял голову и глядя ей в глаза, сказал:
- Они оскорбляли маму. Сказали, что она меня бросила. Подкинула вам. Что ее больше у меня нет.
- Глупости какие! – Эля возмущенно с размаху поставила чашку на стол и чай выплеснулся, залив половину стола. Она схватила полотенце и, промокнув лужицу, сердито ругнулась.
- Ого! – Максим удивленно и весело посмотрел на нее.
- Что? Я же не матом. Папе не говори, а то мне влетит.
Она убрала чашку и снова села на свое место.
- Максим! То, что они говорили – это гадость! Мама тебя вовсе не бросала. Ребенок может жить и с мамой, и с отцом. Мало ли какие обстоятельства бывают? И вовсе это не их дело! Я, наверное, не должна этого говорить, ведь это непедагогично, ну, то есть неправильно, если ты взрослый, но... Так им и надо. В следующий раз буду держать язык за зубами. Вот только… Максим, а у тебя в классе совсем друзей нет? Неужели никто их ребят не нравится?
- Почему не нравится? Вадик, с которым я сегодня подрался, в общем неплохой пацан, самолетами увлекается. Показывал мне, какую модель они с папой собирают.
- То есть, ты не против был бы с ним общаться?
- Да мы и так общаемся. Просто он сказал, что в следующем году они в поход собираются. И он уже большой, его тоже возьмут. Спросил, не хочу ли я с ними. А я сказал, что уеду, что мама меня заберет.
- Понятно. – Эля встала, чтобы накормить кота, который уже битый час ластился то к ней, то к Максиму. – Может не стоит так сразу отказываться?
- Вы тоже думаете, что она не приедет? – Максим разом ощетинился, сердито глядя на Элю.
- Нет. Я просто подумала, может мама разрешит тебе сходить в поход?
Максим задумался.
- Ты мне так и не ответил. Какой спорт тебе нравится?
- Не знаю. Бокс, наверное. Он для мужчин. И там думать надо. Мы с папой фильм смотрели про боксеров.
- А сам бы ты хотел заниматься?
- А можно?
- Почему нет? Давай, я вечером с папой поговорю. Может быть и найдем такую секцию.
Секция нашлась. Максим с удовольствием стал ходить на занятия. Вадим и еще пара одноклассников присоединились к нему и вскоре уже Светлана Игоревна сказала Эле, что ситуация нормализовалась. Драк больше не было, мальчишки ладили и Эля с Андреем успокоились.
Максим прожил у отца почти шесть лет. Он привык, перестал замыкаться и Эля видела, что ему так же, как и отцу не хватает ласки. Она поначалу робко, а потом смелее, обнимала его, хваля за любое достижение. И Максим радостно откликался на это внимание, со смехом перевешивая свои медали за победы в соревнованиях ей на шею и обнимая в ответ.
- Это и твоя медаль! Ты же меня сюда привела!
Вскоре им пришлось повесить еще одну полочку для наград, потому, что на одной уже все не умещались.
Когда Эля узнала, что ждет ребенка, первой реакцией был страх, как отреагирует на это Максим. Но, к ее удивлению, он очень обрадовался, когда Андрей рассказал ему и объяснил, что теперь у него будет сестра и он станет старшим братом.
- Круто! У всех в классе есть братья и сестры, а теперь и у меня будет.
- А то, что девочка? Не смущает? – Эля улыбаясь, смотрела на Максима, который, высунув язык, дописывал задание по русскому, спеша перед тренировкой.
- Все! – Максим закрыл тетрадь. – Не смущает! Девчонки – это тоже хорошо. Она меня любить будет, а я ее защищать. Я буду для нее самым крутым, так же?
- А то!
- Значит, это неплохо! Ладно, я пошел! Эля, а тебе что-нибудь нужно? Я потом могу в магазин зайти.
- Ой, да! Спасибо тебе, что напомнил! Хлеба купи, а то я забыла.
Маленькая Соня действительно стала для Максима самым дорогим, что у него когда-либо было.
- Понимаешь, пап, у тебя есть Эля, мама – далеко, а Соня… она только моя… Я не знаю, как объяснить, но я рад, что она у меня есть. – Максим тихонько гладил крохотный кулачок.
Эля не могла нарадоваться на мальчишку. Между тренировками и уроками, Максим старался помочь ей, охотно возясь с сестренкой, которая быстро поняла, из кого можно вить веревки и беззастенчиво этим пользовалась. Эля смотрела, как подросшая дочка топает к брату, который вернувшись из школы, скидывает в прихожей рюкзак и подхватывает на руки сестренку, которая тут же обнимает его, и тихо молилась, чтобы это длилось как можно дольше.
Но, то ли небесная канцелярия была слишком занята, то ли время, отпущенное им на тихое семейное счастье, истекло, но, когда Соне исполнилось три, их такая, казалось, налаженная жизнь, окончилась, когда на пороге появилась Лиза. Без предупреждения, неожиданно, она просто прилетела, чтобы забрать Максима обратно в Москву.
- Это не обсуждается! – Лиза отодвинула чашку с нетронутым чаем и нахмурилась. – Мы с самого начала договаривались, что все это временно. Разве не так?
- Так. – Андрей уже битый час пытался договориться с бывшей женой, но все его доводы разбивались о ее неизменное «нет».
- Тогда я не понимаю, зачем эти обсуждения? Пусть твоя жена соберет вещи Максима. У меня мало времени.
- Жена эта пока еще предмет одушевленный и, на минуточку, присутствует здесь. А вы в моем доме, в котором ваш сын, кстати, прожил не год, и не два. – Эля убрала чашку со стола. – Поэтому право слова, наверное, имеет тоже. Равно, как и ваш ребенок. Вы у Максима спросить не забыли, с кем он хочет жить?
Лиза разглядывала Элю с такой гаммой чувств на лице, что та невольно фыркнула.
- Что? Не ожидали, что «эта», может голос подать? Лиза, вы не на своем поле. Поэтому не стоит обращаться с нами, как с вашей прислугой. Вам ли не знать, как это неприятно.
Лиза невольно покраснела. Ведь последние годы она работала именно прислугой в Испании, расставшись с иллюзиями о собственной исключительности, когда осталась там одна, без гроша за душой, брошенная тем, с кем надеялась построить гармоничные и «правильные» отношения.
- Зачем мне спрашивать у ребенка, чего он хочет? Я его мать и мне лучше знать.
- Лиза, мне кажется, вы здравомыслящий человек и многое повидали в жизни, поэтому, давайте без эмоций, хорошо? Вы не видели сына несколько лет. Он очень сильно изменился. У него здесь собственная устоявшаяся и налаженная жизнь. Может быть вы хотя бы поговорите с ним? Ведь вы только поздоровались и все. И послушаете, что он вам скажет?
- А зачем? Я повторяюсь, а этого очень не люблю. Все равно будет так, как решу я.
Эля вздохнула и посмотрела на Андрея. Тот был темнее тучи, и она видела, как закипает в нем гнев, который она видела за всю их совместную жизнь всего пару раз, когда случалась какая-то несправедливость.
- Ну вот что, Лиза. Ты поговоришь с сыном и выслушаешь все, что он тебе скажет. И примешь любое его решение. Иначе, я вынужден буду снова пойти в суд.
- И что ты там скажешь? – Лиза откровенно усмехнулась, глядя на бывшего мужа.
- Приведу свои аргументы, почему ребенок должен жить здесь.
- Ребенка оставят с матерью! – Лиза начинала закипать.
- Не уверен. У тебя нет жилья, работы, насколько я понимаю, тоже нет. Ты одинока. А у нас полная семья, мы оба уважаемые в городе люди и ребенок здесь живет так, как должен жить мальчик его возраста, учась и занимаясь спортом. Как думаешь, на чью сторону встанет суд?
Лиза побледнела.
- Ты не посмеешь!
- Посмею, Лиза, посмею. Ты уже однажды сломала мне жизнь, второй раз я этого не допущу ни по отношению к себе, ни по отношению к Максиму.
- А ты изменился… - Лиза с интересом посмотрела на бывшего мужа. – Даже странно видеть тебя таким.
- Давай мы не будем ругаться? Это ни к чему хорошему нас не приведет. Просто выполни нашу просьбу. Поговори с Максимом. Он уже достаточно взрослый и имеет право голоса.
Лиза молча кивнула. Эля и Андрей вышли из кухни и позвали Максима.
- Иди, сын, мама хочет с тобой поговорить. – Андрей взял мальчика за плечи. – И помни, мы рядом. И что бы ты не решил, всегда будем с тобой. Ясно?
- Да, пап.
Разговор с Максимом дался Лизе непросто. Она быстро поняла, что от того маленького мальчика, который беспрекословно слушался ее, не осталось ничего. Это был совершенно другой ребенок, который неожиданно понравился ей. Она видела его уверенность в себе и спокойствие, которое, как она понимала сейчас, должна была дать ему она, но дала другая женщина. И от этого становилось так больно, что Лиза боялась, что этот ком в груди, который не давал ей глубоко дышать, никогда не исчезнет.
- И ты хочешь остаться с отцом?
- Если ты разрешишь, да! Я мог бы приезжать к тебе на все каникулы. Мама, у меня здесь все, понимаешь? Соня, друзья, школа… Все. А там нет ничего.
Дверь на кухню тихонько открылась, и Соня искоса глянула на эту странную красивую женщину, которая сидела уже битый час за столом и не собиралась уходить. Она не понимала, что происходит, но чувствовала, что это как-то связано с Максимом. Она видела, как он нервничал и старалась, как могла его успокоить. Даже любимого единорога ему притащила, но это почему-то не сработало. Она молча подошла к брату и прижалась к нему, спрятав лицо у него в ладонях.
- Ты чего, Сонечка? Я сейчас приду, погоди, ладно? Иди пока к маме.
Соня помотала головой, отказываясь.
Лиза внимательно посмотрела на сына и неожиданно кивнула.
- Хорошо. Оставайся. Но, на каникулы ты приедешь в Москву.
- Это будет классно! Спасибо, мам! – Максим потянулся, чтобы обнять мать, но остановился, когда вспомнил, как она этого не любит.
- Иди сюда! – Лиза прижала к себе сына и незаметно вытерла слезы. – Я буду ждать тебя, хорошо?
- Я приеду!


Рецензии
Замечательный рассказ! Хорошее подтверждение тому, что мачехи обязательно злые только в сказках:). Маленькая правочка: не врач и учительница, а врач и учитель.

Наталия Незнакомкина   10.06.2024 16:47     Заявить о нарушении
Наталия, спасибо за Ваш отзыв!
"Правочку" не принимаю.
Героиня просто шутила.
И художественная форма за пределами деловой формы общения, где "учитель" - это исключительно "учитель".
С уважением,

Людмила Леонидовна Лаврова   10.06.2024 16:59   Заявить о нарушении