Утопающие-4. Мое отношение к вере и молитвослов

     Я еще пристальнее и глубже начал всматриваться в него, не только из-за его размышлений, в нем было то, чего на тот момент не было во мне – внутреннего, непоказного спокойствия. Нечастые фразы Игоря: «Славу Богу!», «Все по воле Божьей», «Господи, помилуй!» не были театральными экспрессивными или  фразеологическими оборотами, сказанными по привычке, так между прочим, чтобы разговор поддержать. Они как-то точно ложились в смысл им сказанного и становились центральными в его речи. Это все говорило о том, что Игорь был верующим, и его спокойствие было проявлением именно состояния верующего человека, которое неожиданно для меня привлекло в нем.
     Я встречался с верующими людьми, но для меня они были всегда очень далекими и архаичными, или я просто старался не замечать их эти «странные наклонности». Как-то мои школьные друзья, уже семейная пара,  пригласили меня на Пасху в церковь. Они сами тогда недавно воцерковились, существует, оказывается такой термин, т.е. они встали на путь веры и исполнения всех церковных правил, и захотели приобщить меня  к этому. Час, прошедший в храме, запомнился мне духотой, непонятой торжественностью, веселыми возгласами священника «Христос воскресе!» и общим ликованием «Воистину воскресе!». Я так же с прихожанами храма и своими друзьями восклицал «Воистину воскресе!», скорее всего для поддержания общего настроения, так если бы  на футбольном матче, оказавшись на одной трибуне с болельщиками одной команды, было бы глупо их не поддерживать. Вот я и кричал заодно со всеми, не понимая до конца смысла и чувств, объединявших всех людей в храме.
Моя вера сводилась к очень простому понятию - надо быть добрым к людям. Так, по крайней мере, меня учила моя бабушка. Я так же мог оперировать своими рассуждениями о божественном космосе, божественной гармонии в мире, к которой человечество должно стремиться. В спорах с другими интеллигентами о «божественном», которые всегда происходили в компаниях умных людей философствующей направленности, особенно после выпитых горячительных напитков, я  мог привести десяток научных доводов и открытий, для того, чтобы отстоять свою точку зрения.  Для этого надо было обладать большим словарным запасом, способностью выстраивать красивые, желательно длинные фразы и умело вворачивать в них яркие высказывания известных мыслителей. Вся моя философия сводилось к такой идее: « я сам буду определять кто такой Бог, и нужен ли он в этот момент мне или нет!»  C одной стороны, я за божественное начало в нашем мире, с другой стороны, я свободен в выборе признавать Его по своему усмотрению. Не приемлю насилие над личностью в любой форме, в т.ч и  религиозных догм!  Но спора с Игорем не получилось, а произошло вот что.
Уже на второй день, я заметил, что Игорь читает потрепанную книгу небольшого размера. Он читал ее сидя на кровати, или иногда стоя на костылях у подоконника. «Что читаем?» - спросил я, когда Игорь отложил томик на прикроватную тумбочку. « Это молитвы. Молитвослов» - обыденным тоном ответил Игорь.
Дальше как-то у меня слова не шли, я совершенно не ожидал, что после прагматических слов о бизнесе, экономике, политике и всех тем, которых мы уже успели коснуться в беседах, что вот так просто услышу: «Это молитвы». Я был готов услышать: «Мандельштам, Есенин,  Пушкин, что угодно, наконец- самоучитель по английскому языку, справочник по хирургии и тому подобное, но чтобы из уст «продвинутого», современного человека прозвучало: «Это молитвы», мне показалось это противоестественным.  Я прекрасно понимал смысл этого слова, что молитва- обращение с просьбой к божеству, но чтобы кто-то из моих близких знакомых, при мне молился, такого я не припомнил. Чтобы не обидеть Игоря, я постарался убрать ироничный тон, который уже вырывался у меня наружу и достаточно серьезно спроси его: «И что помогает?» Наше знакомство было только второй день, хоть мы и договорились общаться с Игорем на «ты», но постоянно возвращались на «вы».
- Помогает- невозмутимо ответил Игорь и посмотрел в мою сторону. - Саша, извини! Ты спросил, я ответил! Я не хотел тебя смущать.
- Все нормально, Игорь, просто я не понимаю, как современный, умный, извините, в полном психическом здравии и трезвый человек, может молиться! Зачем?  – Будучи в другом месте, я не заострял бы разговор на теме веры, молитв и вообще не стал бы говорить о «божественном», но я лежал в больничной палате, у меня было достаточно времени и мне - человеку, как высокообразованному, хотелось убедить моего соседа в его заблуждениях. Моя привычка ежедневно доказывать другим людям: сотрудникам, партнеру, жене, дочке, друзьям, нескольким десяткам человек, что они делаю в жизни что-то не так, как нужно, или их хвалить, или взывать к новым «творческим подвигам», не давала мне покоя. Частые разговоры по мобильному телефону отвлекали от моего непривычного состояния, но образовавшийся вакуум общения давал о себе знать. Мое молчание продлилось недолго, я вышел из стопора и  повторил свой вопрос:
- Зачем молиться, Игорь?- своим вопросом я вызывал Игоря на интеллектуальную дуэль и уже предвкушал свою победу. Но Игорь неохотно принимал вызов.
- Саша, эти темы настолько личностные, лучше о них не говорить, а думать про себя. Вы человек умный и образованный. Начните с вопросов к самому себе: Что такое-человек? Для чего я живу? Почему человек рождается и умирает? Что такое вера в Бога? Кто такой Бог для других людей и меня? Почему миллионы людей веруют в Иисуса Христа? И тому подобное и постарайтесь найти ответы на них. Если не найдете ответы, обратитесь к людям, специально обученным для этого- священникам или в конце – концов поищите в интернете ответы, почитайте соответствующую литературу, можно начать с «Закона Божия».
- Игорь, мне интересно в первую очередь не общая информация, а твое личное мнение и твой опыт! Почему ты молишься? Ты же не всегда это делал?
- Александр, извини меня, я на эту тему не хочу говорить, потому что примерно представляю, чем заканчиваются диалоги с неверующими интеллектуалами. Лучше давай поговорим о  политике, экономике, о любимых женщинах, наконец. Ты вот со своей женой, как встретился?
Игорь  упорствовал, и меня это раззадорило, но еще больше удивило. Вспоминая своих друзей с миссионерскими разговорами о необходимости веры в Бога и их навязчивые подарки- религиозные книги, в этот раз я столкнулся со случаем, когда явно со мной не хотели общаться на эту тему.


Рецензии