Эльбрус в марте

               

      Во второй половине восьмидесятых, три или четыре сезона проводил на Эльбрусе, по две горнолыжных недели. Туристическая гостиница Азау, многоэтажное здание, с комнатами на три койки. Здание расположено на поляне Азау, на высоте 2,2 км. С этой поляны, до станции Мир, канатная дорога вверх, с вагончиком на двадцать человек. Она первая, и тогда единственная в Союзе.

      Харьков - Минеральные Воды, всего час в пути. Выйдя в зал прилета, увидел двух лыжников. Их одежда и чехлы для лыж выдавали их с головой. Подошел, познакомились. Витя и Паша, из Гомеля, тоже в Азау. Начальник цеха и главный технолог Гомельской текстильной фабрики. Они тоже на Эльбрус, значит попутчики. Это хорошо.

      Наш путь до Нальчика, оттуда по Баксанскому ущелью до долины  Азау. Автобус до Нальчика не скоро, таксисты не берут, лыжи. Находим частника,  пассажирский УАЗ- буханка. Сторговались до Нальчика. К нам добавились две девушки, но без лыж, тоже на Азау. Дребезжащий салон, с поперечным диваном и грузовым полом, вместил всех, и багаж и лыжи. У девушек спортивные сумки. Им профсоюз выдал путевки на базу отдыха. Отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, погулять по горам. Пока все по плану.

      Все перезнакомились, ехали весело, через пару часов были на автовокзале в Нальчике. И тут повезло тоже. Кавказ место мудрое и хозяйственное. Автобус ПАЗик, частный автотранспорт местного жителя, стоит в сторонке. Ждет пассажиров с лыжами. Сразу подходит, сообщает цены и предупреждает, что отправление через четыре часа. Он знает расписание аэропорта. Ждет самолеты из Москвы и Ленинграда. Оттуда основные лыжники. Ждать так ждать, заняли свои места. Красный автобус привез еще семерых лыжников. Все расселись, лыжи сложили в проходе, и в путь.

      Автобус в хорошем состоянии, за рулем джигит, хорошо знающий дорогу. Дорога горная, то с одной, то с другой стороны ущелья. И в хорошем состоянии.

      Проехали Тырныауз, осталось совсем не много. Знакомое мне предприятие, горно обогатительный комбинат (ГОК) полиметаллов. Горные выработки в виде горизонтальных тоннелей, канатные дороги доставки руды. Не самые плохие условия ведения горных работ. Обьемы не большие, металлы ценные, обогащение с химией. Экологически очень вредное производство. А по ущелью течет речка с ледниковой водой, для питья и технологии обогащения.

      Подьехали к гостинице Азау, вынесли вещи, вышли сами. Последними вышли наши попутчицы, качаются как пьяные, одну вырвало. Никто не пил, похоже их укачало. Но встречающий инструктор сразу сказал, Горная болезнь. И водителю, быстро забирай их и вниз. Высота всего 2,2 км, и уже горная болезнь. Оказалось, что бывают люди, у которых предел высоты всего 1,5 км. Тут и выяснилось, что автобус принадлежит ГОКу. Водителю еще надо везти рабочих в Нальчик. Но девушки уехали с ним. Наверное это потому, что они лыжи с собой не взяли.

      Мы с ребятами из Гомеля, попали в одну комнату на третьем этаже. Лыжи сразу оставили в холодной пристройке к зданию гостиницы. Домашнюю обувь, полукеды, оставили в теплой сушилке, рядом с входом. Ботинки забрали в номер. Ужин в столовой на первом этаже, обычный общепит. После дома есть его не хотелось, но это пока. Магазинов рядом нет, а физические нагрузки хорошо стимулируют аппетит.

      Утром построение у бугельного  подьемника, со слаломной трассой метров триста, рядом с гостиницей. У каждого спуск, две попытки. Внизу пять инструкторов, выставляют оценки. По результатам слалома разделяют прибывших на четыре категории.
    Свободное одиночное катание по всем трассам, мастера и КМС.
    Катание с инструктором по всем трассам, в группе, разрядники.
    Катание с инструктором по простым трассам, в группе, любители.
    Обучение и катание с инструктором в группе, на нижней трассе, новички.
      Мы с Витей попали в первую группу. Начальник цеха Паша, попал во вторую группу. Лишний вес и заметный животик, этому способствовали.

      Нам повезло в первой группе. Наш инструктор, Владимир Иванович, стройный поджарый мужчина за пятьдесят, бывший спортсмен. В молодые годы, успел побывать чемпионом Союза. Живет в Ленинграде, на мойке, работает тренером. Ежегодно, на три месяца приезжает на Эльбрус, поработать инструктором и покататься на лыжах. Делай как я. На каждой трассе, он первый проходил дистанцию. Стоя внизу смотрел каждого. Потом каждому подсказывал, что поправить и как. Слушали все и старались делать правильно.

      В итоге, я четыре или пять сезонов катался в группах Владимира Ивановича. Считаю, что мне крупно повезло с таким инструктором. И всегда в группах были хорошо знакомые, с кем раньше катались вместе. Конечно, пришлось поработать с нашим отраслевым профсоюзом, по целевым путевкам. Хочешь жить, умей вертеться! Девиз харьковских горнолыжников. Это было справедливо для горных лыж, и целевых путевок тоже.

      Харьков, в Советские времена, успешно сочетал научно- технический потенциал и мощную производственную базу. Деловая хватка полулегальных цеховиков, высшее образование и культура, были одни из лучших в Союзе. Таких два города были, Ленинград и Харьков. И оба были столицами.

      После выхода из Союза, в Украине, этот город практически опустили и разрушили. Почти четверть населения уехали из города, во все концы света. Приведенные к власти политики в Киеве, целенаправлено угнетали и истощали город.

      Сейчас бывших харьковчан можно встретить не только в Израиле и Канаде, но даже в Китае, Африке и Южной Америке. Причем глупых и не грамотных туда не брали. Что осталось, позже всплывет как национальная пена, инициированная извне. Освободят пахотные земли от населения. Так же, как освободили земли от американских индейцев.

      Первая половина марта, лучшее время для катания на трассах Эльбруса. Качество снега, температуры, погода, настроение. Но все индивидуально, кто что любит. Подьемники наверх работали с 9 до 15 часов. Утром холодно, очереди большие, занимали заранее. Через час, мы были на самом верху. Сбор на Гарабаши. Туда от станции Мир (3,5 км высота), был однокресельный подьемник до 3,78. Высоко, холодно, ветер, крутой спуск. Там очередей не наблюдалось, мы накатывались вдоволь. При падении, можно было пролететь до сотни метров. Падать все умели, это первое, чему надо научиться. На бок, поворот на живот, руки в перчатках втыкаешь в снег, это тормоз. Лыжи привязаны крепким шнуром к ботинкам, чтобы не улетели. При беспорядочном падении, лыжи могут прилично поколотить упавшего. Если лыжа отрывалась и устремлялась вниз, крик лыжа, бежал вниз быстрее лыжи. Все останавливались и смотрели вверх по склону. Лыжа из пластика и нержавеющей стали была очень опасна. Надо было от нее уклониться. Практически- русская рулетка, не успеешь- убьет. Но опытные лыжники, прыгая телом на нее, часто ее ловили. Если пролетала мимо всех, найти ее было не возможно.

      Трасса спуска была отмечена редкими вешками, с красной тряпкой на верху. В двух местах, роль вешек выполняли стальные опоры ЛЭП, идущие до площадки Гарабаши. Они были обернуты спальными ватными матрацами. Непонятно для чего.

      Однажды, на станцию Мир, в вагончиках поднялись две группы лыжников. Мы были удивлены их внешним видом. Разноцветные горнолыжные костюмы, лыжи, ботинки, палки. Все как в кино, полный прикид. Какие то иностранцы. Они походили вокруг станции, с фото и кино камерами, все снимали и фотографировались. Потом с лыжами сели в вагончики и уехали вниз.

      Во время ужина, наш инструктор рассказал. Привозили две группы из Домбай, покататься на Эльбрусе. Поляки и немцы. Они посмотрели и сказали. Тут красиво, но кататься тут, могут только Русские и Камикадзе. И вернулись на Домбай, на площадку для новичков.

      Ежедневно, в пол третьего, мы всей группой, спускались с Гарабаши в долину Азау. С четырьмя остановками, пока вся группа соберется вместе. Последний отрезок, узкая крутая труба по лесу. От Кругозора (3,0 км), до долины (2,35 км). От долины, до гостиницы (2,2 км), детский спуск. По времени не много, до 15 минут. Но возле гостиницы лыжи отстегивали палками. Наклониться сил уже не было. Шерстяной спортивный костюм, внутри ветровки, был мокрый, в ботинках хлюпала вода. Лыжи ставили в холодную пристройку. В сушилке снимали ботинки, обували свои полукеды. В номер, на 3-й этаж, по лестнице, поднимались почти ползком, с ботинками в руках.

      Зашли, разделись, в горячий душ. И жизнь, как будто снова началась, всего через тридцать минут. И ты уже вспоминаешь, что днем на сине- черном небе, тебе одновременно светили Луна и Солнце, и крупные яркие звезды. А ниже блестели вершины Кавказских гор, облака были далеко внизу. Хоть раз в жизни, это надо увидеть самому.

      


Рецензии