Встретился с Беловым...

В Вологде я впервые оказался в самом начале зимы 2012 года – приехал лечиться в местный санаторий. После процедур смотрел телевизор и вдруг – сообщение о кончине Василия Ивановича Белова. Не успел…
Я вырос на книгах Белова, герои его произведений были моими героями. В тот приезд, если честно, сложно было уже рассчитывать на встречу с классиком – он тяжело болел. Но чтобы узнать самое страшное…
Прошло почти пять лет.
Март 2017-го, я снова в Вологде и сразу отправляюсь в музей-квартиру В.И. Белова. О существовании музея узнал из социальной сети, там есть страничка музея.
Один звонок на мобильный – и меня ждут. Встреча с Беловым – пусть и такая – состоялась.
Улица Октябрьская, 10. С виду обычный дом. Но в Вологде его называют дворянским гнездом: здесь жили руководители области. Это был третий, последний адрес писателя В.И. Белова в Вологде. Окна на втором этаже... Непластиковые, конечно. В них горит свет – идёт экскурсия. В музее-квартире его сотрудники бережно «законсервировали» время писателя.
Обитая дерматином дверь в квартиру писателя. Всё как у всех в 1980-е.
Гостиная. Паркет... Патефон... Кто тут только не гостил! Деревенский, а потому хлебосольный был хозяин. Достаточно скромный быт. Много средств Белов вкладывал в книги и реставрацию икон.
Топорик на шкафу – кто-то подарил из почитателей. А мне сразу вспомнились «Плотницкие рассказы», его герои Константин Зорин и Олеша Смолин.
Журналисты сказали бы: вот святая святых – кабинет писателя. Собрания сочинений, картины и иконы. Так хотелось, как в храме, перекреститься!
Инвалидная коляска, на которой он передвигался последние годы. А кресло такой же обивки, как было в редакции северодвинской газеты, где я работал. Тоже поистрепалось на сгибах обивка. Такое ощущение, что Василий Иванович на минутку вышел из кабинета и сейчас вернётся...
Рабочий стол писателя. Очки, кружка, диктофон, конечно – печатная машинка... Пятно на столе – следы от пожара. Он сжёг одно своё произведение. Прямо как Гоголь! Несколько конвертов на столе...
А на полу, как рассказала научный сотрудник, показывая фотографию Василия Ивановича в кабинете, лежали горы писем со всей страны: начинающие авторы просили почитать свои рукописи, дать ободряющую рецензию. Кто-то вспоминал, что Василий Иванович очень бережно правил чужие тексты: остро отточенным карандашом, на полях, уважая авторский труд каждого.
Шкаф в прихожей, полный книг самого В. И. Белова. Это самое ценное наследство, которое он оставил будущим поколениям.
Фотография Анатолия Заболоцкого, подаренная на открытие музея. Таким мне и запомнится В. И. Белов. Что-то от русских святых есть в его облике. А кто-то называл его Дон Кихотом и даже подарил шпагу. И это тоже правда.

P.S. Отдельное спасибо научному сотруднику музея-квартиры Эльвире Трикоз за новые открытия В.И. Белова. В 2017-м Василию Ивановичу исполнилось бы восемьдесят пять…

Из книги "Счастье прошедшего времени" (Северодвинск, 2018 г.)
Фото автора - кабинет В.И. Белова


Рецензии