Урок

 
Сезон по сбору меда у Михалыча выдался в этом году прекрасным. Погода просто баловала. Ночью иногда выпадали небольшие дождики, а днем июльское солнце грело землю и от нее иногда даже подымался пар в виде дымки. В такие денечки растения в изобилии выделяли нектар, а пчелки охотно собирали его и складывали в соты. Утром и вечером на пасеке стоял такой густой запах меда, что казалось- бери большую ложку и черпай его, наслаждайся божественным даром природы. В обычные годы Михалыч откачивал мед два раза за лето: майский после цветения садов и июльский- разнотравие. Нынче качал мед раза четыре, все емкости заполнил, заявки любителей меда выполнил, оставил на НЗ и даже пенсионерам в интернат свез доброе ведро густого ароматного меда в подарок. С десяток фляг с медом осталось и он не знал куда его сбыть. Многие пчеловоды любят торговать своей продукцией на рынках и ярмарках, Михалыч же не любил этим делом заниматься, хотя и  плохого в этом не видел. И решил он отвезти излишки меда в город Санкт-Петербург, к новому названию города он не привык и называл  его Ленинградом.
   Город встретил Михалыча суетой и запахом бензина, к которому привыкнуть сразу сложно. Он медленно ехал и всматривался в торговые вывески магазинов. Ему не нужен был большой магазин, знал, что подступиться к нему трудно, а вот найти небольшой частный магазинчик - как раз.  Михайлычу повезло, он увидел небольшой продовольственный магазинчик под названием «Улыбка». Остановился возле него и зашел внутрь. Это действительно был уютный и чистый магазинчик с открытым доступом к товаром. За кассовым аппаратом сидела молодая женщина и приятно улыбнулась Михайлычу.
 -Что вас интересует, может помочь выбрать товар?
 -А кто хозяин этого милого магазинчика?
 - сразу перешел к делу Михалыч.
 - Я сама хозяйка, - ответила женщина, -а что вас так это интересует?
 -Да вот смотрю, товаров много, выбор хороший, а свежего медка нет?
 -Да где же я его возьму, в дефиците он, а предлагают перекупщики не мед, а бадягу всякую, боюсь брать, тем более обманывать покупателей.
Такой ответ Михайлычу пришелся по душе и он проникся доверием к этой молодой женщине, в ее поведении и разговоре были подкупающие нотки доверия. Он рассказал откуда приехал и с какой целью. Хозяйка магазина внимательно посмотрела документы на мед, главный из них- сертификат качества.
 -Тогда давайте знакомиться, - улыбнулась продавщица, - меня зовут Зоя, а вас?
 -А я Николай Михайлович, - обрадованным голосом ответил Иванов. Он все еще не верил, что так быстро решился его вопрос. Быстро вдвоем перетаскали фляги с медом, взвесили их, составили договор купли- продажи, а еще хозяйка и накладную выписала о приемке товара. Все  нормально. Зоя прикрыла дверь магазинчика и предложила выпить чайку. Кроме чайника, она поставила бутылочку коньячка .
 -Ну , что, Николай Михайлович, давайте за ваш медок по стопочке выпьем.
 -С удовольствием бы это сделал, да я за рулем и дорога у меня дальняя, я уж чайком побалуюсь.
Уезжал из города Михалыч довольным, а как же иначе, ведь буквально за час решил проблему с продажей меда. Документы на  сделку лежали в кармане и причин беспокоится не было. Машина ровно бежала по знакомой дороге , не прошло и трех часов, как он уже был у себя в деревне.
   Месяц Николай Михайлович спокойно работал на пасеке, готовил ее к предстоящей зимовке, а затем стал вспоминать свою подругу из Питера, как там у нее идет продажа меда. Разок попытался позвонить, но бесполезно, никто не отвечал. Тогда он принялся звонить каждый день, но увы, в ответ одни гудки. Это Михайлыча сильно насторожило и чтобы не гадать на кофейной гуще, он решил наведаться в город. Настроение уже было не приподнятое, что-то скребло его душу. А вот и тот самый магазинчик с обаятельной улыбкой девушки на портрете. Михайлыч зашел в магазинчик и увидел знакомую продавщицу за кассовым аппаратом. Вроде нечего не изменилось, только хозяйка не улыбалась приветливо, как тогда, посмотрела на посетителя и отвернулась.
   -Добрый день, Зоя. Что- то случилось у вас и ли не узнали меня? - чуть смущенно спросил Михалыч.
   -День добрый, вам что-то надо, смотрите, товар не прячу, - равнодушно ответила продавщица.
   -Да я Иванов, из Каменки, мед вам привозил и вот приехал узнать как он продается, - уже более настойчивым голосом ответил Михалыч.
   -Уважаемый, я первый раз вас вижу и никогда ни от кого не брала ни меда, ни копеечки.
   -Вот тебе раз, Зоя, я за сотни километров приехал не в шутки играть, а по делу и какому Вы знаете.
   -Мужчина, вы уже надоели мне. Я вам не Зоя, а Тамара Ивановна, пришли в магазин, выбирайте товар и до свидания, мне надо магазин на обед закрывать.
  -Ну ладно, пошутили и хватит, - Михалыч достал из сумки  бумаги и показал продавщице, - и это отрицать будете. Ваш магазин, ваша роспись, что приняли десять фляг с медом и даже вес указан.
   -А я повторяю, что вас вижу в первый раз и бумаг я не подписывала.
   -Или я дурак или вы все еще играете, так пора кончать ломать эту комедию, -уже совсем рассердился Михалыч.
   -Я тоже думаю, что пора вам кончить этот разговор, берете какой-либо товар и до- свидания. Я закрываю магазин.

  На дворе была уже осень. Листва на березах пожелтела и в лучах солнца она казалась золотой, но Михалыч не видел этого, он сел за руль машины и тяжело вздохнул,  понял, что его взяли и   обвели вокруг пальца, как мальчишку. и кто это сделал-  эта девчонка с обаятельной улыбкой. Господи, надо же было так поверить. Что делать? Ехать домой и Татьяне поведать, как его провели? Нет. Надо что-то делать? Михалыч положил голову на руль машины и отключился от всех дум. Хватило полчаса, чтобы успокоиться, чтобы вернулась прежняя уверенность и желание действовать. Ведь за многие годы он никогда и никому не проигрывал. Это он знал, знали и  его друзья.  Первое, что сделал Николай Михайлович, поехал в отделение милиции, оно находилось рядом и он там бывал не раз по служебным делам. Приняли хорошо,выслушали и отправили к капитану. Михалыч вновь изложил суть жалобы, капитан слушал, делал пометки на листке бумаги.
   -Документы есть, что мед сдавали именно в этот магазин?
   -Конечно есть, - утвердительно кивнул Михалыч, - и достал договор и накладные.
Капитан покрутил их и рассмеялся: 
   -Дед, что вы мне и людям мозги пудрите. Нет там такого магазина   и продавец там Тамара Ивановна Иванова, а у вас документы из магазина « Улыбка», да во всем Питере такого магазина нет. И где же я вам эту Зою найду? Мой совет вам, уважаемый дедок, езжайте в свою деревеньку, на пасеку. Поверьте, у нас тут своих дел не впроворот. Советую в следующий раз быть осмотрительным, здесь, в городе надо ухо востро держать.
   Михалыч уже все понял и глядя в глаза капитану сказал:
   -Молодой человек, не вам учить меня и я лучше знаю какие люди живут в Питере и знаю куда мне ехать и что делать. Больше я просить у вас помощи не буду, вас мне не жаль. Видимо тяжеловаты для вас погоны, давят звездочки. Что в таком случае делают? Срывают их. Да  видимо и кресло вам не по уму досталось, не переживайте на табуреточке удобней будет сидеть.
   Зачем все это сказал, Михалыч и сам не знал, но четко понял какой человек перед ним сидел и чего он заслуживал. А мент тупо глядел на пожилого человека и не в состоянии был что -то возразить или накричать. Михалыч встал и на прощание добавил:
    -Я ухожу и к вам не вернусь, а за свои поступки, дела каждый ответит сам , этого вам просто не избежать.
   Сперва Михалыч прогулялся по улицам города, зашел в скверик и посидел,  понимал, что в таком состоянии садиться за руль машины нельзя, тем более ехать домой. Что делать дальше он не знал и не знал как повлиять на обидчиков. Когда шел к машине не выдержал и зашел в магазинчик. Продавщица все так же сидела за кассой и как показалось Михайлычу она  вздрогнула и даже побелела. Михалыч постоял у прилавка и так ровно сказал:
    -Суд-то будет и отвечать придется по  полной программе и я уже тогда ни чем помочь не смогу.
 Продавщица дернулась и испуганно поглядела на Михалыча. Тот улыбнулся в ответ:
   -Жалко такую красивую женщину в камеру запирать, а придется.
   -Уходите, а то полицию вызову.
   -Того капитана, что ли, он же вас при первом случае сдаст, милая, пора бы научиться в людях разбираться, да ладно я поехал, когда медок- то начнет по ночам сниться и станет не в моготу, я не приеду, сама меня найдешь.
   Ночевать Михалыч поехал к своему старому другу Петру, тот тоже был учителем и директором школы и тоже имел звание заслуженного учителя, вместе ездили в Москву, там познакомились и с тех пор дружили. Петр часто приезжал к Михайлычу в Каменку и они вместе ловили рыбу, варили уху и наслаждались природой. Встретил Петр Николая, как всегда радушно и с упреком:
  -Ну что, позвонить не мог, что ли. Я бы в магазинчик сбегал.
   -Да я не думал, что ночевать придется, рассчитывал на полчасика, а все пошло не так.
  -Что-то случилось?
   -Да особо нечего, давай чайку попьем, я и поведаю тебе эту грустную историю.
   -Почему только чайку, найдем и твой любимый коньячок, я его всегда храню.
   -Ладно, уговорил, давай пропустим по стопочке и на душе теплее станет.
   Михалыч подробно рассказал свою историю с медом и как  красавица Зойка, его, как мальчишку, обвела, подсунув ложные документы.
   -Жалко,- вздохнул Петр,- столько меда пропало.
   -Мед -то не пропал, его люди едят, лечатся.
  -Что делать будем, Михалыч?
   -А я откуда знаю, что делать, завтра утром в деревню поеду. Ущерб понес, так будем считать, что это плата за мою доверчивость, бесплатно нечего не бывает.
   -Так-то оно так, но я думаю твоих обидчиков надо наказать и очень крепко.
   -Как, Петр?
   -А я подумаю, ты пока иди в свою комнату, включи телевизор, новости посмотри.
   Михалыч прилег на диван и под монотонный голос диктора быстро заснул, когда проснулся, был уже поздний вечер. Его друг Петр читал книгу и увидев Николая Петр улыбнулся и вновь достал бутылочку коньячка.
   -Давай-ка дружок тяпнем за все, что хорошо складывается.
   -И что у тебя сложилось, от чего такой бодрый?
   -Да в принципе все сложилось, Николай, город у нас большой и много хороших людей, пока дремал ты на диванчике, я поговорил с друзьями и они поняли меня.
   -Что найдут мнимого продавца и она на блюдечке с голубой каемочкой деньги принесет?
   -Давай еще по стопочке и спать, завтра будет утро, будет новый день и новый разговор. За ночь выспишься и поедешь к себе в Каменку и не думай о меде, о красавице из магазина, я думаю она раньше тебя в деревню приедет, каяться будет, но ты дружок характер прояви, встреть ее так , чтобы на всю жизнь она запомнила, договорились.
   Утром Михалыч не стал расспрашивать своего друга, куда он звонил и с кем говорил, он знал, что Петр очень тактичный и умный человек, он уже не раз помогал Николаю  Михайловичу решать очень трудные и острые вопросы, а поэтому друзья попили чайку и стали прощаться.
   -Петр, ты уж не забывай нас с Татьяной приезжай, в баньке попаримся, я уж так натоплю и венички у меня приготовлены.
   -Николай, даю слово, что обязательно приеду, хочу у костра на берегу озера посидеть и по парку погулять.
   На том друзья и расстались. К обеду Михалыч подъезжал к своему дому, возле него стоял микроавтобус. Из него вышла молодая женщина, та самая Зойка из магазина, и улыбалась Михайловичу:
   -Мы уже вас устали ждать, вот ваши фляги и деньги за мед.
   -Фляги это хорошо и деньги тоже, зачем вам такой концерт нужен был?
   -Ну, Николай Михайлович, пошутили и хватит, я же все вернула.
  -А в кабине кто сидит? Капитан в штатском, что это он мундир не одел?
   -Его отправили в отпуск с понижением в звании, а если вы не дадите расписку, что претензий к нему нет, то его уволят с работы и вы будете виноваты, да и мне нужна  расписочка, а то обещали уголовное дело завести.
   -А я при чем? Вас я не оскорблял, не обманывал, еще в Питере капитану прямо сказал, что тяжеловаты для него погоны. Я ведь не шутил, слушать надо старших.
   -Николай Михайлович, не томите нас, с утра не попила ,не поела ,маковой росинки во рту не было, отпустите нас.
   -Да я и не держу, дорогу знаете назад. Я тоже проголодался, устал и хочу вздремнуть в тенечке, а потом на пасеке масса дел, - и Михалыч ушел в дом, где его ждала встревоженная Татьяна:
   -Коля, что там за люди к тебе приехали? Сидят на солнце, я уже хотела в дом пригласить, да они отказались, может тебя послушаются.
   -Накрывай - ка стол, да давай пообедаем, а потом тихий час устроим, не будем нарушать традицию, что касается гостей, то я их не звал и мне от них нечего не надо. Пусть сидят на крылечке и думают о своем поведении.
    Когда жара стала спадать и солнце покатилось к кромке леса, Михалыч вышел из дома. Дамочка все еще сидела на ступеньках крыльца, ее напарник дремал в кабине машины.  Она уже не улыбалась так приветливо, да и лицо выглядело усталым, чай целый день просидела на крылечке, ожидая своей участи.
    -Значит так, расписка вам нужна, что я претензии к вам не имею.
  Женщина  молча кивнула , видимо сил требовать уже не было.
   -Дать -то я дам, но хочу сказать тебе пару слов. Молодая, красивая и душа у тебя до конца не испорчена, правда родители тебе магазинчик организовали, а вот цену труда ты не можешь понять,  ручки -то мозолей не видели. И до денег ты не жадная, а пошла на эту авантюру по наводке капитана и денежки мои у него лежали. Ты думаешь, что крепко тебя в постели обнимает, любит, вот и согласилась меня кинуть. А он балуется тобой, как игрушкой и главное ,ты ему и платишь. Да он при помощи этой махинации тебя на такой крючок надел, что сама бы никогда бы не соскочила. Как только встретила бы хорошего парня, полюбила его, он достал бы твои документы и мое заявление и взяли бы тебя за красивые белые ручки и в камеру отвели. Это все я еще вчера понял, но ты была не готова понять. Значит так, мой совет, лавочку закрывай, устраивайся на работу. Капитана, теперь уже бывшего, гони от себя прочь. Ему я нечего не дам. Вот тебе мое напутствие и бумага. Дай бог, чтобы мои слова до тебя дошли и их ты правильно поняла.
   -Николай Михайлович, спасибо за урок, спасибо, что зла не помнишь, я все поняла,- и из ее красивых глаз выкатились две слезинки, -вы как педагог все объяснили и мне стало все понятно.
   -А я милая с двадцати лет работал учителем, да езжай с богом.
Женщина встала, подошла к Михайлычу,  поцеловала  его в небритую щеку и убежала к машине. Старый учитель все сидел на ступеньках крыльца и обдумывал ситуацию и почему -то был уверен, что она все сделает так как он ей сказал. И от этого на душе стало легче, словно камень свалился, который сутки не давал ему покоя.


Рецензии