На волне моей памяти - 16

Сегодня на "волне  моей памяти" меня снова занесло  в далёкие годы моего раннего детства.

Я от родителей знала, что братишек отдали в  ясельки в полтора месяца.
И действительно,  в интернете я прочитала ,  что в 1952 году  оплачиваемый декретный отпуск до родов и после родов составлял всего 56 дней.
 И только в 1956 году послеродовой декретный отпуск увеличили до 3 - х месяцев,  но оплачивали  по-прежнему только первых  полтора месяца.

Так как наши бабушки жили от нас далеко -  одна на Кубани,  другая  в Ульяновской области , то у родителей другого выбора не было,  как отдать мальчишек в ясли.
Детей в то время в ясли принимали с полутора месяцев.
В обеденный перерыв мама приходила кормить их  грудью и сдаивала  молоко в бутылочки для  промежуточного кормления. Представляю, как  тяжело было грудняткам лежать
туго спелёнутыми,   как маленькие солдатики  (руки по швам) целый день без маминого тепла.

Однажды мама не пришла на кормление. Ребятишки голодные ревут.  Побежали её искать.  В  окно увидели,  что она лежит в комнате  распростёртая  на полу.   Кричали,  стучали в окно и  дверь  -  она никак не реагирует.
Побежали к папе.
Как раз была уборочная  страда. Папа возил зерно с полей на зерноток. Дождались,  когда он приехал на весовую для взвешивания зерна, объяснили ему ситуацию.
Он побежал,  также стучал,  кричал - всё безрезультатно . Затем он выставил раму и  залез в квартиру через оконный проём.
С трудом растормошил  маму. Оказывается она то ли  так глубоко спала,  то ли была в обмороке.   Она долго приходила в себя,  не могла даже понять где она,  и что с ней происходит.

 Думаю, что ничего удивительного нет  в том , что такое произошло с мамой .
Молодая , 27-летняя женщина везёт на себе такой громадный груз : тяжёлая работа агронома  - весь день в поле с людьми,  трое маленьких детей (двое из них груднята),  два раза в день подоить,  и накормить корову,  поросёнка,  которые в  сарайчике в приличном отдалении от дома, натаскать воды из колодца, истопить печь, постирать,  приготовить пищу (жилье  - комната 15 м с печным отоплением в бараке ), дощатый туалет на улице один для всего барака
и так далее , и так далее...
 Похоже мамин организм  не выдержал и по закону самосохранения   просто отключился от такой нагрузки, как перегорают пробки при перенапряжения в сети. 
У мамы  не было сил  даже дойти до кровати -   рухнула на пол...
Вот такая была жизнь у молодой женщины...

Летом рабочий день у родителей заканчивался очень поздно.  А маме после работы надо было провести ещё наряд с руководителями подразделений (разнарядка работ на следующий день),  а папа  (шофёр ) возвращался ещё позже  - или целый день  от зари до зари в поле,  или вывозят лес из-за Суры на пилораму.
Сами грузили бревна на машину. Вот тогда он и сорвал себе спину.
Забирали нас из яслей девочки Валя Нарышева  и  Нина Проничева.  Они жили в нашем бараке.
Я сейчас не помню и не знаю -  девочки сами вызвались помогать, или их попросили родители. А  может это было пионерское поручение?
Но факт такой в нашей жизни был.

Девчонкам было лет по десять.  Они носили мальчишек из садика на руках  и перепирались у кого ноша тяжелее.  Детских колясок тогда и в помине не было
Дома  они запихивали мальчишек  и меня впридачу  на лежанку русской печи,  которая была обшита со всех сторон вагонкой и закрывали дверку снаружи на вертушку. И  мы в этой клетке дожидались возвращения родителей с работы. Конечно мальчишки были обсиканые -  обкаканые ,  ревели голодные, а я как могла их развлекала   -  засовывала пустышки в рот, поила водичкой из бутылочки.

Мама возвращалась с работы и для неё начиналась круговерть домашних дел...

Бедная,  бедная мамочка!
 Как мало она отдыхала в своей земной жизни...

Я подробно описала жизнь моей мамы,  но думаю,  что так жили все женщины нашего посёлка,  а по большому счёту всей нашей страны в те  далёкие тяжёлые годы.
Они делали всё возможное и  невозможное,  чтобы поднять своих детей на ноги.

Ноябрь 2021 г


Рецензии