Волчонок. Глава 2

Запах гари Илья почуял в морозном воздухе задолго до деревни. Остановился, легонько повел носом. Странно, сугробы по пояс, лесного пожара не должно быть, а от костров, да печных труб не может быть такой вонищи.

Волчонок встряхнул тяжелый мешок с пушниной и побежал на лыжах в сторону селения. Снежная круговерть не прекращалась, передвигаться по целине в густом лесу было нелегко, но мысль, что случилась беда с односельчанами подстегивала парнишку.

Вот и последний перелесок. Запах усилился. К нему добавилось воронье карканье и стрекот сорок. Точно, что-то случилось. Илья не стал сразу выскакивать на открытое место, остановился за кустами на опушке леса.

Деревни не было. На месте до половины занесенных снегом неказистых избушек лесных жителей дотлевали обгорелые остатки. Никакого движения на пепелище, только воронье, да сороки.

--------------

Ванька Сиплый десять лет отходил с дружиной великого князя угорского. Воин он был так себе, не из первых, но и за спины других не прятался. Изрядно поднаторел в воинской науке за это время. Может это и помогло ему в последнем походе.

Еще летом в составе большой дружины отправился пограбить финские земли. Шестьсот дружинников на тридцати ладьях под предводительством главного воеводы Всеслава пересекли великое озеро и ранним теплым утром внезапно напали на небольшую финскую крепость.

Городок только просыпался, но ворота были уже открыты. Первые торговцы и окрестные крестьяне стремились занять места на рынке. Когда же увидели внезапно появившиеся из густого тумана ладьи с воинами, толпой ломанулись в крепость. В воротах образовался людской затор, на плечах которого и прорвались в город пришлые.

Началась резня. К полудню городок был полностью в руках завоевателей. Все более - менее ценное тащили на городскую площадь и складывали в огромные кучи. Жителей сгоняли в загоны для скота на рынке, рабы тоже были в цене.

Людские стоны и гарь от пожаров не давали нормально дышать, но завоеватели не обращали на это никакого внимания.

Потом началась дележка добычи. Княжью долю, в которую входило все самое ценное откладывали отдельно, сразу паковали в тюки и грузили на ладьи. Туда же загоняли рабов. Когда погрузка была закончена, корабли в сопровождении части войска отправились в обратный путь.

Оставшиеся заночевали здесь же в полусожженном городке. Всю ночь были слышны крики насилуемых женщин и пьяные вопли завоевателей.

Утром войско покинуло разграбленный и полусожженный городок и двинулось вглубь карело-финской территории. Удачный поход продолжался пару недель. Разграбили еще два городка, да попутно несколько небольших поселений.

Изрядно груженые добычей они попали в засаду на берегу небольшой речки Чоги. Река была не очень широкая, но глубокая. Стремительные воды пробили себе путь среди каменистых высоких склонов и бежали сквозь лес и болота к великому озеру.

Дорога вывела воинов на небольшой заливной луг к разрушенному мосту. Справа и слева - топкие болота. Когда все войско втянулось на луг, дорогу сзади перегородили карело - финны, превосходящие их количеством в три раза. За рекой тоже поднялись в полный рост вражеские лучники. Пока строились в боевой порядок, тучи стрел затмили дневное солнце.

Воевода Всеслав собрал уцелевших в боевую черепаху и дал команду прорываться назад по дороге. Сеча была жаркая. Клином прорвались через боевые порядки противника, но это были сущие единицы от былого воинства.

Их гнали и убивали вплоть до темноты. И только ночью удалось оторваться от неприятеля. Пришлось сойти с проторенной дороги и углубиться в лесные дебри. От всего войска остался десяток воинов. И так уж получилось, что самым опытным из них был Ванька Сиплый. Он и стал вожаком теперь уже не воинского подразделения, а небольшой шайки лесных разбойников.

Устроив пристанище в самой глуши леса они только изредка выходили на большую дорогу, устраивали засады на одиноких путников и небольшие обозы. Добычи с них почти не было, но продовольствие было необходимо. Чтобы себя не рассекретить в живых не оставляли никого. Лошадей уводили на базу, разгруженные телеги сбрасывали в топкое болото. Шел обоз по дороге и пропадал бесследно, не дойдя до места назначения.

Такая стратегия позволила залечить раны и продержаться до первых морозов. Как только лед сковал реки и болота решили двигаться на родную сторону в обход великого озера.

На втором месяце пути усталые и оголодавшие вышли к большому поселению вепсов. До этого им встречались только одинокие заимки охотников и рыбаков.

Мирные вепсы приняли путников спокойно и благожелательно. Накормили, напоили местной бражкой, отвели место для отдыха. Ванька Сиплый случайно увидел схрон с пушниной, приготовленной для торга с купцами. И не смогла его грабительская душа устоять перед соблазном разбогатеть.

Когда вепсы улеглись спать, разбойники попарно разошлись по избам. Резали тишком ножами, рубили мечами. В живых не оставляли даже стариков и грудных младенцев.

С рассветом тронулись в путь. Лошади тащили за собой волокуши с богатой добычей. Меха, мед в сотах, даже вяленая и мороженная рыба - все было упаковано в тюки.

За спиной догорала вепская деревня.

-----------;--

Волчонок бродил по сожженному поселению, и слезы ярости застилали его глаза. За что убили его родичей? Что за зверье побывало здесь?

- Нет, такого прощать нельзя! Отомщу! - только одна мысль билась в его голове.


Рецензии