Своя земля

               
   Любил Михалыч апрель. В это время  часто бывают солнечные денечки. Холода отступают и земля -матушка просыпается от зимней стужи. Из теплых краев возвращаются птицы, особенно приятно смотреть, как деловито обустраиваются грачи и скворцы. Чистят старые гнезда, таскают к себе сухие веточки, траву. Снег уже почти повсеместно сошел и только грязные лоскутки его остались на склонах небольших холмов и в лесу.С утра Михалыч поработал на пасеке, а когда солнце поднялось и стало греть землю, он решил сходить в лес, а заодно посмотреть свой участок земли, не пора ли там по сырой земле покидать семена трав, чаще всего он сеял донник , они не прихотливые, нормально всходят и когда он зацветет, пчелы аж гудят на беленьких цветках этого растения. Когда цветение заканчивалось, то Михалыч эту траву скашивал на сено буренке. Сперва Михалыч завернул в сосновый бор. В нем нет прошлогодней травы и кустарника, можно свободно ходить между деревьями и любоваться их красотой. Мощные прямые стволы убегали ввысь, а еще в лесу стоял такой густой запах хвои, казалось что его можно не только вдыхать , а можно брать руками. К сожалению, нечего нет вечного и эти могучие деревья с годами усыхают и затем падают. Михалыч присел на ствол такого дерева. Сколько лет стояла эта сосна, Михалыч прибегал сюда мальчишкой и всегда возле нее собирал рыжие лисички. Тишину леса нарушали скрип деревьев, да  дробь дятла, который деловито долбил кору старого дерева. Отдохнув, Михалыч пошел к опушке леса, далее находилось его поле, где он косил сено, вывозил сюда ульи во время медосбора. Когда вышел из леса, то увидел на поле кучи хлыстов. Ими был завален почти весь его участок. Бригада мужиков  бензопилами крежевала эти хлысты и грузила на лесовозы. От тракторов и машин оставались глубокие колеи, заполненные талой водой.
   -Боже мои, что они сделали с моей землей?-  тяжко вздохнул Михалыч и схватился за сердце, оно страшно заныло, что трудно стало дышать,  присел на ствол  сосны и начал растирать грудь. К  нему подошел высокий мужик и присел на корточки:
   -Николай Михайлович, вам плохо, может позвонить и неотложку вызвать?
   -Погоди, Гена, сейчас отойдет. Что вы тут делаете?
   -Как что? Видите сперва лес валили, затем трелевали, а сейчас, раскряжевкой заняты, да погрузкой, надо спешить, а то закроют дороги.
   -Это я все вижу, Гена, только вот зачем сюда бревен натаскали?
   -А куда их таскать? Рядом делянка, опушка леса и поле, пустое и дорога есть не нужно ее строить.
   -А поле чье?
   -Да ничье.
   -Гена, не говори ерунды. Ты прекрасно знаешь, что это моя земля, ведь сам колышки забивал, вон они стоят.
   -Николай Михайлович, да земли - то здесь сколько хочешь , коси, где хочешь, вся она пустая.
   -Нет, Геннадий,не вся пустая, моя ухожена, видишь не одной кочки нет, вы что с ней сделали, как варвары, загадили, изрезали тракторами. Как я буду здесь косить?
   -Ну, возьмете эти колышки перебьете вправо или влево, как угодно, и вопрос  решен.
   -Нет дорогой, не получится. Там чужая земля и она мне не нужна. Лучше скажи, чья инициатива была  устраивать здесь бардак, твоя, как бригадира, или Петра?
   -Я ,конечно, сперва был против, но Петр Иванович настоял. Да видите, это самая удобная площадка, если таскать на ту сторону леса, то это крюк километров пять будет, да и мостик там дряхлый, сразу под лесовозами обвалиться, так что думали  и гадали,другого варианта нет.
   -Варианты, милый ты мой, всегда есть, могли бы придти, спросить разрешения, ведь к тебе в дом никто не вваливается в грязных сапогах, а здесь, что можно?
   -Ну понятно, Николай Михайлович, бревна увезем, мусор сожгем и все.
    -Нет, дорогой, поступим так. Все убираете, поле пашете, культивируете и засеваете травой. тогда и разговор о нем больше не ведем.
   -Да у нас нет такой техники и не умеем мы это делать, колышки перебить, я могу хоть сегодня.   
   -Больше говорить и советовать я не буду, этим делом займутся органы.
В это время подъехал Уазик и из него вышел Петр Иванович - директор лесхоза, увидел что мужики стоят, сразу перешел на повышенный тон:
   -Что мужики за базар ? Время в обрез, давайте грузите, а то дороги закроют.
   -Работаем, работаем, да вот Михалыч пришел, претензии высказывает, что землю испоганили.
   -Он пенсионер, пусть сидит дома, не сует нос куда не  надо, а ненароком и прищемим.
   -Ой, Петр Иванович, зачем же так хамить - то, оскорблять, ведь извиняться придется, я хамоватых людей не очень уважаю.
   -А мне ваше уважение, как зайцу стоп сигнал, грузите мужики, чего с ним базарить.
   -А придется мил человек, сам знаешь, что я не любитель щеку подставлять.
Домой Николай Михайлович пришел расстроен. Татьяна заметила это сразу:
   -Николай, что случилось на тебе лица нет?
   -Да нечего, мелочи, настроение испортили.
   -Да знаю я твои мелочи, вот выпей моей настоечки, напряжение снимет. Так что же тебя так огорчило?
   -Знаешь наш покос, хорошее поле было?
   -Конечно хорошее и что пропало оно что ли?
   -Хуже. Его так тракторами испоганили, что в сапогах по нему не пройти.
   -Какие трактора, Николай, на всю округу один найдешь и баста.
   -Нашлись, Танюша, лесники из делянки хлысты таскали, а  сейчас там склад бревен. Где на свою Дуньку косить будем?
   -Да не переживай, накосим, все поля пустые.
   -Ох, и ты мне эту песню поешь. Поля пустые, покоса всем хватит. Понимаешь, Татьяна, мне чужого не надо, но и за свою землю стоять буду. Почему такая разруха?  Почему земля зарастает кустами? Да потому, что для многих она чужая или просто точка на карте. Если к ней отнестись по -отечески, то не будет она чужая, а будет кормилица. Как наша Дунька, ухаживаешь за ней, лелеешь, она молочком тебя балует.
   -Ну не знаю чем тебе помочь? Знаю, что убиваться не следует, инфаркт получишь и земля никому не нужна будет.
   -Знаю, Танюша. Здесь ты права. Нельзя нюни пускать  и отступать тоже нельзя. Я так думаю, поле они мне приведут в порядок, так как за мной правда.
   На следующей неделе Михалыч уже был в кабинете главного землемера района, но разговора не получилось. Землеустроитель заверил разобраться и попросил лучше не ссориться, а все решить по-любовно.  Сразу стало ясно, что здесь правду не найдешь. Это не опечалило Николая Михалыча, а наоборот лишь подстегнуло к более решительным мерам, а каким?Понятно, что простые чиновники здесь не помощники, юристы вряд ли за это дело возьмутся - нет навара, а раз поживиться нечем, то зачем воздух сотрясать. Выходит нужно смириться, извинения у Петра  Ивановича попросить, мол погорячился, ваша правда. Но так поступить мог кто угодно, но не Иванов и Михалыч перебирал варианты как заставить лесников не только признать свои ошибки, но и навести порядок на его участке земли.
   -Мне одному этот камень не сдвинуть, - сказал Михалыч сам себе,- нужно искать помощников.  И здесь он вспомнил про старого друга, журналиста, который жил в соседнем районе.- Поеду-ка я к нему и вместе покумекаем, как этот узелок развязать.
   Друг сразу все понял, почесал затылок и улыбнулся:
   -Вчера президент страны призывал россиян бережней относиться к земле, я сейчас позвоню своим коллегам на телевидение, а ты езжай туда и поведай свою историю с землей и как кое кто относится к ней. Это же горячий блинчик для ребят.
   Расчет оказался верным. Михалыча приняли, выслушали и затем вместе поехали на поле, то самое, где еще гудели трактора, кромсая землю стальными гусеницами. Молодые ребята увидели месиво из грязи и их это сильно поразило. Они прыгали с кочки на кочку и старались как можно ярче выразить все увиденное на камеру. Михалыч стоял на кромке поля и комментировал ситуацию. На прощание журналисты поблагодарили пенсионера за подсказанную тему и заявили, что поддержат его в этой борьбе за сохранность земли русской и заверили, что приедут еще раз, чтобы узнать как лесорубы приведут в порядок этот участок поля. А вечером снятый репортаж уже был показан по телевидению на всю область. Для многих это было шоком. Михайлычу посыпались звонки. Кто-то поддерживал его за инициативу, другие  были на стороне лесорубов. Местные чиновники эту зуботычину проглотили молча. А вот когда Михалыч, уже второй раз пришел в суд, там встретили его не скажем , что с радостью, но относительно сдержано и все документы по иску к лесничеству приняли без волокиты.
   Дома Татьяна с укором спросила мужа:
   -Коля, а зачем ты в суд на лесников подал?
   -Танюша, ты разве не знаешь Петра. Он хороший исполнитель, если последует команда сверху все исполнит как надо, а если говорят чином ниже. то он выслушает и  забудет, таков у человека характер, он надеется, что пошумят и забудут об этом случае. А здесь решение суда и хочешь или не хочешь, а выполнять надо.
   -Ну дай бог, чтобы на этом вся история с землей закончилась.
   -Я тоже на это надеюсь.
   Как-то вечером Михалыч проходил мимо конторы лесничества и из открытого окна его окликнул Петр:
   -Николай Михайлович, зайдите на минутку.
   -Пожалуйста, мне не трудно. Что еще стряслось?
   -Да в принципе нечего, просто хотел поговорить.
   Иванов зашел в кабинет к директору, тот достал чашки , чайник и предложил за чайком поговорить.
  -Видите ли, Петр Иванович, я плохой специалист по лесным делам, в лес-то хожу на охоту, да по грибы и ягоды.
   -Это я все знаю, я хочу к твоей земле вернуться, может по- мирному договоримся, мы тебе пару машин дровишек подвезем, с поля мусор уберем, грейдером поле поравняем  и будет травка расти?
   -Нет уж Петр Иванович, все сделаете, как надо и торговаться я не хочу.
   -А если нечего не сделаем, что снова в суд побежишь?
   -Я, в отличии от других, никогда не бегаю. Побежите вы ,уважаемый, опять захотите мириться, помните, тогда придется не только поле восстанавливать, но  и за кое - что еще платить и так как вы директор, платить придется из собственного кармана, поверьте мне, это будет солидная сумма. Так уж уважаемый лучше все сделать сейчас и тогда по-мирному разойдемся.
   -Упрямый человек вы, Николай Михайлович, трудно такому жить.
   -Может быть. Весь вопрос в том, что отстаиваешь. Многие люди за правду погибали, видимо дорогой, Петр Иванович, у вас в школе по истории плоховаты оценки были, да ладно, вам с этим жить.
   Прошел месяц. Майское солнце быстро согревало землю. Березовые почки набухли и из них показались первые листочки зелени. Михалыч решил наведаться в свое поле, посмотреть, что там сделано или вообще нечего не делается. Земля подсыхала, а на склонах косогора сквозь серую листву пробивалась зелень и все это радовало старого пчеловода. А вот и поле. На общем фоне пожухлой травы, резко выделялся квадрат черной земли. Поле было вспахано, аккуратно закультивировано, засеяно и прикатано катками . Выглядело ровным и чистым, никаких следов от свалки не осталось. Михалыч взял горсть земли, размял ее и глубоко вздохнул:
   -Не совсем  исчезла у людей любовь к земле. Ведь привели поле в порядок, а я в это уже и не верил. - И здесь он увидел на другой кромке фигуру человека, присмотрелся и узнал - это был тракторист лесхоза Геннадий. Он увидел хозяина поля, широко улыбнулся:
   -Николай Михайлович, ну как ,поле принимаете?
   -Здравствуй, Гена, твоя работа?
    -Да, моя, правда малость ребята помогли, семена раздобыли.
   -А руководство лесхоза помогло?
   -Ой, да и только,- вздохнул Геннадий, - Технику разрешили взять, да горючкой помогли, а то, что пахали, культивировали, мусор убирали, все это за свой счет.
   -Спасибо Гена, почему-то я думал, что в тебе проснется любовь к земле, если бы этого не случилось, то виноват в этом был бы только я, твой бывший учитель, что не привил эту любовь.
   -Почему это бывший, вы и сейчас мой учитель и наставник и я не в обиде, что вы мне говорили, когда в первый раз пришли на поле. Наверняка было бы хуже, если бы махнули на землю рукой.
   -А сейчас-то в поле что делаете?
   -Да понимаете, Николай Михайлович, остались здесь чурки от бревен, так я решил вам сделать столик и скамеечку, чтобы могли не только стоять, но  и посидеть на природе, пойдемте я вам покажу.
   На краю поля действительно стоял столик и очень удобная скамеечка. Мужчины присели и молча смотрели как весна набирает силу,  с неба лилась звонкая песня жаворонка.
   -Гена, а тебе не приходила мысль, чтобы тоже взять участок земли и начать хозяйствовать по- настоящему.
   -Приходила, скорее всего так и сделаю.
   -Тогда я не один, а вместе будем отдыхать на этой скамеечке.
   -Может быть и так.


Рецензии