Глава 13. Что? Где? Когда? в Евангелии

("Лампы погасли, некоторое время была тьма, и издалека в ней слышался нервный тенор, который пел "Там груды золота лежат и мне они принадлежат!" - М.А.Булгаков, "Мастер и Маргарита", глава "Сон Никанора Ивановича", это из Пиковой дамы)

***

В прошлых частях мы выяснили, что глава "Сон Никанора Ивановича" в романе "Мастер и Маргарита" обыгрывает евангельскую притчу о талантах из 25 главы Евангелия от Матфея. Это глава, которая как и 24 глава рассказывает о Судном дне. Людям даются деньги (таланты), которые они могут приумножить или закопать в землю. В конце ведущий посмотрит кто сколько заработал. Логично, что в конце игры победитель заберет то, что проиграли другие.
Мы также видели, как в этой главе зашифрована игра "Что? Где? Когда?".
Раз уж притча о талантах отсылает нас в главы 24-25 Евангелия от Матфея, могут ли эти главы ответить на эти 3 вопроса про Судный день?
Что? Где? Когда?

Посмотрим.

"Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?"

***

ЧТО?

"Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней...
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои".

***

ГДЕ?
"Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи;те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы".

***

КОГДА?

"От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

....

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка;к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, ка;к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет".

***

Но почему такая рекомендация, - при виде мерзости запустения бежать из города и даже не возвращаться?
Попробую ответить.
Мы изучаем главу "Сон НиКАНОРа Ивановича", которая отсылает нам к притче о Судном дне в Евангелии.
Теперь сыграем в Кроссворд ("слова крест-накрест").
Сон Сары КОНОР и Судный день - это из фильма Терминатор. Этот знаменитый сон снится Саре Конор в психушке. Там же, в психушке спит Никанор Иванович.
Он тоже босой, как и Сара Конор, также кричит, проходя по коридорам. Ему, как и Саре Конор сделали успокоительный укольчик, и он теперь спит.
И все это было бы слишком незначительным совпадением, если бы в рассматриваемой главе Канавкин не ЗАСБОИЛ.
"— Ну ладно, — смягчился артист, — кто старое помянет... — И вдруг добавил неожиданно: — Да, кстати: за одним разом чтобы, чтоб машину зря не гонять... у тетки этой самой ведь тоже есть? А?
 Канавкин, никак не ожидавший такого оборота дела, дрогнул, и в театре наступило молчание.
 — Э, Канавкин, — укоризненно-ласково сказал конферансье, — а я-то еще похвалил его! На-те, взял да и ЗАСБОИЛ ни с того ни с сего! Нелепо это, Канавкин! Ведь я только что говорил про ГЛАЗА. Ведь видно, что у тетки есть. Ну, чего вы нас зря терзаете?".

***

Теперь посмотрим на рентгеновское зрение ведущего.
"Ведущий программу уставился прямо в глаза Канавкину, и Никанору Ивановичу даже показалось, что из этих глаз брызнули лучи, пронизывающие Канавкина насквозь, как бы РЕНТГЕНОВСКИЕ ЛУЧИ. В зале перестали дышать.
 — Верю! — наконец воскликнул артист и погасил свой взор, — верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!"

***

Теперь посмотрим, что там спрятал Канавкин.
 "Произнеся, и с большим жаром, эту очень убедительную речь, артист ласково осведомился у Канавкина:
 — Где же спрятаны?
 — У тетки моей, Пороховниковой, на пречистенке...
 — А! Это... постойте... это у Клавдии Ильиничны, что ли?
 — Да.
 — Ах да, да, да! Маленький особнячок? Напротив еще палисадничек? Как же, знаю, знаю! А куда ж вы их там засунули?
 — В погребе, в коробке из-под Эйнема...".
Посмотрите 45 минуту фильма "Терминатор. Судный день", что там в коробке...


Рецензии