Глава 17. Великая Отечественная война в романе МиМ

Глава 17. Великая Отечественная война в романе МиМ

Тема Великой отечественной войны красной нитью проходит через весь роман "Мастер и Маргарита".
Я лишь пройдусь по основным моментам. Как и в случае с Парадом Победы на главной площади Ершалаима, вы ничего не поймете, если не осознаете, что Ершалаим это Москва.

****

1. Блицкриг.

В начале посмотрим главу 2 "Понтий Пилат" и найдем там пророчество Пилата:

"Вспомни мое слово, первосвященник. Увидишь ты не одну когорту в Ершалаиме, нет! Придет под стены города полностью легион ФУЛЬМИНАТА, подойдет арабская конница, тогда услышишь ты горький плач и стенания".
Поясню.

ФУЛЬМИНАТА - переводится как МОЛНИЕНОСНЫЙ. Это отсылка к тактике блицкрига, которую использовали немецкие войска. Знаки молний также носили войска СС, впрочем как и Римские солдаты.

****

2. Операция "Тайфун"

Теперь посмотрим на картину бомбардировки Москвы. Описание страшного урагана, сотрясавшего Москву. Прожектора, тянущие руки в небо. Храм, то появляющийся, то исчезающий во вспышкам взрывов. При этом напоминаю, что битва за Москву на западе известна как операция "ТАЙФУН". Именно этот отрывок перечитывает Маргарита, сидя со слезами на глазах в своей темной комнате.
Следующий отрывок - это начало главы 25 романа "Мастер и Маргарита":

"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и ОТДАВАЛА ТОЛЬКО СВЕТ. Лишь только дымное черное варево РАСПАРЫВАЛ ОГОНЬ, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался ГРОХОТОМ КАТАСТРОФЫ.

Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, ПРОСТИРАЯ К НЕМУ РУКИ. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда ГРОЗА перешла в УРАГАН. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, ПОХОЖИМ НА ПУШЕЧНЫЙ, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. УРАГАН ТЕРЗАЛ САД".

****

3. Голгофа и Лысая гора под Ленинградом

В это самое время неподалеку на русской Голгофе в двойном оцеплении войск казнимые умирали от жажды. Их и солдат питал только маленький ручеек жизни, о котором и написал Левий Матвей в своем дневнике.
Я искренне надеюсь, что вы хотя бы мельком читали Евангелие и догадываетесь, что М.А.Булгаков не описывает казнь Христа. Если так, то автор является редкостным чернокнижником, так как в этом описании в сравнении с Евангельским описанием все перевернуто кверху ногами. Кроме того, непонятно, куда делся народ, и почему казнимых на горе охраняет двойное кольцо солдат. Которые во время грозы бросили трупы и покинули место казни. Так что поиском раненных занялся Левий Матвей, который прятался в ущелье.
Строго говоря, бой за Лысую гору (рядом с Красным селом) был одним из решающих моментов перед прорывом блокады Ленинграда.

****

4. Могила неизвестного солдата

Что касается Маргариты, которая символизирует в романе Россию, то она появляется в главе "Маргарита" (сюрприз). В начале со слезами на глазах в своей темной каморке она читает те обожженные огрызки писем, которые остались от ее любовника. В этих письмах опять приводится описание страшного урагана над Москвой. Прожектора тянут руки в ночное небо. Храм мерцает во вспышках ночных бомбардировок.
Ничего интересного в этом бы не было, если бы после этого Маргарита не отправилась бы именно в Александровский сад (вообще-то там находится могила неизвестного солдата). В годовщину памяти мастера. Нужно отметить, что у этого мастера нет имени. Его имя в романе остается неразъясненным. И надо же было такому случиться, что этот день памяти мастера совпал с каким-то народным праздником-похоронами.
После этого Маргарита оказывается в Александровском саду, где наблюдает какие-то странные похороны. Медленная процессия с гробом на открытой машине и и венками. Но дело в том, что у покойника пропала голова. А без головы останки очень сложно идентифицировать. Так что, кого хоронят, не совсем понятно.
"— Да, — продолжал неизвестный гражданин, — удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда девалась его голова!".
В общем эта процессия потеряла голову. Как они потеряли голову непонятно.
Остается только прочувствовать настроение Маргариты, любовник которой пропал без вести.
"— Но вы что-нибудь знаете о нем? — моляще шепнула Маргарита.
 — Ну, скажем, знаю.
 — Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.
 — Ну, жив, жив, — неохотно отозвался Азазелло.
 — Боже!".
И конец главы.
"— Ба! — вдруг заорал Азазелло и, вылупив глаза на решетку сада, стал указывать куда-то пальцем.
 Маргарита повернулась туда, куда указывал Азазелло, но ничего особенного не обнаружила. Тогда она обернулась к Азазелло, желая получить объяснение этому нелепому "ба!", Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез."

***

Что там увидел Азазелло и что за нелепое "ба!", почему процессия потеряла голову, что за пародия на крестный ход, и кого хоронили без головы в Александровском саду, вы можете узнать посмотрев концовку фильма "Летят журавли".
Посмотрите концовку начиная с фразы: «Это все ОТ СЧАСТЬЯ ГОЛОВУ ПОТЕРЯЛИ».
Тем не менее, было бы неплохо, если бы в этом отрывке оказался "КОТЕЛОК", упоминание "ОГНЯ" и что-нибудь ПОЛОСАТОЕ.
Посмотрим внимательно.
"Сосед этот оказался маленького роста, ПЛАМЕННО-РЫЖИЙ, с клыком, в крахмальном белье, в ПОЛОСАТОМ добротном костюме, в лакированных туфлях и с КОТЕЛКОМ на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.

****

5. Минута молчания. Что-то с памятью моей стало....
И наконец посмотрите главу "Нехорошая квартирка". Обратите внимание, как квартирка каким-то мистическим образом опустела.
После этого автор описывает поминки Берлиоза.

1) Степа просыпается и видит Воланда. Ужасная боль в голове. Он выпивает с Воландом, не чокнувшись. Воланд даже закусывать не стал. Почему-то весь в траурном, в черной одежде. Кого они там помянули? Берлиоза что-ли?

2) Зачем слова Воланда: «Ни слова больше!»? Почему нужно было помолчать?

3) Степа вспоминает, что пообещал обязательно вернуться к какой-то даме. Держал салфеточку зачем-то. Настаивал, что придет. Что за дама? И салфеточка зачем?

4) А почему Степа думает о каком-то расстреле? Он-то тут причем?

5) А почему Степа простонал имя своего друга, - а в ответ ТИШИНА? Как у Высоцкого? Вот отрывок.

«….никакого пирамидону у Груни, конечно, нету. Пытался позвать на помощь Берлиоза, дважды простонал: "Миша... Миша...", но, как сами понимаете, ОТВЕТА НЕ ПОЛУЧИЛ. В квартире стояла полнейшая ТИШИНА».

6) Теперь САМОЕ ВАЖНОЕ.
«— Через полчаса, — ответил Степа и, повесив трубку, сжал горячую голову руками. Ах, какая выходила скверная штука! ЧТО ЖЕ ЭТО С ПАМЯТЬЮ, ГРАЖДАНЕ? А?

Ничего не напоминает? Это фраза из фильма «Минута молчания» из всем известной песни «За себя и за того парня…» (ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО). В этом всем известном фильме, простой паренек Сергей бегает и весь фильм пытается узнать ФАМИЛИЮ бойца, похороненного в неизвестной могиле. Это было непросто.

Еще раз. Нужно было узнать фамилию.

7) Но проблема даже не в этом. Дело в том, что Воланд говорит Степе о том же самом. Тот никак не может вспомнить его фамилию.

«Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.
— Как? ВЫ И ФАМИЛИЮ МОЮ ЗАБЫЛИ? — тут неизвестный улыбнулся».

Это было в начале главы. А теперь ближе к концу.

«Вчерашний день, таким образом, помаленьку высветлялся, но Степу сейчас гораздо более интересовал день сегодняшний и, в частности, появление в спальне неизвестного, да еще с закуской и водкой. Вот что недурно было бы разъяснить!

— Ну, что же, теперь, я надеюсь, ВЫ ВСПОМНИЛИ МОЮ ФАМИЛИЮ?
Но Степа только стыдливо улыбнулся и развел руками».

8) И это не самая большая неожиданность. Слова песни идут так: «Что-то с памятью моей стало. Все, что было не со мной помню…».

И вот пожалуйста. Степа вдруг вспоминает, как Берлиоз попал под «трамвай»:

«Тут он взглянул на дверь в кабинет Берлиоза, бывшую рядом с передней, и тут, как говорится, остолбенел. На ручке двери он разглядел огромнейшую сургучную печать на веревке. "Здравствуйте! — рявкнул кто-то в голове у Степы. — Этого еще недоставало!" И тут Степины мысли побежали уже ПО ДВОЙНОМУ РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ, но, как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону и вообще черт знает куда. Головную Степину кашу трудно даже передать».

9) И это не самое большое совпадение. Дело в том, что в фильме «Минута молчания» есть ключевой момент, где фриц разрывает на КУСКИ фотографию погибшего воина. Этот момент повторяется в фильме.

«Да, вчерашний день лепился из КУСОЧКОВ, но все-таки тревога не покидала директора Варьете».

10) А теперь та самая песня, "Что-то с памятью моей стало...".
Припев:
"А степная трава пахнет горечью.
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы (Степа проснулся) — и грохочет (Степе мерещатся какие-то удары молнии) над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны".

****

6. Смертью смерть попрать.

"— Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской".

Стоит ли продолжать эту историю? Пожалуй, что да. Но будет ли это кому-то интересно. Вот вопрос.


Рецензии