Волшебный топорик

Александр Козлов 11 - http://proza.ru/avtor/justissaha

Жили-были старик со старухой. И было у них три сына, двое старших уже взрослые, мужики почитай, а младший, Федька, совсем юнец ещё. Но вот умерла старуха, да и сам старик захворал. Говорит он сыновьям: «Решил я при жизни поделить меж вами наследство, чтобы вы после моей смерти не переругались. Но прежде хочу услышать ваши пожелания».
Старший говорит: «Хочу в купцы податься. Отпиши мне дом, я здесь продуктовую лавку открою».
Средний говорит: «Хочу конюшней владеть. В ямщики пойду, а конюшню в ям почтовый оборудую».
А младший сын, скромно опустив голову, говорит: «А я хочу твоему мастерству выучиться, плотником хочу стать. Подари мне свой топор».
Старик выслушал всех и говорит: «Пусть будет по-вашему! Владейте имуществом, так как пожелали, и живите в дружбе и согласии».
Вскоре умер старик. Старшие братья, похоронив отца, тут же поделили всё между собой. А младшему дали отцов топорик: «Вот твоя желанная доля наследства. Ты её сам выбрал. Бери топор и ступай на все четыре стороны!» И выставили отрока за ворота, сунув ему в руки котомку с караваем хлеба, солонкой и кувшином молока. Федька сильно и не расстроился, братья его и раньше не жаловали, а теперича точно житья не дадут.
Заткнул Фёдор топор за кушак, повесил котомку на плечо, да и пошёл, куда глаза глядят. Вот привела дорога его в дремучий лес, страшно стало Фёдору. Надо, думает, взять топорик, и палку крепкую срубить на посох, чтобы от зверья, если что, отбиваться. Только подумал, слышит за спиной чуднОй голосок:
- Будет исполнено, хозяин!
Топор зашевелился, из-под кушака выскочил и, давай близлежащую берёзку рубить, только щепки во все стороны полетели. Не успел Фёдор и глазом моргнуть, как в его руках оказался красивый посох с массивным резным наконечником в виде совы. А сова-то - как живая, Фёдору даже показалось, что она крыльями взмахнула, сложила их и замерла. А топорик тут же вернулся на место за кушак.
- Чудеса, - воскликнул Фёдор. Он вытащил топорик из-за спины, посмотрел на него со всех сторон и спросил:
- Ты что, волшебный?
- Да, - ответил топорик. - Я принадлежал твоему отцу, а теперь ты мой хозяин!
- И ты будешь выполнять все мои желания? - спросил юноша.
- Ну не все, а только те, которые касаются моей работы. И можешь вслух не говорить, только подумай обо мне и мысленно произнеси фразу: «Топорик, надо сделать это и то», и я исполню.
- Так это ты в плотницком ремесле отцу помогал?
- Отец твой сам отличным мастером был, ну и я помогал ему, конечно. И тебе буду помогать, ты только из рук меня не выпускай и думай о том, что хочешь сделать, а я уж сработаю все в лучшем виде.
Подивился чуду Фёдор, убрал топор за спину, и только собрался тронуться дальше, из кустов выскочили разбойники. Окружили Фёдора, вилами в него тычут, котомку его требуют. «Эх, - думает парень. - Сейчас топориком порубить бы черенки вил, да ремни, которые портки держат, вот тогда бы я с ними справился». А топорик тут как тут, меж разбойников порхает, тяп-ляп по вилам и по брючным ремням, да так точно, что все портки ниже колен съехали. Разбойники опешили, оружия лишились, в портках запутались, попадали. Встали перед Фёдором на колени, прощения просят, мол, чёрт попутал: «Не губи, мол, выкуп заплатим, есть золотишко».
- А если есть золото, так что же вы на простых людей нападаете? - спрашивает Фёдор.
- Дак, есть хочется, что делать - не знаем, атамана нашего недавно убили. Будь нашим атаманом! - запричитали разбойники, стоя на коленях, колпаки поснимали и кланяются. Отказался Фёдор быть атаманом, поделился хлебом и пошёл своей дорогой.
Долго ли, коротко ли он шёл, пришёл в город и подрядился учеником к мастеру, строившему терем местному боярину. Заметил мастер, что у Фёдора плотницкие работы получаются лучше, чем у него самого: и брёвна ложатся плотнее, и резьба интереснее, и узоры красивее. Зависть его заела, да и опасаться стал, вдруг боярин заметит, что ученик способнее учителя, и назначит его главным на стройке. Стал он подумывать, как избавиться от Фёдора, и придумал.  Подпилил ночью лестницу на второй этаж, которую Фёдор делал. Утром боярин пошёл по этой лестнице, а она и сломалась, боярина чуть не придавило. Осерчал боярин: «Сгною виновного», - кричит. Фёдора тут же схватили. В пыточную на дыбу, и ну розгами пытать. Специально, мол, плохо сделал! А тот твердит, не моя, дескать, вина. Не поверили, забили Фёдора до потери сознания, да так на дыбе висеть на ночь и оставили.
Ночью Фёдор пришёл в себя, ни рукой, ни нагой пошевелить не может, связан верёвками. «Эх, - думает, - топорик-то на стройке остался, а ведь мог бы освободить меня». Только подумал, а топорик тут как тут. Тяп-ляп, и верёвки перерублены. Встал юноша на ноги, руки потирает, затекли. А топорик дальше путь расчищает, обухом по замку на решётке – хлоп, дверь и открылась. А тут и в соседних клетках проснулись арестанты, видят, Фёдор с топором в руках уходить собрался, просить стали, мол, возьми нас с собой! Освободил Фёдор всех, и убежали они в лес, к разбойникам. А уж те-то как обрадовались, и упросили Фёдора атаманом стать.
В это время царь со свитой и объезжал свои владения. И надо же было так случиться, что именно в этом лесу на него напали басурмане, воины соседнего государства. Разбойники услыхали шум, подкрались к месту боя, видят, басурмане вот-вот царя в полон возьмут. Ну, Фёдор и дал команду: «Бей басурман!» Разбойники с громкими криками бросились в бой, а Фёдор тихонько шепнул: «Топорик, помогай!» В басурман полетели стрелы, копья, вилы. Никто и не заметил, как в этой круговерти топорик крутился среди врагов, рубил вражеские копья, выбивал из рук сабли. У всадников подрезал конскую сбрую, и те попадали на землю. В один миг все басурмане без оружия валялись на земле. Царь был спасён, но, когда увидел вокруг себя банду разбойников, опешил, но, в конце концов, понял, что они спасли жизнь не только ему, но и его дочери, сидящей рядом с ним в карете.
- Какую награду вы хотите получить за моё освобождение? - спросил царь.
Фёдор немного подумал и говорит:
- Разреши нам, великий Царь, в начале дороги, по которой басурмане набеги совершают, городище-крепость построить. Помилуй моих братьев-разбойников, позволь им там себе дом построить, и будем мы усердно службу тебе нести на страже границы Отечества.
Царю очень понравилось это предложение, уж очень беспокоили басурмане, вон, даже чуть в полон его самого не взяли. Позвал он писаря из свиты и приказал отписать на имя Фёдора Охранную Грамоту, и назначил его на должность воеводы. И казначею приказал выдать тысячу рублей на закупку утвари всякой, необходимой для закладки городища. А разбойники и сами подсуетились, басурманских коней пособирали, топорик-то, когда подрезал сбрую, ни одного коня не поранил.
Пока царь с разбойниками уговор вели, царевна в себя пришла, уж очень испугалась она во время нападения басурман, чуть было чувств не лишилась. В шторах щёлочку сделала и подсматривает из кареты. Приглянулся ей Фёдор, аж в сердечке что-то ёкнуло. Да и у Фёдора, при виде бледного личика царевны всё внутри загорелось, затрепетало. Любовь наполнила сердце, но не затмила разум, понимает отрок, где он, а где царевна.
Круто изменилась жизнь разбойников, перестали они скрываться по лесам да болотам. Закупили они все необходимое в ближайшем городке, погрузили на подводы и тронулись в путь. Народ тоже поверил в Фёдора. Лесорубы, печники, пекарь и кузнец, погрузив свои пожитки на телеги, пристроились к его обозу. Фёдор с небольшой группой впереди едут. Где дорогу расширят, где болотину замостят, где мост через ручей построят. Конечно всё не без помощи топорика, но, никто так и не узнал, что топорик волшебный.
Пришли на холм, окружённый с трёх сторон крутым берегом излучины реки. Тут и городище строить решили. Не защищённую рекой часть холма обнесли тыном и рвом, подъёмные ворота сделали, при опускании превращающиеся в мост через ров. Внутри стали дома ставить, кузницу, пекарню. Застучали топоры, завизжали пилы, зазвенела кузница, задымили печи. Фёдор и начальник требовательный и мастер искусный. И дом срубит, и светёлку оформит, и фронтон украсит резьбой. А уж, какие наличники сделает, ну просто сказка! Всех обеспечил жильём. И граница под охраной. Фёдор со своей свитой отбил несколько набегов басурман. Те сразу мира запросили, предложили свои товары на базаре в городище продавать. Царь несколько раз наезжал, был всем происходящим доволен и жаловал Фёдору титул уездного князя.
Слух по Руси пошёл о чудном городище. Потянулись туда и купцы с товаром, и скоморохи с куклами, и крестьяне с продуктами. Прослышали и старшие братья Фёдора, и тоже поехали в новый город дела свои продвигать. Явились на поклон к князю, ан это брат их меньший! Пали на колени, просить прощения. А Фёдор поднял их с колен, обнял и говорит: «Отец завещал нам дружно жить, я зла на вас не держу, обустраивайтесь в моем городе».
Поселил Фёдор братьев в свободную избу, а те и не довольны, сам-то мол в тереме живёт, а мы – в простой избе. Затаили они злобу. А тут и царь с царевной в гости к Фёдору приехали. В княжьих хоромах пируют, с Фёдором речи ведут, а на них - ноль внимания.
Сжигает братьев зависть, сговорились они брата перед царём опозорить. Подговорили пару басурман похитить царевну, мол, большие деньги заработают. Те под видом знахарей на базаре шатёр поставили, внутри обстановку для гадания и ворожбы соорудили, а в народе слух распустили, что могут гадать и будущее предсказывать.
За шатром кибитку крытую поставили, а в шатре потайной выход к этой кибитке сделали.
Гуляла по базару царевна с девками, заинтересовалась знахарями, да и заглянула в шатёр. А мошенники всех из шатра выпроводили, мол, никто не должен знать про будущее царевны, а сами царевну усыпили зельем, в ковёр замотали, через потайной выход в кибитку вынесли и были таковы. Девки ждали-ждали, заглянули в шатёр, а там никого. Шум подняли, а поздно, мошенники скрылись.
Братья сразу к царю, мол, это Фёдор разбойников подговорил! Царь Фёдора в темницу заточил, а свою дружину в погоню за похитителями отправил. Но вскоре те вернулись, никаких следов не обнаружили.
А Фёдор, тем временем, вспомнил о топорике, а он тут как тут. Вырубил решётку на окне. Осторожно прокрался в свой терем, собирается на поиски царевны, думает: «Где искать её?» А топорик ему говорит: «А ты у совы на посохе спроси, она всё знает». Удивился Фёдор, оказывается посох тоже волшебный. Взял он посох в руки, а сова ему: «Иди за мной!»- и полетела.
Привела она Фёдора к сторожке в лесу, а там мошенники царевну и прячут. Освободил он царевну, привёл полонённых басурман к царю, они всё и рассказали. Жадных братьев в темницу бросили. Царь на радостях отдал царевну в жёны Фёдору! Догадывался он об их взаимной симпатии. Любовь как солнышко, кокошником не закроешь! А уж царевна-то как рада была! На свадьбе всё городище гуляло. Даже сам хан басурманский лично молодым подарок привёз! Хотите - верьте, хотите - нет! Чистая правда! Ну какой интерес мне врать-то?

Иллюстрация - https://azbyka.ru/fiction/basnya-krestyanin-i-topor/


Рецензии