Кроссворд по сказу Н. С. Лескова Левша

Представляю вашему вниманию кроссворд на проверку знаний по произведению "Левша". В кроссворде 19 вопросов, которые помогут понять насколько хорошо школьники
ознакомились со сказом.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Как в произведении называют документ (паспорт)?
Тугамент.

2. Что умела делать блоха?
Танцевать.

3. Что лежало на серебряном подносе, который преподнесли англичане Александру Павловичу? 
Блоха.

4. Что пришлось дополнительно купить для блохи?
Футляр.

5. Кто такой Александр Павлович?
Император.

6. С помощью какого устройства можно было разглядеть блоху?
Мелкоскоп.

7. В каком городе жили мастера-оружейники?
Тула.

8. Что увидел государь на ножке у блохи?
Подкову.

9. Как называется страна, в которую направились курьер и Левша?
Англия.

10. Название металла, из которого была сделана блоха?
Сталь.


ПО ВЕРТИКАЛИ:

11. Блюдо, от которого отказался Левша в Лондонской гостинице?
Студинг.

12. Что нельзя было чистить кирпичом?
Ружьё.

13. Из какого города курьер с тульским мастером отправились в Лондон?
Петербург.

14. Как в произведении называется то, что надето на руках у английских девиц?
Ногавочки.

 15. Сколько заплатил государь за блоху?
Миллион.

16. Другое название стальной блохи.
Нимфозория.

17. Как звали мастера, который гвоздики для подков блохи ковал?
Левша.

18. Ездил за границу с Александром Павловичем.
Платов.

19. Было на лице у Левши.
Пятно.



Вот вопросы, кроссворд составь сам..
1.Как назывался музей, который посетил государь с Платовым у англичан? (Кунсткамера)
2. Кучер, сидящий верхом на передней лошади? ( Форейтор)
3. Крестьянская одежда вроде пальто, в которую был одет Левша. (Озямчик)
4. Как в сказке называется Средиземное море? (Твердиземное)
5. В каком городе жил Левша? ( Тула)
Какое учреждение посетили царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии?
6. Что танцевала «аглицкая нимфозория»?
7. В каком виде почудился Левше чёрт в морской пучине?
8. Найдите корень в слове «свистовые».
9. Каких сказочных героев напоминают тульские мастера, подковавшие блоху?
10. Имя какого героя сказа Лескова стало нарицательным?
11. Под чем стоял в кунсткамерах Аболон Полведерский?
12. Как назывались танцевальные движения, которые исполняла аглицкая блоха?
13. Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?
14. На что ложился Платов в минуты досады и трубку курил?
15. Как назывался в английском музее самый большой экспонат?
16. От какого кушанья отказался Левша, заявив: «Это я не знаю, чтобы такое можно съесть»?
17. Что собирались опубликовать англичане, рассмотрев привезённую Левшой стальную блоху?
18. Какая одежда была у пеших полков англичан?
19. Что особенно понравилось Левше в обучении
20.Какой сахар не могли показать англичане царю Александру Павловичу? английских рабочих?

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течение нескольких минут.

Как составить кроссворд по сказу Лескова «Левша» с ответами для 6 класса?
Это произведение стоит в обязательной программе по литературе для учеников шестого класса. Чтобы проверить учеников на предмет внимательного прочтения произведения, учителем предложено сделать по тексту «Левша» кроссворд. Вопрос:

Какие можно составить интересные вопросы по сказу «Левша» — от 10 до 20 позиций?
Написать к ним ответы и приложить заполненную сетку кроссворда?
Благодаря вам перечитала это произведение и заодно составила кроссворд.

Имя(фамилия) донского казака при императоре. (Платов).
Какое оружие забрал адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии? (Пистоля)
Продолжи фразу:"Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не . " (Выдам)
Чем чистили ружья русские? (Кирпич)
Сколько рублей дал Платов Левше? (Сто)
Сколько денег велел дать государь англичанам за блоху? (Миллион)
Какую деталь изготовил Левша лично? (Гвоздики)
Сколько поворотов имел ключ "в пузичке"? (Семь)
Имя попа в Таганроге. (Федот)
Что подарили Левше американцы? (Часы)!

Постараемся учесть в своем кроссворде по сказу о тульском мастере имена и фамилии героев и персонажей второго плана, необычные названия, которые встречаются по всему произведению (по возможности), чтобы показать своей работой, что творение Лескова изучено нами от корки до корки.


Как составить кроссворд по сказу Лескова «Левша» с ответами для 6 класса?
Мы решили остановиться на 20 вопросах, которые у нас получились следующего толка (содержания):

Чье имя не было указано на блохе после работы тульских мастеров — 5 букв?
С кем сравнил донской казак тульского мастера, швырнув его себе в коляску, чтобы отвезти в Петербург — 6 букв?
"Дополнение" к Псалтирю — 10 букв.
Что молча опустил в свой карман Платов — 9 букв?
Какую часть блохи тщательно рассматривал Николай Павлович — 7 букв?
Какой английский секрет вез Левша на Родину — 6 букв?
Что не понравилось русскому мужику в одежде английской барышни — 9 букв?
В чьем кафтане отправился оружейник в Лондон — 6 букв?
Под чем в шкатулке хранилась аглицкая блоха — 5 букв?
Во что был одет Левша, представ перед императором — 7 букв?
Что тульским мастерам служило микроскопом — 4 буквы?
Кому принадлежат слова: "Тут что-нибудь сверх понятия сделано." — 7 букв? (2-й вариант: Кому ходили кланяться тульские мастера перед началом работы?)
Кто в 3 верояции кадриль станцевал — 10 букв?
Чья фамилия оказалась на сгибе замка пистоли — 7 букв?
Кого граф Клейнмихель назвал человеком, имеющим простые чувства — 6 букв?
Где могли устроить русский пересмотр блохи — 9 букв?
Где под балдахином стоял Аполлон — 11 букв?
Что от безотдышной работы в хороминке сделалось — 7 букв?
Что напоминал Левше цвет английской водки — 7 букв?
Кто скончался в Таганроге — 9 букв?
Далее заполняем кроссворд по сказу "Левша" своими ответами

Как составить кроссворд по сказу Лескова «Левша» с ответами для 6 класса?
1 — Левша, 2 — пудель, 3 — полусонник, 4 — мелкоскоп, 5 — пяточка, 6 — кирпич, 7 — ногавочка, 8 — певчий, 9 — кость, 10 — озямчик, 11 — глаз, 12 — Николай, 13 — нимфозория, 14 — Москвин, 15 — Платов, 16 — Сестербек, 17 — кунсткамера, 18 — спираль, 19 — купорос, 20 — Александр.


Урок литературы в 6-м классе. "Н.С. Лесков "Левша"
Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1, слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.
2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1, слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1, слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1, слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1, слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках , бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1, слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1, слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит :»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазёр,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотизёр.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убеждён в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1, слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи ,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1, слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои ? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2)

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете ,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Источник

Левша (кроссворд)
3779344-583b4e881eb5c5be.jpg
По горизонтали :
5. Без чего тульские мастера не хотели отпустить Левшу с Платовым в Петербург? 6. Что было в часах, подаренных Левше англичанами? 7. Как названо в сказе слово «бухта»? 9. Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»? 11. Какое учреждение посетили царь Александр Павлович и атаман Платов в Англии? 15. Что танцевала «аглицкая нимфозория»? 16. В каком виде почудился Левше черт в морской пучине? 18. Найдите корень в слове «свистовые». 19. Каких сказочных героев напоминают тульские мастера, подковавшие блоху? 20. Имя какого героя сказа Лескова стало нарицательным? 23. Под чем стоял в кунсткамерах Аболон Полведерский? 25. Как назывались танцевальные движения, которые исполняла аглицкая блоха? 28. Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?
По вертикали :
1. Мера площади в земледелии. 2. Мелкий шрифт. 3. В качестве кого сидел Левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой? 4. Сосуд с водой. 8. На что ложился Платов в минуты досады и трубку курил? 10. Как назывался в английском музее самый большой экспонат? 12. От какого кушанья отказался Левша, заявив: «Это я не знаю, чтобы такое можно съесть»? 13. Что собирались опубликовать англичане, рассмотрев привезенную Левшой стальную блоху? 14. Какая одежда была у пеших полков англичан? 15. Что особенно понравилось Левше в обучении английских рабочих? 17. Какой предмет туалета смутил Левшу на руках англичанок? 21. Во что были одеты английские рабочие, когда подносили царю блоху? 22. Как называется действующее лицо художественного произведения? 24. Как называл Платов своих казаков? 26. Кто больше всего страдал от нагайки «свистовых» в коляске Платова? 27.Какой сахар не могли показать англичане царю Александру Павловичу?
Автор: Горюнова Е. В.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии