Пересказ апокрифа Иоанна, гл. 1

Апокриф Иоанна – древний христианский текст, без названия, входящий в состав рукописных книг библиотеки из Наг-Хаммади.

««Библиотека из Наг-Хаммади» представляет собой собрание рукописных книг - кодексов, изготовленных из папируса. Эта библиотека была обнаружена в конце 1945 г. в районе селения Наг-Хаммади (Египет). Тексты в этих книгах написаны на коптском языке, разговорном языке эллинистического Египта, и являются переводами с греческого. Кодексы были изготовлены в начале IV в. н. э., но сами тексты датируются гораздо более ранним сроком: I – III вв. н. э.
Библиотека из Наг-Хаммади состоит из 12 кодексов и нескольких листов из 13-го кодекса. Сейчас книги этой библиотеки хранятся в Каирском музее. Есть предположение, что один из кодексов попал в частное собрание и недоступен для учёных.
Библиотека из Наг-Хаммади содержит, в основном, тексты гностического христианства в его «позднем варианте». Предположительно, кодексы принадлежали монахам из первого христианского монастыря, основанного св. Пахомием. На это указывают письма сподвижников Пахомия, из которых были изготовлены обложки кодексов; место, где найдена библиотека, находится всего  в нескольких километрах от монастыря; время захоронения кодексов (конец IV в. н. э) совпадает с указом александрийского митрополита Афонасия об уничтожении неканонических текстов.
Начиная с  70-х гг. ХХ века, некоторые  тексты библиотеки переводились на русский язык, однако публикация полного собрания переводов сделана благодаря сайту «Русской апокрифической студии».»   А.Логинов



Текст, названный исследователями  Апокрифом Иоанна, содержит рассказ Иисуса Христа, переданный  близкому ученику, Апостолу Иоанну, при их встрече, которая могла произойти лишь во время между распятием Иисуса Христа и Его приходом к ученикам, собравшимся в доме, в первый день после воскресения ( Ин.20).

В целом, глядя с высоты прошедших лет на те события, мы воспринимаем их скорее  как  нечто абстрактное, отделенное от повседневной реальности.
 Но, как  в наше время, в те дни также восходило над землей солнце, и также голосисто щебетали птицы на рассвете; а люди буднично трудились, в поте лица добывая свой хлеб. Точно также как мы, они привыкли к своему образу жизни, к религии предков, к своим обычаям, праздникам и традициям.

И все же, то время существенно отличается от  нашего времени, так как тогда по улицам некоторых городов и сел, окруженный толпой учеников и других слушателей, ходил Сам Иисус Христос.
 Он творил чудеса исцеления, воскрешал к жизни умерших,  неустанно проповедуя  удивительное учение о милосердном истинном Боге и о Его Небесном Царстве.
При том, Он не боялся говорить правду прямо в глаза иудейским начальникам и первосвященникам, справедливо обвиняя их во лжи и преступно жестоком правлении.

Безусловно, Он ярко выделялся на фоне той, в общем-то ничем не примечательной, обыденности.
 Его ненавидели все, кого Он обличал, кого называл детьми дьявола, насквозь видя их сущность.
 И в конце концов они предали Его распятию.
А люди из народа, темные, так ничего и не понявшие, держащиеся за старое и привычное, поверили своим начальникам на слово, - в то, что Иисус, называющий себя Божьим Сыном,  посягнул на власть, что Он злодей, гордец и обманщик.
По этой причине многие из людей с удовлетворением внимали зрелищу Его ужасной казни, и кричали Пилату – «распни Его, распни.»

Несколько часов длились суд над Иисусом и Его казнь. Потом все закончилось, Он умер на кресте.
Тогда была весна. На следующий день в безмятежно чистом небе весело светило солнце, все вокруг цвело и благоухало.
Но ничего не радовало учеников Иисуса Христа, пребывающих в страхе и  отчаянии после распятия их Учителя. Они доверились Ему, поверив, что Он - Божий Сын, и вот теперь Его отвели на казнь, как обыкновенного преступника, под радостные вопли толпы. Ученики боялись, что вскоре иудеи придут и за ними - их всех переловят и казнят вслед за Иисусом. И они разбрелись в разные стороны в поисках надежного убежища, которое, впрочем, было   скоро найдено ими.

Иоанн , один из самых близких учеников Иисуса Христа в те часы также находился  в смятении, но он не столько  боялся за себя, сколько болезненно сопереживал Учителю. Печально он бродил по улицам города, задавая себе вопросы, на которые не находил ответа. Незаметно для себя он подошел к иудейскому храму. Там встретил его фарисей, по имени Ариман. Фарисей узнал его, и презрительно стал расспрашивать об Иисусе, желая показать Иоанну, насколько глупо он поступил, доверившись Учителю и отказавшись ради Его учения от веры своих отцов. С нескрываемой иронией он спросил его:

" Где же твой господин, которому ты последовал?"

Иоанн ответил, как учил Иисус Христос о Божьем Царстве, об Обителе Отца:

"Место, откуда Он пришел, туда Он снова возвратился".

Фарисей не сдерживаясь, высказал ему в ответ:
"Обманом этот назареянин ввел вас в заблуждение,
и наполнил ваши уши ложью, и запер ваши сердца, и повернул вас от предания ваших отцов".

Иоанну было больно слушать его несправедливые слова, он повернулся и пошел от храма в безлюдное место, к горе.
 Он хорошо знал учение Иисуса Христа, но теперь, после жестокого удара, он еще раз пытался заглянуть в сам корень учения, чтобы до конца убедиться в его истинности:
По какой причине был избран Спаситель, почему Отец послал Сына в мир? И каков Отец в действительности? Насколько Он и Его Царство отличается от всего того, что существует в мире? В какой именно мир они, ученики, пойдут после физической смерти, и где находится тот мир? Что подразумевал Иисус, когда говорил им:
" Мир, в который вы придете, принял вид того высшего мира, вечного, нерушимого"
Но Он не учил их тому, каков  тот мир.

Погрузившись в свои мысли, Иоанн не заметил, как оказался на горе в тихом пустынном месте.
 Неожиданно во всем окружающем пространстве начало происходить нечто невообразимое и чудесное.
Казалось, весь мир содрогнулся, небеса вдруг раскрылись, и странный неземной свет озарил местность.
Испугавшись, Иоанн пал ниц. Через некоторое время он поднял лицо, и увидел в свете юношу, стоящего перед ним, который прямо на глазах стал преображаться в старого человека. Он изменял свой облик непрерывно, - из юноши он превратился в старика, и вот, - он уже дитя.
Он был одним и тем же, но формы  его менялись во множестве, открываясь в свете одна в другой.
Как же он мог, будучи одним, представать сразу в трех формах - молодого человека, ребенка и старца? Иоанн находился в полной растерянности и  изумлении.

Наконец, Человек обратился к нему с такими словами:
"Иоанн, Иоанн,
почему ты сомневаешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Это так: не будь малодушным! Я тот, кто с вами все время. Я - отец, я - мать, я - сын.
Я незапятнанный и неоскверненный", -

Иоанн вдруг узнал Его - перед ним стоял Спаситель, но тело Его не было физическим, оно принадлежало какой-то необыкновенной светлой жизни, из-за чего невозможно было поначалу Его узнать.
Закон времени  не имел для Него значения, - в каждую секунду Иисус мог принять форму любого возраста. Оставаясь самим собой, одновременно Он содержал в себе Дух Отца, и Матери , и Сына, - Он был Единством, всеобщим Единством, состоящим из личностей, соединяющихся в одном Духе, в совершенном и полном согласии и приятии, то есть, в любви.
В Нем не было ничего от прошлого телесного состояния, необыкновенный Свет озарял весь Его облик, далекий от всего плотского, темного и неразвитого.
Он продолжил  свою речь, объясняя Иоанну , с какой целью Он пришел к нему.

"Ныне я пришел наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя о совершенном Человеке. Теперь же, подыми лицо свое, иди и слушай, чтобы ты узнал те вещи, о которых я скажу сегодня, и мог передать это своим сотоварищам по духу, тем, кто из рода недвижимого совершенного Человека".

Иисус пришел открыть Иоанну историю происхождения всего, корень  сущего от начала и до конца. Он пришел рассказать ему о совершенном  Человеке, Образ которого живет в каждом из нас:  мы созданы по Его  светлому Богоподобному Образу.
 Он поведал ему о духовном мире, не принадлежащем материальной реальности, но  связанном с ней.
   То, что Иисус открыл тогда Иоанну, доступно пониманию только тех людей, которые происходят своей душой и духом из сильного рода совершенного Человека, могущего достичь бессмертия.

Продолжение следует


Рецензии