На сопках Манчжурии

Эту историю рассказывают у нас в семье уже более ста лет. Наверное, обросла всякими деталями, и каждый предыдущий родственник, конечно же, что-нибудь да добавил от себя.
А у меня вся эта история настолько ярко стоит перед глазами, что как-будто я сам был свидетелем тому. Этим и воспользуюсь....

            ***
 Я сидел в шикарном уютном ресторане на Гороховой, где собирались серьёзные люди Петербурга. Прошло несколько лет, но царь Николай всё ещё пребывал в унынии от той неудачи, которая постигла русскую армию в феврале 1905 года.
И публика в ресторане вела себя подчёркнуто серьёзно. 
Была пятница и, как оказалось, в этот день в ресторане исполнялась конкретная музыка. Два человека на сцене , имея в руках лишь фортепьяно и скрипку, исполняли то, что предназначено было для целого духового оркестра.
В течение всего вечера исполнялась только одна вещь... "На сопках Манчжурии"...
Никто не танцевал, публика молча смотрела на сцену и также молча поглощала то, что приносил им услужливый официант...

За одним из столиков сидел офицер русской армии и, судя по его скорбному лицу , он был участником сражения.
Стол был уставлен всякими закусками и деликатесами, стоял и штоф с водкой.
В течение всего времени офицер сидел словно вкопанный, и руки его не притронулась к ножу и вилке.
В конце вечера он встал из-за стола, кивком головы поблагодарил официанта и вышел из заведения....

Ровно через неделю мне опять довелось побывать в этом ресторане и когда я уже собирался уходить, появился знакомый офицер. Я решил немного задержаться и посмотреть на настоящего героя.
А тот подозвал официанта и вежливо спросил: " А что у нас сегодня особенного в меню, любезный? "
"О, господин капитан! - сказал официант, - сегодня у нас шикарный заливной судак! Извольте подать? "
"Да, пожалуй! Несите целиком"...
Через некоторое время к многочисленным закускам присоединился ещё и судак.

Раздались первые звуки печального вальса, и капитан вновь стал серьёзен.
Ровно через час офицер встал из-за стола и бросил официанту: " Счёт, как всегда, пришлите мне нынче вечером... "
И покинул ресторан, так и не притронувшись к прибору....

Когда публика покинула заведение, и я остался один за своим столиком, я решил поговорить с официантом.
Я заказал графинчик водки, две рюмки, наполнил обе и пригласил официанта выпить со мной. К моему удивлению, он сел напротив и сказал, что обычно это не положено, но, поскольку уже никого нет, то можно. И предложил выпить не чокаясь.
"К нам приходят, как правило, те, кто неравнодушен к русско-японской войне.-сказал он. - Здесь мы чтим память тех, кто не вернулся... "
Я спросил про капитана, который приходит сюда и мой собеседник сказал, что это самый несчастный человек в городе. Оказалось, у него был целый отряд, которым он командовал.
Однажды они вступили в неравный бой с японцами. Самураи сражались ожесточённо и с ними непросто было совладать. 
"Нашему капитану отрубили руку, и он взял саблю в левую. Их было пять человек и все они набросились на его адъютанта. Когда их осталось уже двое, одному из них удалось проткнуть руку капитана насквозь. Но всё-таки удалось сначала нейтрализовать одного, и потом, уже в полубезсознательном состоянии, проткнул и второго... "
Как потом оказалось, его и раненого адъютанта нашли в груде павших самураев. Таким образом, все его товарищи пали в том бою.
В госпитале у него началась гангрена, и пришлось ампутировать и вторую руку.

" Это случилось в одну из февральских пятниц 1905 года. С тех пор он приходит сюда и заказывает поминальный стол для своих товарищей ...
А к еде не притрагивается потому, что рукава пустые...
Всю свою военную пенсию он тратит на поминание своих товарищей, - рассказывал официант. -У него есть сиделка, которая каждый день приходит к нему, готовит ему пищу на целый день, а уж как он питается, я не представляю.
Одевает его, целый день он носит военную форму, а вечером она помогает ему раздеться и уходит..
А каждую пятницу он опять у нас... "
Я был поражён услышанным и всё же я задал официанту свой вопрос;
"Я заметил, что капитан немногословен.
Откуда же вам известны такие подробности? "
Ответ его убил меня наповал.
"... Я тоже там был. И всё видел.
 Я же был его адъютантом.... "

         1905 годъ....


Рецензии
Очень хорошо!

Мамина   13.03.2022 19:00     Заявить о нарушении
Вы меня два очень хороших слова нашли.! А у меня осталось только одно...СПАСИБО.
(остальные все ушли на написание заметки...).

Игорь Огурцов   13.03.2022 19:18   Заявить о нарушении