Скорая. Роды

Роды – это отдельная песня. Цикл акушерства и гинекологии у нас был на V курсе почти в самом начале, преподаватели были – уровень бог, поэтому понятие об этом деле было у меня уже правильное сразу. Первое, что нам заяснили – беременность и роды это ни разу не болезнь, появление на свет нового человека, это в подавляющем большинстве случаев естественный биологический процесс. Отсюда вытекает основная задача: не мешать. Ну и по возможности не суетиться, конечно. Второе: никогда не трогаться с места пока не отошла полностью (!) плацента – детское место. Почему, объяснили тоже.
 Сразу растолковали, что между первыми родами и всеми последующими есть очень большая разница. Первые – это обкатка родовых путей, поэтому долго и напряжно, и чем старше роженица, тем дольше и напряжней. Поэтому, если первые роды, то довезти и сдать в роддом без сюрпризов для себя и акушеров получается почти всегда. Если вторые и больше, надо быть начеку и хорошо подумать перед тем как трогаться, чтобы не пришлось принимать новорожденного в холодной, неудобной для этого дела и не особо чистой машине. Заодно забили в голову: оптимальный срок первых родов для здоровой нормальной женщины средней полосы 17-22 года. 22-25 уже тяжко матери, могут быть у неё осложнения, разрывы и прочие нерадости. После 25 осложнения для первородящей практически гарантированы, но ещё, как правило, не фатальны, но для ребёнка может по всякому повернуться. После 30 лет уже нелёгкие осложнения для матери (первородящей) практически гарантированы и к этому в плюс идут уже детские несчастья почти обязательно. Эти - подлые, они могут вылезти и не сразу, совсем не сразу. Сейчас на меня налетят с примерами про подруг и соседок, оставьте их для разговоров на лавочке. Это то, чему меня учили, и это опыт поколений, как и любая серьёзная медицина. От теперешних под 30% "кесарей" у меня, как и у любого нормального врача, волосы дыбом. Почему сейчас такая пошла мода, догадайтесь с трёх раз. Даю подсказку: оплата по ОМС лечебному учреждению за роды и операцию кесарева сечения под наркозом несколько отличается. Есть и ещё нюансы, и тоже про деньги. Ну это я отвлёкся.
Как уже сказано было в начале моего опуса, вторые и последующие роды, они намного быстрее, иногда просто стремительные, в акушерстве даже термин есть такой. Поэтому решение лекаря в такой ситуации должно быть взвешенным, чтобы не топыриться потом, не принимать младенчика на полу в грязном УАЗике где-нибудь в проулке частного сектора. Из всех четырёх принятых мною на вызове родов, всё прошло в условиях нормальной чистой квартиры, подготовленных пелёнок, чистой воды и т.п.
Запомнились почему-то только одни. Приехал на место, как водится, под утро. Есть у наших любимых женщин манера такая, перед рассветом рожать. Это, наверное, потому что ночные хищники, леопарды всякие, себе об эту пору уже покушать наловили и спать укладываются, можно рожать спокойно. Захожу, здороваюсь, в прихожей на меня кроме отца три пары девчачьих глаз смешных таращатся, малой трёх лет нет. Принято, рожать будем скорей всего по месту. Захожу в спальню, на кровати лужа расползается – только что отошли воды. Бикс с родовым комплектом на столик. Дальше всё как учили: с отцом кровать к стене, мамашу поперёк, ноги врозь. Мама моя, там, где положено, уже макушка показалась! Мухой в ванную, вымыл руки, протёр спиртом, развернул пелёнки из бикса, попросил всех выйти. Жду. Всё нормально – женщина тужится, голова идёт нормально, не торопясь. Вышла голова, А она не обычного, правильного цвета, а белая как мраморная. Твою ж дивизию, задохся! Попросил ещё потужится, шея вышла, а вокруг неё пуповина петлями туго-натуго. Одну петлю внатяг снял, вторую полегче, третью, всё, порозовела голова. Тут и ребёночек мне в руки выплыл. За ножки поднял правильно, через пальцы, по попке шлёпнул, чихнуло юное дарование, заверещало. Живём!
Положил на пелёнку, осматриваюсь что как, покуда до пуповины черёд не дошёл, и тут на дверь глянул. А из полуоткрытой двери снизу доверху в рядок четыре пары глаз - сверху отцовы, а дальше сестрёнок. И тут все разом: "Кто?" (УЗИ же тогда не было и в помине.) Я расплылся: "Девочка." Отец: "Ну пятый всё одно сын будет! По справедливости". И мама с кровати: "А то!"
Дальше всё как обычно: пуповина, послед, к груди. Позвонил на базу, везти – не везти, ребёнок в норме, послед отошёл, не кровит, матка сократилась, давление держит, кормит. Сказали, если всё нормально, не надо возить, третьего она тоже дома родила, посиди минут 20 рядом и на подстанцию, уже смене конец.
Не знаю, родили они пятого и кого, я уже со Скорой ушёл, по распределению поехал в район.
А самые первые роды подольше подождать пришлось, часа три, наверное, хоть и роды вторые. Везти нельзя – воды отошли, шейка матки уже раскрылась, а женщина худенькая такая, силёнок маловато, застопорилось дело. Но ничего, отдохнула, чайку слатенького попила, собралась с силами, обошлось всё. Каково мне было – вопрос опускаю.
Да самое весёлое не это. Успел я на занятия, совсем чуть опоздал, акушерство в аккурат, заканчивался у нас цикл. Вот сидим мы, рассказывает нам доцент наша за свой предмет, а меня разморило в тепле роддомовском, носом клюю. Преподаватель на меня настрожала маленько, пожурила ещё раз что опоздал, попросила пересесть за стол прямо напротив неё и дальше ведёт занятие. Я вроде сижу, слушаю её, смотрю перед собой и вдруг чувствую, меня соседка локтем в бок тычет. Только тогда дошло, что лежит моя буйная головушка на столе перед доцентом нашим и сплю я сном крепким, трудящимся сном. И спрашивает меня преподаватель строго так: "Вы не пьяны? Чем вы ночью занимались?"
Я ей как на духу: "Рожал. Так получилось. Всю ночь насквозь рожал."
Она не поняла сначала: "Ну и как?"
Я ей: "Всё нормально, ребёнок здоров, мама тоже, только долго – мама слабенькая, потому долго".
"На Скорой что ли дежурили?"
"Ну да."
Вот есть же люди на свете. Довела она меня под белы рученьки до кондейки какой-то, уложила там на кушетку, сказала: "Сейчас перерыв сделаю – у вас 20 минут". Через 20 минут зашла староста наша, разбудила меня и дальше я уже был в норме. Ну почти.
Бывают же добрые люди!
Ещё был случай, даже не знаю, как и назвать. Принял я вызов на роды, как водится, под утро. Это мне диспетчера из "неродной" смены подсуропили, хотя и знали, что мне с утра на учёбу, но своих пожалели – пускай девчонки досыпают. Роды так роды, первые и то ладно. Ящик свой родной железный, системы "афоня" (в кино с таким главный герой-сантехник Куравлёв вышивал), бикс с пелёнками в зубы, в УАЗике уже водитель ждёт, едем. Я спросонок не глянул в бланк, куда едем спросил у шофёра и ахнул – в самый дальний угол, на окраину в частный сектор. На дворе апрель, где развезло - канавы с грязью, где колдобины по самые мосты вездехода нашего. Насилу добились до того посёлка. Встретили нас на въезде, дорогу показали, подъезжаем. Паренёк молодой совсем такую же мамку лет 17-ти, не больше, выводит, а она уже морщится, за живот держится. Воды не отходили, схватки с час где-то – доедем поди потихоньку. Сели. Тронули. Куда править, сказали на базе – в новый роддом.
Водила разумный, крадёмся по этим как бы дорогам. Я в салоне, с родихой рядом, всё по уставу. Совсем недалеко до асфальта сыграло колесо с колдобины в яму, тряхнуло нас, потекло из-под неё, из-под мамки, – воды. Выбрались из грязи. По асфальту уже не особо далеко. Утро, светает, машин мало, задержек нет, едем шустро, но плавно.
Подьехали к роддому. Он новый, совсем недавно открыли, пандус ещё в опалубке, не заехать. На стене стрелка "Вход для рожениц". Крылечко обычное, дверь из оргалита казённая, ещё некрашеная. Стучу. Из окна зарешеченного рядом с дверью санитарка, немолодая уже, в форточку открытую докладывает: "Врачи на совещании, у меня ключей нет. Всё закрыто." Я к ней, она форточку захлопнула и пропала в глубине.
Тут из УАЗика моего выскакивает будущий отец с квадратными глазами и в голос: "Рожает она!". Я в машину, мадам на полу нараскоряку, а оттуда уже полголовы наружу. Что делать? Ору в окно – никакой реакции. Ну что, буду дверь ломать, она на вид хлипкая, потом починят, не велика ценность. Вокруг себя оглянулся, из снега наполовину стойки железных лесов торчат. Это двухметровая труба 100 мм и к ней с боков приварены короткие отрезки труб дюймовых. Выдираю я эту, будь она неладна, ржавую трубу, в подмышку и прилаживаюсь бить ей как тараном с разбегу… И на тебе, эта дверь долбаная передо мной распахивается – санитарка видно струхнула дальше в прятки играть, поняла, что дверь я сейчас вынесу на хрен, а отвечать за разор ей.
Трубу бросил. Обернулся - парень у машины мечется, кричу ему: "На руки бери и за мной!". Он жиденький, но ненаглядную из машины вытянул, на руки поднял, несёт. Я впереди него в предбанник, там голый пол бетонный, даже стула нет. Уже где-то дальше смотрю, кушетка стоит. Положили маму на кушетку, она верещит со страху-то, причитает. Тут смотрю врачи роддомовские летят, сёстры с каталкой. Сразу в родовую. Успели.
Халат мой, конечно, в грязи, в ржавчине от трубы, порвал его ещё когда трубу из сугроба доставал да наперевес брал. Ладно, поехали на станцию. Приезжаю весь "красивый" такой. Время к девяти, в диспетчерской смена уже другая, моя "родная", улыбаются: "О, хулиган приехал. Звонили сейчас, сказали, ты им чуть весь новый роддом не разнёс. Давай рассказывай." Ну я всё как есть доложил, спросил, рапорт писать? Мария Платоновна наша: "Да ладно, не надо пока ничего. Может и так утрясём. Твоей вины тут только халат на выброс".
Так ведь и обошлось. Великое дело своя смена. И в "школе" всё нормально, со второй пары "уроки" в тот день были.


Рецензии