Курсантская Жизнь-16. Теория в лётном училище

     Один уважаемый товарищ спросил моего мнения о том, как в моём училище – СВВАУЛШ – преподавали теорию и проводили практику. Задумался я. Хоть это было и давно, но остались о том периоде яркие впечатления. Именно «впечатления»! Мои личные!

     Попробую «умообозреть» сначала нашу теоретическую подготовку…

     Сравнивать мне не с чем, - в других училищах я не учился. Это «присказка»…

     Наше теоретическое обучение состояло, можно сказать, из двух частей, - общеобразовательных предметов высшей школы и специальных, соответствующих специальности – «пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов». Так будет потом записана полученная специальность в дипломе.

     Общие предметы изучали с первых дней – физика, математика, иностранный и подобные. Кафедра Марксизма –Ленинизма была отдельным «пунктом», о ней и говорить не стоит.

     Специальные предметы вводились постепенно – конструкция двигателя, самолёта, аэродинамика и прочие. Перечислять даже долго.

     Общие предметы преподавали гражданские ставропольские преподаватели, были «даже» женщины. Хотя, вот математику вёл у нас и не совсем гражданский товарищ, - отставной полковник, Сергей Сергеевич Горбенко. Седой и добродушный. А мы, балбесы, его звали Семён Семёныч Горбунков, - тогда фильм шёл «Бриллиантовая рука».

     Преподавали специальные предметы нам преподаватели офицеры или отставники. Вместе с теорией у них было много рассказов из своей военной биографии. Штурманскую подготовку, например, вёл полковник в отставке Ромашов, в прошлом лётчик. Конструкцию реактивного двигателя бывший авиационный инженер. Авиационное оборудование, - бывший войсковой инженер по авиационному оборудованию. И примерно так по всем предметам.

     Лаборантом на «штурманской» кафедре был интереснейший человек, полковник в отставке, бывший лётчик бомбардировщика Ту-16. Рассказывал нам, как в 50-ые годы, когда появился пассажирский самолёт Ту-104, который был сделан на базе Ту-16, всех лётчиков Ту-16, по должности выше командира эскадрильи, решили провезти по основным аэропортам Европы. И вот они, в составе экипажа гражданского Ту-104 летали по разным европейским аэропортам, «осваивали» их. Наш лаборант летал в лондонский Хитроу. Много интересного рассказывал.

     Теоретическая подготовка заключалась в том, что преподаватели давали нам материал под запись. По каждому предмету была тетрадь для конспектов. Иногда и вторая для решения задач. Задания на подготовку давали по конспектам и по соответствующим учебникам. В распорядке дня было время после обеда для «самоподготовки» в выделенном для каждого классного отделения помещении учебного корпуса, то есть в тех же классах где до обеда мы и учились. В отделении из курсантов было назначено пару человек «секретчиками», они получали в секретной библиотеке наши секретные тетради и таскали их в своём секретном чемодане на занятия и на самоподготовку. Там же таскали и секретные учебники. Тяжкая это была, конечно, «доля» у секретчиков. Может у них были какие-то привилегии за это?! Что-то я не припомню. Наверное, их в наряды не ставили. Ну, а у каждого курсанта была для конспектов и остальных "причиндалов" обыкновенная папка на замке из мягкого пластика самых разных цветов.

     То, что у нас было в распорядке дня отведено время для самоподготовки, это, конечно, был большой плюс, но мы его тогда особо не ценили. А если сравнить с «распорядком» гражданского студента, то это был просто «козырь»! Прослушал лекцию, записал конспект, на самоподготовке прочитал этот конспект, потом перед зачётом или экзаменом повторил, - и всё! Ты отличник! Но мы, балбесы, (не все, конечно) это снова не ценили. Ведь мы просто обязаны были учиться хорошо! Но это только сейчас понимаешь…

     В классах было много разных «учебных пособий». Это и реактивные двигатели в разрезе, много действующих стендов разных самолётных систем, Разного самолётного оборудования, - авиационных приборов, радио и радиоэлектронного оборудования. Периодически показывали разные учебные фильмы. Вот только на аэродинамике что-то я не припомню ничего из пособий, кроме учебных фильмов. В классе штурманской подготовки висела под классной доской огромная действующая Навигационная Линейка – НЛ-10. Потом всю жизнь называли её – «энэлка». Все эти учебные пособия были дополнительным козырем для успешной учёбы. Но, - думали ли мы так тогда?!

     Хорошо ли нам давали теорию? Думаю, что теорию по спецпредметам хорошо! Я и сейчас смогу, например, проложить на полётной карте маршрут, рассчитать его, составить разные там ИШР и ШП. Всегда помогало в лётной работе понимание принципа работы приборов и оборудования. Вот только всегда меня возмущало то, что давали нам преподаватели под запись и потом спрашивали, - из какого металла сделан такой-то болт или деталь. Разные там Х25Н20. Только место в голове пытались этим занять, но мы успешно тому сопротивлялись…

     Думаю, что неплохо нам «давали» теорию, только «брали» мы её все по-разному.

     В других военных училищах теоретическая подготовка была, наверное, примерно такой же. Со своей спецификой, конечно.

* - на фото: - курсант Горошко грызёт гранит науки - самоподготовка.
               СВВАУЛШ - 1975г.

              - фото автора.

14.03.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/03/16/565


Рецензии