А что, если в этом классе Михайла Ломоносов?
С самого начала наша группа поняла, что это не теоретик от журналистики (коих у нас было предостаточно) , а реально пишущий человек, который знает, что такое репортерское лихо и может действительно научить писать.
Мы, студенты,и не могли тогда догадаться, с какой уникальной и неординарной личностью свела нас судьба и как далеко он пойдет по карьерной лестнице в масштабах страны Советов. Судьбой ему было предначертано с 1980 по 1985 год стать главным редактором газеты «Труд», тираж которой под его началом также вырос в два раза до рекордных 19 миллионов 700 тысяч экземпляров, и этот факт нашёл отражение в Книге рекордов Гиннесса.
А дальше взлет еще выше - Указом Президента СССР М. С. Горбачёва Леонид Петрович был назначен сначала председателем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (14 ноября 1990 года), а затем председателем Всесоюзной государственной телерадиокомпании (8 февраля 1991 года).
Вот такого потенциала человек преподавал нам теорию и практику журналистики. Нам повезло!
Сначала о том, чем удивил нас новый преподаватель. На одном из занятий он провел малый социологический опрос по актуальной тогда теме. А начал он так:
– В Костромской области появилось новое движение сельской молодежи «Всем классом в колхоз, всем классом на завод!». А причина появления такой инициативы в том, школьники после окончания учебы уезжают в города, насовсем. Надо как-то остановить эту беду для села. Чтобы добиться этого, нужно было создать из девушек комсомольско-молодежные отряды на фермах и из парней – бригады для полевых работ на земле, Считается, что так удастся закрепить молодежь в родных миестах. Конечно, это благородная задача, чтобы спасти деревни от обезлюживания.
После такого вступления Леонид Петрович попросил нас письменно ответить на такой вопрос:
– Как вы относитесь к инициативе костромской области «Все классом в колхоз, всем классом на завод!» ? Обоснуйте свое мнение.
Многим показалось, что задание простое, поэтому быстро написали и понесли свои листочки на стол преподавателя. Я же задумался. И ответил на вопрос вопросом из семи слов. Когда все сдали свои ответы, Кравченко положил их в папку и сказал:
– На следующем занятии я проанализирую ваши мнения.
И вот очередное занятие.
– Я внимательно прочитал ваши ответы, - начал Кравченко.- Они разные, интересные. Но споткнулся я на одном мнении. Ваш однокашник написал « А что если в этом классе Михайла Ломоносов?». Кто из вас написал этот вопрос?
В аудитории установилась тишина. Никто не шелохнулся. Я поднялся со стула и сказал:
– Я написал.
– Кто я?
– Михайла.
– Вы не одобряете что ли инициативу Костромских школьников-комсомольцев?- спросил Леонид Петрович
– Почему? Одобряю. Если всё у них добровольно, никого взашей не толкают в колхоз и на завод, то каждому – в добрый путь каждому. Я тоже получил первую свою рабочую профессию – оператор газофракционирующей установки на нефтехимическом комбинате, работал в цеху №6. Специальность эта и в армии пригодилась, в ракетных войсках стратегического назначения. Так что первая рабочая профессия – это хорошо.
Мое суждение, похоже, оказалось не очень патриотичным, поэтому преподаватель сменил тему:
– Ладно, нам нужно продолжать занятие, поговорить о других ответах,- сказал Леонид Петрович,- А вас Михайла прошу остаться после занятия. Поговорим о вашей логике.
Действительно, когда прозвенел звонок мы вдвоем остались в аудитории.
– В чем ваша ваша позиция?- прямо спросил Леонид Петрович.
– Просто вспомнил я свой класс,- начал я.- Что было бы с одноклассниками, если бы мы все пошли работать на нефтехимический комбинат – градообразующее предприятие, на Стекольный или машиностроительный заводы? За всех одноклассников ручаться не могу, но если бы в наше время было такое движение, как у костромичей и нас скопом поставили бы к станку, закрепили там, а это означало бы, что мне бы уже не учиться на журфаке МГУ, брату в Московской военной академии. Ситуация такая же, что если был отец Михайлы Ломоносова силком оставил сына в Поморье? Что было бы со светилом российской науки и словесности? Хорошо, что парень с рыбным обозом подался ученость обрести.
– Все это, конечно, логично. Но патриотизма не хватает,- заметил преподаватель.
Время шло, Леонид Петрович, заканчивая разговор, вдруг неоожиданно спросил:
– Вы определились, в какую редакцию после 4-го курса пойдете на практику?
– Пока думаю,-ответил я.
– Тогда приходите ко мне в «Строительную газету». У вас интересный ход мыслей. Такие практиканты нам нужны.
– Если приглашаете, приду, тем более, что ваша редакция тут поблизости.
– А можно мы придем вместе однокурсником Султаном Умаровым?- осмелев, задал я вопрос.
– Приходите.
Так решился вопрос о моей летней практике. Занятий, которые проводил Леонид Петрович, я не пропускал и часто выступал на семинарах.
(Продожение следует)
УРОКИ ЖУРНАЛИСТИКИ Л.П. КРАВЧЕНКО
НА ЛЕТУЧКАХ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Свидетельство о публикации №222031401259