А что, если в этом классе Михайла Ломоносов?

   На 4-м курсе в нашу 6-ю испанскую группу пришел преподавать теорию и практику журналистики Леонид Петрович Кравченко, редактор «Строительной газеты» - одной из самых тиражных и популярных в  СССР.
   С самого начала наша группа поняла, что это не теоретик от журналистики (коих у нас было предостаточно) , а реально пишущий человек, который знает, что такое репортерское лихо и  может действительно научить писать.
   Мы, студенты,и не могли тогда догадаться, с какой уникальной и неординарной личностью свела нас судьба и как далеко он пойдет  по карьерной лестнице в масштабах страны Советов. Судьбой ему было предначертано  с 1980 по 1985 год стать  главным редактором газеты «Труд», тираж которой под его началом также вырос в два раза до рекордных 19 миллионов 700 тысяч экземпляров, и этот факт нашёл отражение в Книге рекордов Гиннесса.
   А дальше взлет еще выше - Указом Президента СССР М. С. Горбачёва  Леонид Петрович был назначен сначала председателем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (14 ноября 1990 года), а затем председателем Всесоюзной государственной телерадиокомпании (8 февраля 1991 года).
  Вот такого потенциала человек  преподавал нам теорию и практику журналистики. Нам повезло!
  Сначала о том, чем удивил нас новый преподаватель. На одном из занятий он провел малый социологический опрос по актуальной тогда теме. А начал он  так:
    –  В Костромской области появилось новое движение сельской молодежи «Всем классом в колхоз, всем классом на завод!».  А причина появления такой инициативы в том, школьники после окончания учебы уезжают  в города, насовсем.   Надо как-то остановить эту беду для села. Чтобы добиться этого, нужно было создать из девушек комсомольско-молодежные отряды  на фермах и из  парней  – бригады для  полевых работ на земле, Считается, что так удастся закрепить молодежь в родных миестах. Конечно, это благородная задача, чтобы спасти деревни  от обезлюживания.
     После такого вступления Леонид Петрович попросил нас письменно ответить на такой вопрос:
    – Как вы относитесь к инициативе костромской области «Все классом в колхоз, всем классом на завод!» ? Обоснуйте свое мнение.
     Многим показалось, что задание простое, поэтому быстро написали и понесли свои листочки на стол преподавателя. Я же задумался. И ответил на вопрос вопросом из семи слов. Когда все сдали свои ответы, Кравченко положил их в папку и сказал:
     – На следующем занятии я проанализирую ваши мнения.
     И вот очередное занятие.
   – Я внимательно прочитал ваши ответы, - начал Кравченко.- Они разные, интересные. Но споткнулся я на одном мнении.  Ваш однокашник написал « А что если в этом классе Михайла Ломоносов?». Кто из вас написал этот вопрос?
    В аудитории установилась тишина. Никто не шелохнулся. Я поднялся со стула и сказал:
   – Я написал.
   – Кто я?
   – Михайла.
   –  Вы не одобряете что ли инициативу Костромских школьников-комсомольцев?- спросил Леонид Петрович
      – Почему? Одобряю. Если всё у них добровольно, никого взашей не толкают в колхоз и на завод, то каждому – в добрый путь каждому. Я тоже получил первую свою рабочую профессию – оператор газофракционирующей установки на нефтехимическом комбинате, работал в цеху №6. Специальность эта и в армии пригодилась, в ракетных войсках стратегического назначения. Так что первая рабочая профессия – это хорошо.
    Мое суждение, похоже, оказалось не очень патриотичным, поэтому преподаватель сменил тему:
    – Ладно, нам нужно продолжать занятие, поговорить о других ответах,-  сказал Леонид Петрович,- А вас Михайла прошу остаться после занятия. Поговорим о вашей логике.
    Действительно, когда прозвенел звонок мы вдвоем остались в аудитории.
   – В чем ваша ваша позиция?- прямо спросил Леонид Петрович.
   – Просто вспомнил я свой класс,-  начал я.-  Что было бы с одноклассниками, если бы мы все пошли работать на нефтехимический комбинат – градообразующее предприятие, на Стекольный или  машиностроительный заводы? За всех одноклассников  ручаться не могу, но если бы в наше время было такое движение, как у костромичей  и нас скопом поставили бы к станку, закрепили там, а это означало бы, что мне  бы уже не учиться на журфаке  МГУ,  брату в Московской военной академии. Ситуация такая же, что если был отец  Михайлы Ломоносова силком оставил сына в Поморье? Что было бы со светилом российской науки и словесности? Хорошо, что парень с рыбным обозом подался ученость обрести.
    – Все это, конечно, логично. Но патриотизма не хватает,- заметил преподаватель.
     Время шло, Леонид Петрович, заканчивая разговор, вдруг неоожиданно спросил:
    – Вы определились,  в какую редакцию после  4-го курса пойдете на практику?
    –  Пока думаю,-ответил я.
    – Тогда приходите ко мне в «Строительную  газету».  У вас интересный ход мыслей.  Такие практиканты нам нужны.
    – Если приглашаете, приду, тем более, что ваша редакция тут поблизости.
    – А можно мы придем вместе однокурсником Султаном Умаровым?- осмелев, задал я вопрос.
    – Приходите.
       Так решился вопрос о моей летней практике. Занятий, которые проводил Леонид Петрович, я не пропускал и часто выступал  на семинарах.

                (Продожение следует)

                УРОКИ ЖУРНАЛИСТИКИ Л.П. КРАВЧЕНКО
                НА ЛЕТУЧКАХ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ


               


Рецензии