Наши корни. Глава 12. Первые семена комсомола
Очищая территорию уезда от колчаковских банд, командование 311 полка 35 стрелковой дивизии 5 армии одновременно проводило огромную работу по восстановлению Советской власти на освобожденной территории, проводило массовую политическую разъяснительную работу среди населения.
В селах и аулах часто проводились митинги и собрания, на которых политработники проходивших частей Красной Армии рассказывали населению о целях и задачах Коммунистической партии и Советской власти. Во всех населенных пунктах создавались ревкомы, велась подготовительная работа к выборам в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Наряду с этим политработники вели работу по созданию коммунистических и комсомольских ячеек. Она начиналась с организации групп сочувствующих Коммунистической партии.
Несмотря на то, что почти все беднейшее и среднее крестьянство Кустанайского уезда с огромной радостью встречало Красную Армию, как свою освободительницу и спасительницу от белогвардейских погромщиков, тем не менее в группы сочувствующих вступали единицы. Не меньшие трудности испытывали политработники и при попытках организовать комсомольские ячейки.
Население охотно приходило на митинги и на собрания, внимательно выслушивало речи ораторов, голосовало за резолюции. Но, как только политработники спрашивали: "Кто желает записаться в сочувствующие коммунистической партии? - наступала гробовая тишина. В сочувствующие либо никто не записывался, либо записывались 2-3 человека. Такое же приблизительно положение было на молодежных собраниях, на которых ставился вопрос об организации ячейки Коммунистического Союза молодежи.
К этому были следующие причины:
Во-первых, подавляющее большинство крестьян бедняков и середняков Кустанайщины было неграмотным. Они не в состоянии были так быстро разобраться в происходивших событиях и понять, почему необходимо было им "записываться в какую-то группу сочувствующих". У некоторых крестьян возникали разные сомнения и опасения за будущее Советской власти. Многие рассуждали, примерно, так: "Советская власть хорошая, это наша власть. Но долго ли она продержится? А вдруг пересилят буржуи, тогда тем, кто записался в коммунисты не сдобровать". Поэтому они воздерживались от "записи в коммунисты".
Во- вторых, кулаки и ушедшие в глубокое подполье белогвардейцы распускали различные клеветнические слухи про коммунистов. Так например усиленно распускались слухи о том, что коммунисты хотят "ввести общность жен", что "коммунисты и большевики не одно и то же. Большевики - хорошие люди, они за народ, а коммунисты - это евреи, интеллигенты, которые хотят занять место помещиков и буржуазии". Подобные клеветнические вымыслы врагов революции по поводу коммунистов оказывали большое воздействие на сознание отсталых, неграмотных и малограмотных бедняков и середняков. Это я испытал на себе.
В 1919 г. мне было сделано предложение вступить в коммунистическую партию. Его сделали коммунисты поселка Русского, Александровской волости (Позднее пос. Русский стал Боровского района) Ващенков Семен, Ващенков Ефим, Ильичев ( имя забыл ), Васильев Семен и др. члены только что организованной ячейки. В ячейке было человек восемь. Но в числе их не было ни одного старожила села Александровки. Все они были выходцами из Смоленской губернии. Местные крестьяне бедняки, середняки и даже батраки осторожничали. Осторожничал и я.
Товарищи долго уговаривали меня вступить в партию, приводя при этом следующие доводы:
- Кому же, как не тебе, Яков Васильевич, вступать в Коммунистическую партию? Колчаковцы расстреляли твоего отца, мужа твоей сестры. А потом ты грамотный, будешь писать нам протоколы собраний".
В ячейке действительно было критическое положение. Из восьми коммунистов не было ни одного более или менее грамотного товарища, который мог бы написать протокол собрания.
На все их доводы я давал один ответ: "Если бы эта партия была большевистской, то я бы немедленно вступил, а в коммунистическую - подожду". Сколько ни говорили мне товарищи, что между коммунистической и большевистской партиями нет никакой разницы, это одна партия. - "Вот даже в самом названии партии написано: "Российская Коммунистическая партия (большевиков). Последнее слово показывает, что коммунистическая и большевистская партия одно и то же. Несмотря на все старания друзей моего отца, моих друзей, так и не могли рассеять моих сомнений.
И, наконец, третья причина, удерживавшая многих батраков, бедняков и середняков
от вступления в партию и в комсомол - это религиозность. То, что коммунист должен быть безбожником, не верить в бога отпугивало многих честных и преданных Советской власти людей. У людей неграмотных и малограмотных, получивших религиозное воспитание, никак не укладывалось в сознании, что нет бога и что можно обойтись без него.
Первыми распространителями коммунистических идей среди трудящихся масс уезда были политработники проходивших частей Красной Армии. Они проводили собрания граждан сел и аулов, на которых знакомили крестьян с международным и внутренним положением страны, разъясняли, что Советская власть есть власть рабочих и крестьян. Они же разъясняли цели и задачи Российской Коммунистической партии (большевиков), проводили собрания молодежи.
Политработники старались, как можно популярно объяснить юношам и девушкам, что такое Союз молодежи, какие его цели и задачи, почему должна рабочая и крестьянская молодежь вступать в Российский Коммунистический Союз молодежи. Однако им не всегда удавалось, чтобы тут же на собрании молодежи вступали в комсомол. Но первые семена юношеского движения были брошены именно ими, политработниками частей Красной Армии. Они же снабжали молодежь популярной политической литературой.
Там, где не удавалось политработникам в том или ином селе организационно оформить комсомольскую организацию, они создавали инициативную группу из двух-трех человек, поручив им довести начатое дело до конца.
На таких собраниях мне приходилось бывать в Александровке и в Борисо-Романовке. В Александровке вместе со мной присутствовали Петин Федор Павлович (Петин Ф.П. в настоящее время персон. пенсионер. До 1972 г. был начальником управления, зам. министра внутр. дел Татарской автономной Сов. республики. В настоящее время проживает в Краснодаре), Величковский Дмитрий Иванович и многие другие мои сверстники.
А я и Петин Ф.П. даже выступали на этих собраниях. Выступить на собрании нас уговорил политрук проходившей части. Мы согласились, но сильно волновались. Говорили мы громко и горячо, но не помнили, о чем говорили. Это были наши первые шаги в приобщении к активной политической жизни.
Прослушанные доклады политработников на всю жизнь запали мне в душу. Они были долгое время первыми ориентирами в моей комсомольской работе. Но тогда еще никто из нас не осмеливался "записаться" в члены Российского Коммунистического Союза молодежи по тем же самым трем основным мотивам, по которым не спешили "записываться" взрослые крестьяне в Коммунистическую партию (большевиков).
Свидетельство о публикации №222031401292