Глубина ума
Глубина ума позволяет человеку делать основной акцент не на внешней форме явлений жизни, а на их истинном содержании. И в соответствии с этим более адекватно строить отношения с самим собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами. Глубокий ум предполагает достаточно существенный уровень интеллекта, закрепленный генетически. И интенсивно развиваемый человеком сознательно и целенаправленно. Глубина ума предполагает большой уровень требовательности человека к самому себе. Когда он ориентируется не на окружающих, а на ценности своего внутреннего мира.
Истинный интеллигент, как правило, обладает достаточно глубоким умом. Который совершенно незаменим в решении вопросов жизни средней степени сложности и сложных. Не говоря уже об очень сложных. Глубокий и серьезный анализ – это своего рода норма жизни интеллигента. Халтурить он просто-напросто не умеет. Ибо, привычка – это вторая натура. И то, что дается ему порой легко и просто, совершенно не обязательно является в принципе доступным для многих других простых людей, способных мыслить лишь простыми категориями и лишь стереотипно.
У интеллигента есть хорошая интеллектуальная школа. И это четко и конкретно звучит абсолютно во всем, что делает он. Обычно его выводы имеют вполне определенную ценность и важность. И не только чисто теоретическую, но и практическую. Особенно актуальна глубина ума для интеллектуальных аристократов. Но, несомненно, что и у аристократов души и духа она оказывает свое вполне определенное положительное действие. Собственно, интеллигентность предполагает высокий уровень качества в деятельности человека. Как минимум, это пять баллов. Другой вопрос, что абсолютное совершенство для человека недостижимо в принципе. По крайней мере, в рамках одной жизни. И кроме оценки «пять баллов» есть еще «пять с плюсом», «пять с двумя плюсами» и т.д. Что у большинства обычных людей вызывает мощное и принципиальное отторжение, так как воспринимается как странность или чудаковатость, каприз или прихоть. И даже как откровенное и сознательное извращение элементарной человеческой логики. Изящность ума – это удел особо избранных. Не говоря уже об изысканности. А для истинного интеллигента это обычная норма жизни. Всего лишь.
Свидетельство о публикации №222031401327
Также, Вы немало высказываете жизненной правды, о чём другие образованные и интеллигентные люди предпочли бы промолчать. Несмотря, что у Вас материала на разные популярные темы предостаточно, Вы реально идёте духовным путём. Об этом говорит и другое...
У меня есть, как у каждого человека, верующего в Бога, свой опыт, как я пришёл к Нему, и что узнал именно на этом пути. О многом уже говорил и писал, но есть ещё что сказать. И именно, сказать ещё о том, как пришёл к Богу.
По теме. Есть такая поговорка: "знает не тот, кто много читает, а тот, кто наблюдает". Бесспорно, эрудиция это мощная база вместе с активностью познания и всесторонним интересом к самой жизни. Это безусловно, я бы назвал, "большой" ум. Этому способствует, также, хорошая память. Это в идеале ум писателя.
И это, также, охватывает само мышление и умение быть внимательным.
Во та способность, о которой Вы говорите, где всего лишь по глазам можно многое о человеке сказать, не требует. например, интуиции или глубокого проникновения в "глубину ума". Здесь всё решает опыт, как знание и структуризация соответствующего знания. Но оперативное действие здесь - это внимание. Помните, как Шерлок Холмс демонстрировал такую способность и об этом говорил. При этом Конан Дойл не наделил своего героя знанием, что земля вращается вокруг солнца.
Интуиция здесь, конечно, подключается, но это, можно сказать профессиональная интуиция. Или жизненная от опыта.
Я бы сделал акцент в определении глубины ума на развитой способности самостоятельного исследования (да, содержания) но и глубины познания исследуемого предмета и попросту, всей доскональности, можно, философию. Вот здесь, писатель уже будет уступать. Ибо его сфера: широта и объём знания, практичность, прагматичность.
Те уровни, которые Вы сами описываете, это уровни учёного - вот здесь, и глубина ума, и сила теоретического мышления.
Обязательным составляющим компонентом, здесь же, стоит назвать способность проникать в мысли других исследователей и учёных, по изучаемому предмету и вообще. И в то же время всегда сохранять критичность мышления, и не забуксовать на догмах.
Следующим показателем глубины ума, я назвал бы креативность. Здесь теперь глубокий ум заходит в сферу эрудиции. То есть, я , например, считаю не эрудицию (хотя эрудиции много не бывает) обязательной, а всестороннее развитие человека. И я против методик в развитии творческого мышления, где грубо говоря "смешивают бульдога с носорогом" и считают, что это развивает креативность, творчество, изобретательность.
Если что, потом допишу.
С уважением,
Михаил Пушкарский 23.03.2025 06:45 Заявить о нарушении
Александр Иванович Алтунин 23.03.2025 07:00 Заявить о нарушении
Продолжу о глубине ума.
Конечно же, Ваша отправная точка от эрудиции, вполне оправдана. Ибо эрудиция - это и база, и один из параметров глубины ума, который проявляется в большом интересе к жизни. И наблюдение, и самостоятельное осмысление, и глубина анализа - здесь без этого никуда.
В начале, я не случайно упомянул о своём приходе к вере. Поиск смысла жизни - это ещё один отдельный, и по праву, более глубокий, с учётом первого, параметр глубины ума. Я ощутил потребность понять смысл жизни лишь в 25 лет. Я понимаю это, как импринтинг. То есть, однажды (возможно и в согласии с пирамидой А. Маслоу) приходит из глубины духа осознанная потребность понять смысл жизни.
И это, также, подтверждает то, о чём Вы говорите - что интеллект прежде наследственный задаток и программа.
Далее, скажу о разуме сердца - о нравственном компоненте интеллекта. Пример: после безуспешных пяти лет поиска истины в материалистических теориях, я вышел на креационизм. Также, интуитивно решил почитать о жизни Иисуса Христа и что Он говорит по поводу Бога. Первая брошюра "Жизнь Иисуса Христа" (Жан Жак Мориак).
Сама книга меня сильно не впечатлила - позже я увидел свет именно в Евангелиях.
Но в предисловии автор, вдруг, высказывает своё исповедание - что для него Иисус - Бог. Я же всегда думал, что Бог - это Творец, Дух и источник жизни. Но вдруг мне эта идея показалась вполне приемлемой и даже глубокой и святой...
Идея о том, что Бог может предстать миру в образе святого праведника, которого, это вполне закономерно, одни могут возненавидеть и даже убить - другие же принять своё сердце, как идеал и свет - такая идея показалась разумной. Конечно же, так мыслит сердце. И я понял, что если разум сердца благороднее и выше рационального, то истина на этом пути.
Собственно, распространённая ошибка на пути богопознания - это рационализм. Этим болеет даже православное богословие. Дело в том, что как мы только в своём методичном рационализме выходим на понятие Высшего Разума, как Личности (а иначе, как Бог может быть Богом, не будучи личностью?) то дальнейшее познание Бога - это познание Его как Личности. Это возможно через исследование общих критериев духовности, в этике, философии, религиозных системах, через самопознание и самосовершенствование, через опыт Святых.
И здесь, как раз, интересный момент: многие Пророки предсказывают однажды пришествие не очередного великого или малого Пророка, а полноту Слова Божьего, Сам Образ Божий и личность духовной величины Сына Божьего.
Идея Аватара и полноты Духа Божьего в человеке не нова. В индуизме - Кришна, в буддизме - Будда и т.д. Но практически, с исторической традицией, с ссылкой на время, место, свидетелей (причём праведных и благочестивых) то есть, в более убеждающей форме - мы видим в Ветхом и Новом Заветах, и далее в истории христианской Церкви. И здесь, если взять уже Новый Завет и учение Церкви, всё внимание обращается на познание личности Иисуса Христа. И Сам Он часто и прямо на это указывает. И прямо свидетельствует: "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь".
То есть познавая духовную жизнь через духовное совершенство во Христе, мы познаём Бога, как личность. И теперь все наши знания, методики, наработки, рассуждения, будут иметь смысл, если не уводят от пути к Богу и Замысла Его.
А вообще, если мы говорим о Боге, то говорим уже об общении с Ним и об отношениях с Ним. А это уже общение, опыт, знание и жизнь в Духе Святом.
Однако, одни продолжают искать оккультное знание, другие - продолжают искать законы и модели рационального познания, третьи - чтобы наверняка, обратились к опыту Святых и сразу "в самую глубину" и "крутизну", где говорят "о фаворском свете" и Иисусовой молитве "как особом делании" и "панацеи". И плюс, у них - есть богословие, как большое поле рационалистического подхода. Договорились до того, что стали называть Иисусову молитву Самим Богом. В начале 20 века Синоду пришлось
на Афоне расформировывать три русских монастыря. Но и в наши дни это учение продолжается...
В общем, человек "ни с тем уровнем подготовки" продолжает надеяться на на какую-то "магическую формулу" и "истину в рациональных "духовных" законах.
Хотя, как Вы обратили внимание, в принципе, можно получить благословение через Святого. И Богу - для нашего спасения необходимо лишь каплю в нас человеческого. Но что дальше - возможно вся жизнь в вере, трудах и покаянии. Это тоже благословение на своём уровне, ибо другим вообще не повезло обрести веру.
Михаил Пушкарский 05.05.2025 11:16 Заявить о нарушении
Творец ведёт своё творение к совершенству Своего Царства, и второй мотив пришествия Бога в мир - явить Свой лик в человеке и показать образ совершенного человека по образу и подобию Своему, как Путь, Истину и Жизнь (Ин.14:6).
О создании человека по образу и подобию Божьему говорится в Книге Бытие.
Для этого Он Своим Духом Святым через избранную деву Марию рождает младенца, который наречётся Сыном Божьим (Лук.1:35). Через Ангела, Его имя Иисус.
Неужели такой замысел не соответствует логике, разуму, творческой идее, любви и самому Богу?!
Логике - что показан пример подвига и Путь, преодолевающий страдания; согласно любви - Бог сострадал Своему творению и разделил человеческое страдание.
Разуму - что Он - Бог непредсказуемый... что даёт выбор, и по выбору суд... что для испытания праведности человеческой, "не было в Нём не вида, не величия" и ко всему, воплотился не знатным, а сыном плотника.
Творческой идее - что “утаил от мудрых и открыл младенцам”... что сказку сделал былью... что Автор сыграл главную роль в Своём драматическом замысле... что немощное восставил во славе...
Самому Богу - что Сам снизошёл, умалился, взял на Себя грехи человеческие, Сам понёс, Сам оправдал... и славы Своей никому не отдал. Был Господь-Творец, а теперь Господь-Спаситель.
Воплотившись в Сыне Человеческом, очередной раз показал, что Он во всём творении Своём - краеугольный камень.
Михаил Пушкарский 05.05.2025 11:18 Заявить о нарушении