Дежавю

Напишу немного, чтобы облегчить душу.

Всё это уже было восемь лет назад: война, беженцы, добровольцы. Взаимная ненависть воюющих сторон. Падение курса российского рубля тут у нас, в Беларуси.

Тогда я была ещё настолько наивна, что поначалу  надеялась найти человека, который бы согласился присмотреть за Тишкой, проживая в моей просторной квартире за коммуналку. Мне нужно было как-то пристроить квартиру и собаку. Потому что сын уже был с отцом в мужском монастыре в России, а меня здесь звала в Полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь пожить и поработать игуменья, но только без собаки. Не потому, что она такая вредная, а просто, как она мне сказала: - В общежительном монастыре порядки для всех одни. Если разрешить одной, каждая сестра захочет.

Но вышло ровно наоборот. Не я сплавила свою собаку на жильца, а ко мне приехали из Донецка беженцы с двумя собаками. Кандидатов было много, тогда на порядок больше людей бежало в Беларусь, Лукашенко подписал указ, чтобы с донецко-луганскими синими паспортами людей брали на работу, предоставляли жильё, сады, школы и медобслуживание наравне с белорусами.

Но я выбрала именно молодую семью из Донецка с двумя собаками. Подумала: раз не бросили собак, значит, люди.

Юля была медсестрой, Николай шахтёром, жили в частном доме у донецкого аэропорта. Дом раснесло снарядом, шахту затопило водой. Потеряв работу и жильё, они всё-таки долго сидели на чемоданах и ждали у моря погоды. В буквальном смысле, уехали на Азовское побережье и осень там в деревне просидели, а ко мне приехали уже под зиму на последние деньги, да ещё по дороге в Харькове потрясла их украинская таможня из-за собак, справок каких-то не хватало.

Так что здесь не перебирали, пошли работать по первому же предложению с жильём, в ближайшем пригородном хозяйстве им дали сначала квартиру, потом дом. Юля пошла дояркой, Николай механизатором. Хотя я предупреждала и советовала Юле поискать работу в городе по специальности, недалеко же ездить. 

Но она не послушалась. Так плакала потом. Говорила, что белорусские доярки пьют больше донецких шахтёров, что её как трезвенницу поставили бригадиром, что её меднавыки очень пригодились, бурёнок же закалывают антибиотиками, пока их ноги держат, если уж не держат, тогда на убой. Плакала она не только с непривычки, но и после обстрелов...

К чему это я?.. К тому, что я тогда поняла. Пока Юля с Николаем жили у меня и устраивали свои дела, уезжали искать работу и подавать документы, я присматривала за тремя собаками и поняла, что у меня это неплохо получается.

Так что, когда они со своими таксиками, подобранными, кстати, на улице в Донецке, как и я своего Тишку здесь на улице подобрала, от меня съехали, я не остановилась, а так и продолжила. Собак периодически подбирала, приводила в порядок и пристраивала, а кошек стала прямо во дворе кормить, домой не могу, астма.

Большие люди занимаются большими делами, а я вот такими. Когда убили отца Павла Адельгейма и в храме наступила моя очередь Евангелие над гробом читать, то мне как раз досталось про хананеянку и собак. И псы едят крошки со стола. Я всегда об этом помнила.

Много воды за эти годы утекло, все истории не перескажешь. Сколько подопечных удалось пристроить, сколько погибло. Стараюсь не думать о соотношении, а если кратко: их число от года к году всё возрастало, а помощников нет.

С самого начала хотела сотрудничать, но у нас тут очень туго с этим делом, отлов животных без чипа или жетона убивает в тот же день, приюта нет и нет зарегистирированного общества, каждый бьётся как может. Молодёжь активно пиарится и собирает деньги в соцсетях, а я швах, не тот возраст/менталитет.

Реально только с несколькими соседками/знакомыми сотрудничала: одна ежемесячно передавала деньги, другой можно было оставить корм и деньги на время кратковременных отъездов, третья помогала с пиаром, четвёртая со льготной подпольной стерилизацией и тп.

Зимой я ещё птиц кормлю, и каждая пережитая зима - достижение. Эту зиму все дворовые кошки пережили, в поставленном мною во дворе к зиме домике никто не прятался, не понравился, по подвалам. Не знаю, как правильно написать, не "опасалась" или "надеялась", но до конца зимы я говорила себе, что котят по весне считают... Проблемно всех за свой счёт простерилить и найти передержку на послеоперационный период, поэтому и растёт поголовье.

Четырёх кошек всего простерилила, причём беременных уже, раньше не доходили руки поймать, не было денег и была ещё масса причин, только под угрозой второго выводка за сезон... Начиналось всё с двух кошек и шести котят, сейчас далеко за 20.

Когда кормлю их - собаки бездомные, которых по весне гораздо больше стало, караулят остатки, и их тоже жалко. Недавно сцепился Тишка с таким  несчастным, всю прошлую неделю водила  его на уколы. Но не это меня доконало.

А когда вчера пришли деньги из России на "Мир", других способов сейчас нет, по новому курсу 1 белорусский рубль за сто российских ( было 3.4). Я же российская пенсионерка, и муж тоже, и все мои там, здесь никаких источников дохода нет.

Девушка в банке, которая оформляла карту, сказала, что  сначала рос.рубли переводят в доллары, а потом в бел.рубли, других способов нет. Ну и вот по этому новому курсу лечение Тишки обошлось почти в  пять тыщ, ежедневные расходы на корм под тысячу, а вся моя пенсия 15. Ребёнок на руках и квартира, за которую нужно коммуналку платить. Я бы её продала, но это дело не быстрое. И не даёт покоя простой вопрос: понятно, что даже если десятки тысяч сейчас в моём положении, не одна же я российская пенсионерка в Беларуси, то никому до нас дела нет, на Украине тоже, небось, в подвалах под обстрелами сидят граждане России. Но как между собой предприятия "союзного государства" рассчитываются? Тоже через доллары?

 Я, конечно, никого не брошу и буду кормить, пока самим есть что есть, но какой же выход? Где можно сухого корма закупить оптом не по этим диким ценам? Сейчас я кг сушки за 6 бел, то есть за 600 рос. рублей вынуждена покупать.

P.S. Договорились и пересчитали курс!


Рецензии