Трактат... читайте скоро! фрагмент-9

Перед публикацией своей книги, ТРАКТАТ в двух частях «ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА», представлю, уже заявленные ранее, некоторые фрагменты из первой части: со второй частью ТРАКТАТА, а значит с полной версией Книги, надеюсь, познакомимся –  С К О Р О!
Итак: СКОРО!... читайте:
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»…


ФРАГМЕНТ №9

Александр Евдокимов


ВЫДЕРЖКИ… (абзацы-фрагменты)
/из статьи
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»/


…Итак, мы наблюдаем две параллели, как два пространства, которые создаются иносказательными средствами искусства – знаками и символами, но одни служат симулякрам (чаще в политике), для производства необходимых пространств – копий «реальности», а другие (во всех видах искусства) – для глубоких познаний представленных им реалий и эмпирического материала.
Производство таких пространств широко представлено французским философом Анри Лефевром в книге «Производство пространства», опубликованной в 1974 году, в которой чёрным по белому, с изумительной точностью сказано, что «…От этого наследия (философии пространства, исправленной и дополненной математикой) современная наука, эпистемология, получила и приняла определенный статус пространства – как «умственной вещи» или «умственного локуса». Тем более что теория множеств, притязающая на роль логики этого локуса, заворожила не только философов, но и писателей и лингвистов. Со всех сторон, по примерно, одинаковому сценарию, стали возникать различные «множества» (иногда практические, или исторические) и сопутствующие им «логики»… …С тех пор концепт умственного пространства, дурно эксплицированный, совмещающий в себе у разных авторов логическую когерентность… …отношения частей и целого, порождение подобного подобным… …логику содержащего и содержимого, – …не удерживают никакие рамки»…


Возникают вопросы:

• «толкователь» чего режиссёр?!;
• какие «события» отразит замысел?!;
• чем будет напитана «пространство поэтики»?!... и т.д. 


Швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии и соратник Зигмунда Фрейда, – Карл Густав Юнг утверждал: «Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни».
Иронизировал, наверное, Карл… хотя, переписывают же историю (?!), редактируют реальность (?!), лакируют и пудрят действительность (?!): они стремятся к прекрасному мифу и только!
Быть может, или – не может быть?!...
Возможно, Карл не иронизировал над фактом, а Карл только шутил, но и здесь мудрый народ согласился с Карлом: «В каждой шутке, есть доля… шутки!»…   
Исходя из всего вышеизложенного, видно, что искусство используется, как орудие, дважды:


• как возможность создавать мифы, «краткие курсы истории», двойные стандарты и переписывание истории, то есть – симулякры, где между реальностью и обществом – призмой интерпретаций – стоят СИМВОЛЫ и ЗНАКИ;

и…

• как выразительное средство иносказания, чтобы плоскость реального раскрывать правдиво и точно, где творческий процесс, используя палитру всех красок, мог представлять художественный мир, как грань реальной жизни, как свой ракурс на происходящее – без лжи, – от писателя, музыканта, художника, поэта, скульптора… драматурга и режиссёра…


Ещё Конфуций сказал, что не слово управляет миром, а – ЗНАК!
Иносказательный язык выразительности, к нам известно, – это и символ, то есть – знак, и метафора, и аллегория. Все они являются самыми ёмкими, самыми глубокими и убедительными красками во всех видах искусства.
Эти уникальные средства выразительности требуют отдельного разговора и поэтому о них буду говорить в четвёртой части данного эссе, именуемой – «Художественный монтаж», так как монтаж – это составляющая основа всего и всему, и не только в искусстве.
«Производство пространства», если говорить на языке Анри Лефевра – это профессиональная обязанность режиссёра-драматурга, но не для создания копии, как это представил в своём трактате «Симулякры и симуляция», другой француз, – Жан Бодрийяр, где, в одной линейке его исследований, между РЕАЛЬНОСТЬЮ и ОБЩЕСТВОМ – находится – СИМВОЛ, то есть – знак, но, к сожалению, не как средство художественного познания, а как интерпретационный фильтр политических, или иных конъюнктур, для того, чтобы «реальность» представлять в логике определённой модальности, как иную реальность, не имеющей взаимосвязи с реальной событийной основой, с документально-историческими фактами. Символ здесь, как иносказание –  п р о п а с т ь!
Для СМИ и других информационных пространств – это симулякры, а в искусстве – это иносказательные средства выразительности, посредством которых создаётся мост, а не пропасть, – от зрителя (общества) к реальности, – с её действительностью, чтобы говорить о настоящем, через вымысел, для сохранения традиций, достояний культурного исторического наследия, коснувшись того сакрального и бесценного, что делает нас людьми.
Поэтому, режиссёру-драматургу необходимо, всю цепочку рассматриваемого событийного ряда – его документально-фактическую основу, сопоставить в «горизонте единовременности», для выявления симулякров, то есть копий, или не соответствий с реальностью и, через данные столкновения, активизировать поле – «объект-субъект-объект», чтобы зазвучала, как я называю, «речь зеркал». Добиться, в этом предварительном поле «диалога фактов», когерентности, а выявленные расхождения использовать, как контраст в системе своих художественных доказательств, или как средство активизации зрительского зала, через «провокации», или использовать, как «метод очуждения» по-Брехту, да, чего там, – даже отчуждения, как «эффект отстранения» по-Шкловскому и т.д., т.п., и мн. др.
Режиссёрская драматургия – это активное участие автора в отборе информации того, что должно наполнять, «насыщать», по словам Паустовского, «Пространство Поэтики», где – от точки озарения возникает энергия имплозии смысла, рождая ЗАМЫСЕЛ, а затем весь творческий процесс –  Т Е Р Р И Т О Р И Ю  его реализации…


Рецензии