Трактат... читайте скоро! фрагмент-10

Перед публикацией своей книги, ТРАКТАТ в двух частях «ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА», представлю, уже заявленные ранее, некоторые фрагменты из первой части: со второй частью ТРАКТАТА, а значит с полной версией Книги, надеюсь, познакомимся –  С К О Р О!
Итак: СКОРО!... читайте:
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»…


ФРАГМЕНТ №10


Александр Евдокимов



ВЫДЕРЖКИ… (фрагменты страниц)
/из статьи
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»/



…Перед выходом на площадку с готовым сценарием, в промежуточный период, так сказать, от сценарно-режиссёрского – до режиссёрско-постановочного этапов, готовится «Монтажный лист», который, на сегодняшний день, претерпел изменения, потому что новые технологии потребовали дополнительных пунктов и её база данных расширилась до 15-ти столбцов, а поскольку, содержимое строк всегда индивидуальное, то нас интересует только «шапка» (Таблица №1).
Это единственный документ из постановочного кейса, который создаётся в альбомном формате и заготавливается, как бланк для любых постановок, именуемый «МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ».
На данном этапе происходит практическая реализация замысла, в котором не существует каких-либо поэтических атмосфер, магических «если бы» из «Пространства Поэтики» и заоблачных далей: здесь всё должно приземлиться – «встать на ноги» и обрести СВОЮ территорию, стать продуктом искусства, согласно сценария.
Пространство постановочного процесса всегда регулируется – ДАННОСТЬЮ – компромиссы и балансировка – между задуманным и воплощением задуманного!
Данность – это, как реальность после сна, или сомнамбулизм, растаявший, как коммунизм от грохота раскатов грома, но с твёрдой уверенностью сохранить, с детской наивностью, летающие ещё вокруг туманные хлопья образных сновидений, как цельно-задуманное.
Постановка – это не только правильно поставленные задачи участникам театрализованного действа, но и предпринимательский талант выхода из тупиковых ситуаций, возникающих по техническим, или иным причинам, а так же умение найти быстрое решение тому, что в зримом реальном воплощении не раскрывает задуманного в сценарии: воображаемое и закреплённого на бумаге – не соответствует получаемому результату – необходимому образу, для реализации замысла.
«Гладко было на бумаге, но забыли про овраги!» – это, конечно, о технических причинах, прежде всего, но главное в данной поговорке –  расстояние с неизвестными, или даже о возможной пропасти, от проекта – до реализации, то есть, в режиссёрско-постановочном деле, нужно быть готовым ко всему.   
Замысел, утвердившийся в сценарии, это только полдела – необходимо спроецировать заявленные образы сценарно-режиссёрского пространства, воплотив в реальном исполнении.
Образы… 
Об этом хорошо сказал герой Зиновия Гердта, в фильме «Место встречи изменить нельзя», в диалоге с Шараповым:
« - Вы счастливы?
- Счастлив! Война кончилась: столько дел!...
- Знаете… в ваши годы я тоже был счастлив… Было огромное счастье, а потом оно, как-то уменьшалось… уменьшалось…  уменьшалось… и стало совсем маленьким-маленьким… как камень в почке»…
Сохранить и реализовать задуманное – это главное в процессе постановки, когда происходит «перенос» замысла в пространство территории реального результата, чтобы образ не стал маленьким и неказистым, или не пропал вовсе.
Д р а м а т у р г и я, как система сценических возможностей исследования жизнедеятельности человека, его социализации и общественно-политических взаимоотношений в обществе, должна выполнять свою основную функцию, определённую Аристотелем: «подражать    д е й с т в и ю    д е й с т в и е м»…
Создаваемый,  в режиссёрско-постановочном процессе,  д р а м а т у р г и ч е с к и й   п р о д у к т,   через структуру зрелищно-игровых элементов и когерентность, синтезирующих между собой посредством художественного монтажа, становится главным фактором взаимодействия всех отдельно взятых частей театрализованного пространства и воздействия его на аудиторию.
Постановка – это активная и заключительная фаза реализации замысла!
Постановка – это результат проверки на умение решать задачи, которые выявляет – ДАННОСТЬ.
Режиссура – это не только «понять» и «придумать», но и донести…
…Режиссёр должен уверовать и помнить главное, ЧТО:
Д р а м а т у р г и я   театрализованного представления – художественное исследование и отражение соотношений человека с жизнью: своеобразие и сложность сценарно-режиссёрского замысла заключается в том, что этот продукт, как явление, – предназначен для реализации действенных процессов в рамках «сценического пространства» (сцены, улицы, площади, стадиона) не имеющего права на повтор, а значит и права на ошибку, но с другой стороны, может являться постоянной основой для трактовок, как инсценирование автономного художественного произведения в репертуарных «уличных театрах», в театрализованных исторических программах постоянно действующих туристических маршрутах и т. д.   
И, конечно, понимать, ЧТО:
И н с ц е н и р о в к а, как основа сценария – это не физическое перемещение художественного материала, а его «перевод» (переложение) из одной системы художественного выражения – в другую и данный процесс зависит от вида искусств, который отличается не только художественными приёмами, или образно-знаковыми системами, но и законами «архитектоники смысла»…
Режиссура – это и внешняя, и внутренняя конструкции замысла, а постановка – это факт происшествия: «законодательная» ДАННОСТЬ, которой можно похоронить, или возвысить то, о чём говорит режиссёр…
К О Н С Т Р У К Ц И Я   проста и весьма снисходительна к нам, пока мы не шагнули в пространство реализации этого замысла…
…Ещё раз обратимся к выводам Роберта Макки, в которых он акцентирует на том, что, если во главе угла нет – истории, то есть – событийной основы и тогда, как утверждает Макки, процесс написания происходит «снаружи внутрь», когда как, если сформирована событийная основа, то писание пойдёт «изнутри наружу», где конструкция действа проявит в себе имманентный процесс – будет зримо раскрывать внутреннюю суть предмета.   
Но…
Шагнув – «в постановку», надо помнить, что каждый шаг в этом пространстве – проекция смысла уже для всех тех, кто становится командой, так как театр – это искусство коллективного творчества.
И!...
Не забывать, что «понять» и «понимать» – это значить осознавать не  только пространство замысла, а территорию воплощения.
Архитектоника смысла – УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА!
…Главное, чтобы в процессе постановки, «проекция драматургии», как сценарно-режиссёрский замысел, воплощался, не теряя связи со зрителем.
Чтобы не было «сдвигов» в процессе «проекции замысла»: непонимания в разночтениях…
Пусть в истории человечества останется только один сдвиг, произошедший в XIV – XV веках у англосаксов, когда из-за «Великого сдвига гласных» – они и по сей день: пишут – одно, а читают – другое!...
К тому же, американцы, – «сдвинутое», – ещё и сократили!...
Тут уж…
Вот, где причина, того следствия, которую Задорнов определил, как их национальное достояние: и говорят не связано, и отвечают туманно, то есть – тупят!...
Как и мы, но только тогда, как премного-с примем-с, ваше превосходительство-с, – до языкозаплетения-с!...
- А-у-э-фью-гьсэн-вуа-приз-с-сь-ь-ту-а-у-а…
- А-а-а-а, у-у-у алжирского бея… под самым носом шишка! (Николай Васильевич Гоголь)…


…Стены сцены – раздвиньтесь:
Нам ветром теперь греться!... 


Возвращаясь к реальному, к режиссёрско-постановочному этапу, необходимо помнить, что постановка – это всегда очень жёсткая и твёрдая конструкция всей организации творческого процесса, даже, если создаёте что-то в «лёгком» жанре досуга.
Ивент-индустрия – это ещё и ловушка: реализовать себя, как режиссёр в ней не возможно, хотя предприниматель – это тоже творчество, но Сорос – это реальный источник симулякров, который создал в стране НКО, лишь только для того, чтобы оболванивать и растлевать!
Ивент никогда не коснётся глубоких исследований – от него требуют (хозяева) поверхностного взгляда на всё, то есть – пустоты, которую можно наполнять, чем пожелаешь и досуг, здесь, тому – эмоциональное соответствие. Хотя, ещё французский психолог Анри Валлон, обращал внимание на то, что «эмоциональность может быть скрытым стимулом, но когда она берёт верх, ТО ПРИОСТАНАВЛИВАЕТ, ИЛИ ИЗВРАЩАЕТ РАЗМЫШНЕНИЕ»…
Надо бы помнить об этом, так как театрализация – это зримый и яркий досуг… с просвещением, в нормальном его понимании.
И тут надо уже улыбнуться!...
Да, режиссура…
Это, уже из разряда: «я не знаю, что такое плебисцит, но за плебея ты ответишь!»…
И вспомнить хорошо бы Олега Янковского – крупным планом, со словами Григория Горина: «Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьёзное лицо – это ещё не признак ума… все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица! Вы – улыбайтесь!»… 


Рецензии