Прерванный полёт

          У Василича, можно сказать, с детства была хрустальная мечта построить летательный аппарат, на котором можно было бы подняться в воздух и летать, как птица. Особенно это желание обострилось после экспериментов в авиамодельном кружке, когда модели, сделанные его руками, летали и не плохо. Вроде ничего не мешало с учётом полученного опыта построить аппарат для себя и допустим, разогнавшись на лыжах с горы, расправить сложенные крылья и взмыть в воздух. Эти полеты снились ему почти постоянно, аж до зуда в руках. Он и в институт хотел поступать авиационный, а не технологический. Но повзрослев, вынужден был чисто из прагматических соображений, пойти по пути химических технологий. Хотя подспудно эта мечта так и сопровождала его по жизни.

       На заре дельтапланерного движения, где-то в восьмидесятые годы этой идее суждено было осуществиться. Вместе с другом Колей Мининым, таким же энтузиастом свободных полетов, так же прошедшим в детстве авиамодельную школу, увлекшись новыми идеями, они построили дельтаплан. И не только построили, а уже начали его облетывать. Аппарат по внешнему виду не отличался от проекта, но по части материалов отклонялся от рекомендаций. В те незабвенные времена купить просто так то, что тебе нужно, практически было не возможно. Все не покупались, а "доставалось".

        Вот материал для паруса пришлось заказывать аж в Москву. Дюралевые трубы для каркаса правда нашлись в Нижнекамске. В Спорттоварах продавались шесты для прыжков в высоту, они по своим характеристикам вполне соответствовали проекту. Поэтому сбросились и приобрели без особых проблем, не считая возникшей мелкой пробоины в тощем семейном бюджете молодых специалистов.
         Парус шили на квартире у ещё одного знакомого любителя приключений. Звали его Ринад и он являлся эксклюзивным обладателем электрической швейной машинки, что тоже было редким случаем и конструкторам можно сказать по этой части здорово повезло. Короче, собирали, как говорится, с миру по нитке. Вот со стальными тросиками для растяжек вышел облом. Подходящих не могли найти никак. Редкая номенклатура. В конце-концов решили их пока заменить на капроновый шнур. Как впоследствии оказалось, это была главная техническая ошибка всего проекта. Много шишек и синяков было отловлено по этой причине в дальнейшем.

     Так вот в один прекрасный летний денёк было решено в очередной раз отправиться на испытания аппарата. Подходящие холмы находились километрах в пяти за городом. Дорога есть, но ехать не на чем. Обычно ходили пешком. Но тут случилась оказия. Друг Василича, Валера, приобрёл по случаю мотоцикл с коляской. После задушевной беседы согласился помочь энтузиастам свободного полёта и доставить их до места испытаний. Ну это ж совсем другое дело! Разобрав и упаковав аппарат испытатели погрузились в трёх колёсное средство передвижения с гордым названием ИЖ-ЮПИТЕР, нахлобучили шлемы и убыли на Камские просторы.

     До холмов домчались с ветерком. А там дело привычное, быстро собрали дельтаплан. В таком виде он выглядел потрясающе. Казалось, что стоит только чуть разогнаться, он соколом взмоет в небеса и ты будешь парить как птица, пока не надоест. Это был далеко не первый выход на пленер. И пока эти восхитительные картины проплывали только в воспаленных мозгах энтузиастов. А так обычно все происходило по гораздо более короткому и простому сценарию.
Пеший марш-бросок до ближайших холмов, сборка в полевых условиях аппарата, ожидание подходящего порыва ветерка, короткий разбег, отрыв от матушки земли, уход снаряда в сторону, резкая встреча с родимой планетой, треск каркаса, громкое пилотовское - Мать!!! и тишина... Только бодрое   посвистывание ветерка в растяжках да ласковое похлопывание порвавшегося кое-где паруса.

Далее обработка дезинфицирующими средствами ободранного местами пилота, упаковка перекосившегося красавца аппарата и венец всего мероприятия, скатерть самобранка на лужайке. Традиционная обмывка акции, разбор деталей полета и обратный марш-бросок, уже с песнями,  в город.
Вот и в этот раз, как оказалось, сценарий не претерпел особых изменений. За исключением того, что Василича после отрыва от земли порывом ветра неудержимо потащило вверх и в сторону, а после попытки выровнять аппарат, нос резко ушёл вниз. Капроновые растяжки пружинили и происходила перерегулировка. Дав, как говорится, на всю катушку ручку управления от себя, он в таком виде и врезался в землю. Хрустнуло в локте, рука изменила форму. Выбило локоть.

     Ну что, выбило и выбило. Главное голова цела. С подобной травмой приходилось сталкиваться в юности. Когда занимался спортивной гимнастикой. Никакой паники, никаких охов-ахов. Руку зафиксировали и опять как обычно, разбор аппарата, погрузка команды в мотоцикл и рывок до травмпункта. Там поставили локоть на место, наложили гипс и уже  минут через пятнадцать обмывали событие у Валеры на кухне! Смеялись и удивлялись - на все про все ушло часа полтора. Вот что значит средство передвижения, хоть и трёх колёсное и главное - сплоченный коллектив!
Василич проходил месяц в гипсе, сняв который пришлось долго разрабатывать сустав. На память об этом полете ему так и осталась не разработанная до конца рука. Но зато ребята потом долго подшучивали: - Он видел небо!!!

      В дальнейшем, когда исправили все недочеты и поставили нужные материалы, случались и удачные полёты. Конечно не такие, как грезилось в начале эпопеи. Но оторвавшись от земли, удавалось некоторое время продержаться в воздухе и мягко приземлиться под горой. Бывали также впечатляющие полёты на буксире за катером по Каме. Но со временем пришлось завязать с таким экстремальным видом спорта.

          Работа и семья требовали внимания. А тут эта травма. Вот и  переквалифицировался в охотники. Благо друг и однокашник по институту, старый охотник, Толя как-то сказал, мол бросай ты это дохлое дело, давай иди к нам. Такие отчаянные ребята нужны. Мы ведь не только уток бьем, но и лосей по случаю не обходим стороной.
А тут случилась перестройка, держава зашаталась, ввели талоны на продукты, стало труднее жить. Поменялись приоритеты. Полёты прервались окончательно и бесповоротно, ввиду смены политической и экономической ситуации в стране и трансформировались в рейды на природу уже с конкретной целью, обеспечить семью продукцией хоть и браконьерской, но зато свежей и  гарантированного качества. При этом опять же адреналин и кайф были обеспечены!

Уже повзрослев,  став дедом Василич не мог упустить любую возможность, позволявшую хотя бы отчасти почуствовать высоту и набегающий поток ветра. Летал как-то с другом на мотодельтаплане, а в свой шестидесятилетний юбилей, оказавшись на отдыхе в Сочи не смог отказать в удовольствии за немалые деньги полетать на парашюте за катером. А там  буксирующий трос не менее пятидесяти метров. И даже с этой небольшой казалось бы высоты приличных размеров катер смотрелся какой-то мелкой букашкой, упорно ползущей по синему морю.

     В последние годы судьба свела его ещё с одним интересным мужиком. На очередной литературной тусовке встретился со старым знакомым Борисом. Тот писал не плохие стихи. Но что особенно удивило, был одним из старейших парапланеристов в городе. Для уточнения, параплан, это парашют в форме крыла, без каркаса. У Бориса была борода лопатой, поэтому все звали его просто Дед. Так он не глядя на свои семьдесят лет продолжал летать! Василич смотрел его видео и все было без обмана. Он и ему предлагал попробовать. К этому времени острота желания по состоянию здоровья притупилась, но полетать - не полететь, а поучаствовать в выездах и посмотреть на действительно свободные и продолжительные полеты хотелось. Да вот не судьба. Совсем недавно Борис ушёл из этой жизни, оставив после себя несколько хороших книжек, видеофильмы и достойный пример, подтверждающий, что мечты сбываются и полёты возможны не только во сне, но и наяву...

Главное, чтобы глаза горели и душа пела от эмоций, которые будоражат кровь и дают ощущение полноты жизни, во всех её проявлениях.


Рецензии