Е82 Пушкин Онегин Архетипы Зарецкий и Вигель
Архетипы – романовый Зарецкий и реальный Вигель
Зарецкому Пушкин посвятил целых пять строф (IV-VIIi) в главе 4 своего романа! Это тоже проявление провидческого дара автора — он будто знал или угадал какую роль в его жизни сыграет специалист по дуэльному делу и секундант ...
В Зарецком многими угадываются многие собутыльники АСП по его краткой жизни в СПб и особенно граф Федор Толстой-Американец – его будущая первая сваха у Гончаровых.
По моему Зарецкий это литературный тип, оставшийся в генетич. памяти русской лит-ры, но никак не архетип. Архети;п (от др.-греч. ;;;;;;;;;) — это первообраз, прообраз, образец. В каждой науке свое понятие архетипа. Зарецкий = да это лит. тип секунданта в делах внесудебного дела дворянской чести.
Вот, например, Белая дама (призрак), Белый старец ... или Черный Монах = это архетипы = это укоренившиеся с трудной дефиницией сущности нашего коллективного бессознательного по Юнгу. По трудам спецов ИМЛИ - Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель». В таком смысле - да Зарецкий некая модель, но она единична, не стала повторяться и не превратилась в миф и архетип ... скажем как Емеля.
Но, если даже и допустить Зарецкого в зал архетипов, то он никак не ассоциируется с силами разрушителей Святой Руси и никак не олицетворяет до ранга архетипа их лидеров. К примеру. Герцен - это Колокол, его язык... А Зарецкий... или тот же Ф. Толстой-Американец = это скорее архетип анекдота (забавного случая)
Но, фра,
Любовью шутит Сатана - Любите самого себя...
это пушкинские формуляры его Кодекса Бытия и это хоть и герм-афродитическое у НВН=АСП, но тема "мужской любви" в жизни АСП и его творчестве , перенасыщенном автобиографизма = это отдельная гранд-тема пушкинизма и ждет своего адепта новой волны уникалов :
Отрок милый, отрок нежный,
Не стыдись, навек ты мой;
Тот же в нас огонь мятежный,
Жизнью мы живём одной,
Не боюся я насмешек:
Мы сдвоились меж собой,
Мы точь-в-точь двойной орешек
Под единой скорлупой.
Свидетельство о публикации №222031401512