Трактат... читайте скоро! фрагмент-12

Перед публикацией своей книги, ТРАКТАТ в двух частях «ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА», представлю, уже заявленные ранее, некоторые фрагменты из первой части: со второй частью ТРАКТАТА, а значит с полной версией Книги, надеюсь, познакомимся –  С К О Р О!
Итак: СКОРО!... читайте:
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»…


ФРАГМЕНТ №12


Александр Евдокимов


ВЫДЕРЖКИ… (Слон и Собянин)
/из статьи
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»/


…Кстати, вместе с Собяниным, как и для него самого, мне пришлось разрабатывать, а затем и реализовывать сценарий презентации нового здания цирка в городе Тюмени, в котором нужно было соединить два пространства представлений: циркового и театрализованного…
Здесь, следует признать тонкий и ироничный взгляд Губернатора-Собянина на происходящее событие: здание цирка и здание администрации Главы города Тюмени – встали напротив друг друга, но по разные стороны улицы, стремящейся неустанно к вокзалу (Тюмень – это хороший этап в карьерной лестницы, перед Москвой)!... 
Народ тут же и как всегда мудро, заметил: «с какой стороны не посмотришь – цирк! Цирк – напротив – «Цирка»!»… 
А может быть, это – инсинуации от аппозиции?!... История об этом  умалчивает, но и я о другом.
Цирк ведь и сам по себе – представление яркое, зримое, фантастическое, но для открытия нового здания требовалась торжественная церемония, которую необходимо было гармонично заявить, как событие в многогранной жизни и города, и региона.
Трансформировать атмосферу цирковой арены, на короткое мгновение, но феерично и масштабно, в официально-площадную тональность трибуны и заявить, внутри этого «дивертисмента», жанровую основу древнейшего искусства,  чтобы церемониал органично продолжился праздничной цирковой программой под новым и фундаментальным куполом, а не под брезентовым и сезонным, стоявшим до него, в другую губернаторскую эпоху.
К тому же, к такому важному событию пригласили легендарного Вальтера Запашного!
Поэтому, от меня, как от главного режиссёра данной церемонии, требовалась разработка сценарно-режиссёрского блока, в который вошли – экспозиция, пролог и увертюра. И, сами понимаете, что в середине этих эпизодов и был спланирован главный торжественный момент: приветствие зрителей от гостей и властей, и символическое разрезание «праздничной ленты открытия».
  Главные действующие лица церемониального блока были, конечно же, Вальтер Михайлович – советский и российский артист цирка – дрессировщик хищных животных, Народный артист РСФСР (отец известных Эдгарда и Аскольда Запашных), Сергей Семёнович и… на правах монументально-масштабного символа циркового искусства, большой и настоящий, добрый и весёлый – СЛОН!
И здесь, я хочу представить не то, что красочно раскрывается перед зрителями – на сцене, арене, площади, или любом другом пространстве, а торжественно-пылкий накал «закулистья», так как именно там, – тогда, произошло невероятное!
Итак, представим… =
: занавес с обратной стороны;
: тихий, но объёмный гвалт всех участников блока открытия;
: оглушительные удары собственного ритма сердца, где секунды становятся вечностью – до раздражения…
Сергей Семёнович и Вальтер Михайлович в этом же пространстве и вместе со всеми, так как в цирке нет раздельных кулис: все на виду – в едином месте и в одной трудовой атмосфере, под названием «Жесть»… 
Закулисный проход к выходу на арену не очень широк, но позволяет занять своё место каждому из участников, сохраняя при этом хоть какую-то дистанцию, причём артисты знали важных персон в этой тесноте и, конечно же, сдерживали своё мизансценическое сосредоточение.
Всё было привычно и обычно, но…
Тут пригласили в закулисную полумглу главного циркового артиста, как главное действующее лицо представления: ввели аккуратно и обыденно гигантского доброго шутника, с игривым рукастым хоботом!...
Сергей Семёнович беседы со знаменитым гостем не прервал, но потесниться… пришлось… =
: они встали рядом – плечо к плечу!;
: высокий и статный Губернатор стал, вдруг, простым мирянином;
: слон и Вальтер Запашный были в прекрасном расположении духа и иронично посматривали друг на друга, а между ними, ловя их взгляды, застыл, с виновато-доверительной улыбкой, человек наделённый огромной властью и ждал, поглядывая уже на двух собеседников и коллег по цеху…
Хобот, с непредсказуемыми пальцами-мыслями, плавал в пространстве над ними, а в прищуре его глаз, казалось, был смех…
Он мог бы снять шляпу, или кепку – по-Булгаковски (в квартире №50 кого угодно можно было встретить), но Собянин был без головного убора и даже из нагрудного карманчика ничего не торчало – ни платочка, ни ручки, ни гаджета...
Скукота! 
В глазах Сергея Семёновича я прочитал радость, в которой так и металась, успокоением, думка: «хорошо, что мамонты с бивнями не дожили до сценария этого»!...
Губернатору довелось познать то, что театрализация – это, прежде всего, монументальность и масштабность, но не по учебникам, как мы, а на практике – в одно мгновение!...
Атмосфера циркового закулисья соответствовала всем вкусам и запахам ассоциативного ряда волнительного процесса, перед молчаливо-спёртой и обратной стороной волшебного занавеса…
Правый глаз слона повернулся в сторону Губернатора, отражая в своей глубине главных действующих лиц, вмещая даже меня, в этих огромных орбитах…
И!...
Приподнял, вдруг, ножку?!...
На мгновение…
И!...
Все мгновения зависли, будто, – у виска, по-Рождественски – с голосом Кобзона…
Слон топнул, опустив ступню передней колоны своей в миллиметре от туфля Собянина и, вскинув голову, хлопнул ушами!... =
: Сергей Семёнович выдохнул, удерживая не улыбку, а её вид,;
: Сергей Семёнович погладил слоника;
: Сергей Семёнович вознёс  указательный палец вверх…
И!...
Слон тут же взметнул хобот ввысь, и тот, зависнув над всеми, потянулся к самому высокому из участников представления – к генерал-Губернатору!...
Теперь силуэт Сергея Семёновича застыл в глазах всех участников представления!...
Но, через мгновение, хобот трубно вознёсся куда-то под купол и!...
И!...
Наконец, прозвучала фанфара, сливаясь с эмоциональным трубным выкриком гигантского артиста цирка: представление началось!...
Всё прошло успешно и зритель получил новый объект культуры и искусства в регионе.
Этот эпизод, я включил в статью не ради забавы, хотя и этого исключать не буду (цирк-таки, есть – цирк), а для того, чтобы показать реальное отношение руководителя высшего звена государственной власти к такого рода массовым мероприятиям и личное участие в них.
Для того, чтобы подтвердить наши «шаги за сценой» убедительно, а значит, зримо, позволю себе фотомонтаж (картина №1, коллаж Алексея Боброва «Жесть»), так как гаджеты, в конце 90-х, ещё не имели таких технологий – снимать качественно, а «папарацци» – не смогли бы пробраться, не смотря на их изощрённость, изворотливость и предприимчивость, чтобы разделить вместе с ними аромат циркового закулисья – охрана, кругом – охрана!...

(Коллаж Алексея Боброва «Жесть» – на реставрации)


Рецензии