Трактат... читайте скоро! фрагмент-13

Перед публикацией своей книги, ТРАКТАТ в двух частях «ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА», представлю, уже заявленные ранее, некоторые фрагменты из первой части: со второй частью ТРАКТАТА, а значит с полной версией Книги, надеюсь, познакомимся –  С К О Р О!
Итак: СКОРО!... читайте:
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»…


ФРАГМЕНТ №13



Александр Евдокимов



ВЫДЕРЖКИ… (абзацы вербохлёста)
/из статьи
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»/


…«Производство пространства», если говорить на языке Анри Лефевра – это профессиональная обязанность режиссёра-драматурга, но не для создания копии, как это представил в своём трактате «Симулякры и симуляция», другой француз, – Жан Бодрийяр, где, в одной линейке его исследований, между РЕАЛЬНОСТЬЮ и ОБЩЕСТВОМ – находится – СИМВОЛ, то есть – знак, но, к сожалению, не как средство художественного познания, а как интерпретационный фильтр политических, или иных конъюнктур, для того, чтобы «реальность» представлять в логике определённой модальности, как иную реальность, не имеющей взаимосвязи с реальной событийной основой, с документально-историческими фактами. Символ здесь, как иносказание –  п р о п а с т ь!
Для СМИ и других информационных пространств – это симулякры, а для искусства – это иносказательные средства выразительности, посредством которых создаётся мост, а не пропасть, – от зрителя (общества) к реальности, – с её действительностью, чтобы говорить о настоящем, через вымысел, для сохранения традиций, достояний культурного исторического наследия, коснувшись того сакрального и бесценного, что делает нас людьми.
Именно по этому все части данной статьи, пронзает тонкая ироничная нить из… казалось бы, понятных каждому с рождения, но не имеющих прямого отношения к театрализации, слов: праздники, праздники, праздники… 
Я позволил себе подобное потому, что праздник – это совсем не театрализация и ставить их в один ряд нельзя: основная масса из того, что мы празднуем – симулякры! К тому же, практически в любом празднике уже заложен определённый событийный ряд на зрелищной основе и, чаще всего, уже ничего не требующий для их проведения – только организации!
Этим и пользуются все те, кто никакого отношения не имеет – ни к драматургии, ни к режиссуре и, конечно же, вместе с ними, мошенники, то есть – ивент!
Причём, используют понятие «праздник», как основу для их, так сказать, «профессионально-постановочной» деятельности и, пудря всем мозги, такое метафизическое действо, как – праздник, сводят только лишь к мишуре и пустоши плакатно-площадного веселья.
Отсюда – случайных и пришлых здесь больше, чем праздников.
Поэтому, таким «специалистам» плевать, ЧТО праздновать и КАК!
Привезли толстосумы из за границы Хэллоуин – давай!, притащили «валентинки» – пойдёт!, проросли конъюнктурные и политические для новой России – класс!...
Как они говорят, уже на их завезённой терминологии: – «пипл хавает», то есть – «быдло» съесть!   
Всё это происходит здесь, и сейчас – повсеместно!
К театрализации это никакого отношения не имеет, но лишь потому, что данному искусству «приписали» всю праздничную культуру, то и появилось, от обывателя, бульварное название – «массовики-затейники», «организаторы массовых безобразий» и т.д.
Праздники, праздники, праздники…
А что мы празднуем?
Прежде всего, говорить нужно, а о том, как через театрализованное представление – представить – тот, или иной праздник, который всегда имеет историю…
Многие праздники уже давно стали орудием идеологическим, как производство необходимых пространств, через симулякры, утверждая те постулаты истин и ценностей, которые формируют общественное сознание и объединяют народные массы, чтобы влиять и управлять – на тех и теми, кто станет большинством, то есть – гражданским законопослушным населением (прихожанами и послушниками – это в церквях), поэтому от таких праздников ничего не осталось – лишь церемониальная «обряжённость» и конъюнктура!
Праздники, праздники, праздники…
Симулякры, в «праздничной культуре» народов, разрабатываются не сценаристами-режиссёрами, а властью, как государственной, так и от других влиятельных структур, на которые и опирается иерархия силы влияния: наша реальность становится моделью вымыслов, в основе которой была, когда-то –  р е а л ь н о с т ь!   
Праздники – это особая субстанция и в них только духовное начало определяет истинное воодушевление народа, которое, или объединяет, если это так, или… создаёт скопление масс (тусовку), вокруг какого-то события.
Обобщая высказывания разных словарей и мнения специалистов о праздниках – это звучит так… =
: праздник – это радость и то, что сближает людей;
: праздник – это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека;
: праздник – это знаменательные, важные дни в повседневной жизни конкретных людей, народов, религий, или государств…
Праздники, праздники, праздники…
Их духовно-нравственная основа и должна интересовать режиссёра прежде всего: чем наполнять режиссёрско-постановочную территорию, как пространство истины художественных исследований?!...
Я сейчас не ставлю перед собой цели охватить весь спектр существующих праздников, этим должны заниматься специалисты других профессий, но церковные празднества обойти невозможно, так как многие из них – это «рейдерские захваты» истинных народных праздников, произведённых в глубине веков, согласно такому криминальному методу: жёстко и без всякого милосердия.
Религиозных праздников, которые прописаны в «учениях» различных конфессий, достаточно много, с уже имеющимися чёткими ортодоксально-сценарными виршами, но для утверждения своего господства, необходимо было, что называется «с молоком матери», войти в «плоть народа», а это возможно только, через душу и дух его, то есть – через праздники, где обряды, культовые торжества, ритуалы, традиции, являются наследием прошлого, а значит и будущего…
Поэтому: с «верой» этой войти нужно во всё – хоть с богом, хоть – боком! 
Многовековая история накопила огромный эмпирический багаж того, как это практикует церковь и государство. Здесь, можно резонно возразить, что церковь отделена от государства! Да, но именно в празднично-культурной сфере – они неразделимы…
За примерами далеко ходить не надо, они прописаны в наших календарях, как круглогодичная норма: практически все церковные праздники – это, когда-то, обычные народные праздники, или праздники нашего народа…
Режиссёр обязан проникать сквозь все «симулякровые наслоения», чтобы уже не в сценарии, в реализации театрализованного действа раскрывать основы первоисточника, или, если это будет позволено, вскрывать в драматургических столкновениях эти различия и несоответствия, как и неприкрытую ложь, создавая художественную реальность в театрализованном представлении того, или иного празднества.
Рассмотрим, какой-либо весенний праздник: Масленицы я уже касался, поэтому, возьмём следующий, известный всякому – «Вербное воскресенье»!
Праздничная культура – это идеологически выстроенная программа, которая никогда не являлась народной, а исходила от сил, желающих на «народной плодотворной пашне» взрастить своё, как родное народное, а значит – «доброе, разумное, вечное»!...
Однажды я посвятил слова тому, что нам представили, как бывший народный праздник, обрядив его в рясу…


С Верой
И!...
Правдой,
вербу ломают!
Вербно –
в легенде,
быть явно желают…
Им бы по левым щекам нахлестать!
Чтоб думали прежде, –   
в вербальных надеждах –
что в ветхих заветах писать:
«распять,
чтоб ломать?!»,
иль
«ломать,
чтоб –
распять?!»…
Чтоб веточке –
Жизнь,
на корню,
отнимать,
или?!...
продлению жизни!
любой –
не мешать!
А лишь:
понимать,
помогать,
отдавать!...
Но людям, –
под Веру, –
без меры!
ростки
у Весны:
очень нужно?!…
безжалостно!
брать
И!…
срезать!
А лучше –
ломать!
Чтоб богатыми стать!...
в душе,
И!...
на деле:
ведь вербу,
как Веру –
можно…
всегда, –
в эти дни,
продавать!...
Чтоб пожрать!
А потом –
поикать!
И!...
никогда!...
ни за что!
не страдать:
ведь грехи, –
Он сказал, –
можно снять!...
Если…
конечно,
раскаяться
И!...
молчать!
И!...
молиться,
поститься
И!...
Крест целовать…
И!...
щёки!
И!...
спину,
И!...
зад свой…
на милость –
всему –
подставлять…
И!...
Гоголь вербальный,
как родственник дальний…
с улыбкой,
родился б сегодня –
опять!...
Чтоб взгляд ироничный –
не забывать…
И!...
понимать… 
Но продолжать
И!...
резать-ломать…
И!...
подставлять?!...
И!...
щёку,
И!...
спину,
И!...
зад…
И!...
прутик вербальный:
купить
И!...
продать!
Чего с него взять?...
с верой такою…
только –
пенять!
И!...
Подставлять:
для того,
чтобы каяться
И!...
продавать!


Почему об этом говорю в разделе «режиссёрско-постановочный этап»?
Только потому, что территория режиссуры – это всегда художественное исследование и это всегда больше, чем определено сценарием: понять меру и горизонт столкновений нужного материала и раскрыть истину, которая будет определена сверхзадачей.
Праздник имеет свою историю и этим живёт без режиссуры, в душе и сердце отдельно взятого человека, но в театрализованном пространстве, праздник – это лишь элемент его представления в более развёрнутом и объёмном виде.
Здесь важно понять, что является «истинным» в материале сегодняшнего дня и найти когерентные точки симулякра с первоисточником: в режиссёрских решениях должна быть раскрыта имманентная суть явления, или имеющиеся проблемы во всём действии.
Не секрет, что под фундаментами строящихся церквей Новой Веры – более тысячи лет назад, «пищали», в смертных судорогах, другие веры…
А праздничная культура – это дух и душа народа!
Истребив её – получишь власть другой веры!
Попами культивировалось только то, что уже сформировалось, как обряд в укладах жизни народа и стало традиционными культурными ценностями. Иными слова – то, что было истинным, сакральным, а значит, рождённое душой.
Так и шагнули с библейских страниц проповедники, желающие заставить мирян забыть свои традиции и обряды, подменив всё «ветхо-заветным», с благословления божия (?!), прививаясь к родниковым росткам народного творчества, по-Мичурински…
Иносказание Михаила Михайловича Жванецкого «НАРОД и ГОСУДАРСТВО» здесь, весьма, уместно:
…«– Ты же этого хотел...
– Когда?
– Вот тебе на... Что ты прикидываешься, ты же всегда этого хотел.
– Хотел конечно. Ой, разговор какой тяжелый... Позвольте на минутку.
– Стоять! Отвечай по форме.
– Глуп, ваше сиятельство.
– Не сметь! Я твое родное народное государство. Отвечай: «Слушаюсь, гражданин начальник!»
– Слушаюсь, гражданин начальник.
– И знай, если кто поинтересуется, ты сам всего этого хотел. Ясно?
– Так точно. Ясно.
И государство тепло посмотрело на народ.
– Заправь рубаху как следует, пуговку застегнуть. Вот так. Нам друг без друга нельзя, – сказало государство.
– Почему? – сказал народ. – Конечно. Хотя...
– Нельзя. Нельзя. Ты не вздумай отделиться... Ты обо мне подумай. Что это за государство без народа. Итак уже сплетни, мол, насильно живем.
– Да что вы. Я только хотел на минутку отделиться и назад.
– Нельзя. Стой на глазах. Не вертись. Ну, чего у тебя?
– Можно власть отменить?
– Так это же твоя власть.
– А отменить нельзя?
– А враги, а друзья?
– Какие враги, какие друзья? Что-то я их не видел.
– Напрасно. Они нас окружают. Врагов надо донимать. Друзей надо кормить, иначе никто дружить не будет.
– И чего? Все время?..
– Все время, иначе все разбегутся. И враги не будут враждовать, и друзья не будут дружить. А нам они пока нужны. Обстановка сложная. Ну, иди, корми друзей, врагами я само займусь, и чтоб все понимал. А то стыд. Ни у одного государства такого бестолкового народа нет... Иди. Стой! Ты меня любишь?
– Ага.
– Пошел!»...
И мы идём, и ритм повседневный радуют праздники!...
Идём и вот он – праздник «Вербное воскресенье», а ведь он был другим, как так природа его рождения была иная, – истинная, – исходила из уклада жизни реального народа и назывался он по другому – «Вербохлёст», который отождествлялся с плодородием будущего урожая.
Известное нам «Вербное воскресенье», с поповским эсхатологическим горизонтом, или с душевно апокалиптической иронией некоторых мирян, с реальным праздником «Вербницы» – не имеет ничего общего!
Это симулякры, то есть реальность – на вымысле!
«Вербохлёст – бей до слёз!» – примерно, так приговаривали жители в древней Руси и ветками вербы… =
: «хлестали» скотину, впервые выгоняя её на пастбище после зимы;
: хозяйки с детьми делали обережную куклу Вербницу и ставили в красный угол, как символ плодородия и весны;
: парни «хлестали» прутиками вербы по ногам и «мягким местам» девушек, заигрывая с ними и это являлось символическим оплодотворением – утверждением симпатий друг к другу…
Никакого отношения праздник «Вербохлёст» к въезду Христа в Иерусалим не имеет!...
Но сколько утрачено в этом и других праздниках, которых постигла такая же судьба и не получило иного раскрытия в современном прочтении?!
Быть может тогда поколения, «не знающие родства», не заглядывались на, якобы случайно завезённые, «валентинки» и им подобные календарные события?!
Деталей данного праздника раскрывать не буду – это вы сможете узнать в соответствующей литературе.
Из всего вышеизложенного следует, что праздник не является театрализованным действом, как таковым, но искусство театрализации может создавать театрализованные праздники, для того чтобы… =
: раскрывать обрядовые и культовые торжества в празднествах, вместе с игрищами, ритуалами и церемониями;
: представлять самобытную и реальную историю праздников;
: демонстрировать ярко и точно суть и значение их… 
Только в этих случаях режиссёрская работа имеет смысл и необходимость заниматься праздниками, в которых всегда должна быть драматургия знаменательного события, или событий и, главное, заявлять всё по новому, в неожиданном ракурсе – зримо, ярко и убедительно…
Праздниками, вообще, должны заниматься культурологи, филологи, фольклористы и другие специалисты, чтобы режиссёр-драматург мог уверенно опираться на этот материал, если того потребует постановка…    


Рецензии